Steve ALBINI  R.I.P.

На 61-м году жизни в своей студии скончался от сердечного приступа легендарный звукоинженер и продюсер Стив Альбини

Стив Альбини (Steve Albini), легендарный продюсер и инженер, записавший альбом Nirvana "In Utero", альбом Pixies "Surfer Rosa" и множество других классических альбомов альтернативного рока, умер от сердечного приступа 8 мая 2024 года. Ему был 61 год.

Новость о смерти Альбини была подтверждена новостным изданиям сотрудником его звукозаписывающей студии Electrical Audio в Чикаго.

Предпочитая термин "инженер", а не "продюсер", Альбини был известен своим минималистским подходом к сессиям звукозаписи и акцентом на передаче естественного звучания выступлений музыкантов. Будучи певцом и гитаристом, он также был лидером групп Shellac и Big Black.

Альбини родился в Пасадене, штат Калифорния, 22 июля 1962 года. Он учился в Северо-Западном университете в Эванстоне, штат Иллинойс, и большую часть своей карьеры провел в Чикаго, где основал собственную студию Electrical Audio.

Свою музыкальную карьеру Стив начал в группе Big Black, которую он создал еще будучи студентом Северо-Западного университета. За время своего существования с 1981 по 1987 год Big Black выпустили два студийных альбома, оказавших большое влияние на альтернативную сцену: "Atomizer" (1986) и "Songs About Fucking" (1987).

В качестве продюсера Альбини получил известность, работая над дебютным LP Pixies 1988 года "Surfer Rosa" и дебютным альбомом The Breeders 1990 года, "POD". Курт Кобейн (Kurt Cobain) был настолько впечатлен работой Альбини над обоими альбомами, что привлек его к работе над пластинкой Nirvana 1993 года "In Utero". В том же году Альбини cпродюсировал классический альбом Пи Джей Харви (PJ Harvey) "Rid of Me".

Стив Альбини обладал собственной философией звукозаписи и непримиримо критиковал политику больших лейблов в части взаимоотношений с музыкантами. Он отказывался получать отчисления с продаж альбомов, над которыми работал, и предпочитал не указывать себя в титрах альбомов.

Его философия лучше всего изложена в письме, которое он отправил Nirvana в качестве условий для совместной работы над "In Utero".

"Я уже объяснял это Курту, но решил, что лучше повторить это здесь. Я не хочу и не буду брать роялти ни с одной записи, которую я записываю", - писал он. "Никаких отчислений. И точка. Я считаю, что платить роялти продюсеру или инженеру - это этически неоправданно. Группа пишет песни. Группа играет музыку. Именно поклонники группы покупают пластинки".

В письме Альбини согласился с предложенным группой подходом к записи альбома, сказав, что они должны завершить его за пару дней с "высоким качеством, но минимальным "продакшеном" и без вмешательства офисных руководителей". "Если запись занимает больше недели, кто-то обосрался".

Он также написал, что не считает своим долгом указывать Nirvana, "что делать или как играть", а скорее "оставить место для случайностей и хаоса". Альбини продолжал объяснять, что запись, сделанная с помощью "клик-треков, компьютеров, сэмплеров и секвенсоров", "будет иметь очень мало общего с живой группой, ради которой, собственно, и затевалась вся эта чепуха".

Именно этот подход привел Альбини к разрыву с лейблом Nirvana, Geffen, который хотел получить более отполированный звук для "In Utero". В итоге "Heart-Shaped Box" и "All Apologies" были перемикшированы, хотя остальные оригинальные миксы остались нетронутыми. Однако в целом запись была ремастерирована таким образом, чтобы "изменить общее звучание альбома", - утверждал техник Альбини по обслуживанию студии и будущий участник группы Shellac Боб Уэстон (Bob Weston). Несмотря на недовольство Альбини мастерингом "In Utero", он сохранил позитивные отношения с участниками группы.

"К трем участникам Nirvana у меня нет абсолютно никаких претензий", - сказал Альбини в интервью The Guardian в прошлом году. "Все остальные, с кем они работали, были говнюками-манипуляторами, которые оказывали на них давление, обвиняли меня и обсирали эту великую запись".

Как продюсер и инженер, Альбини за свою карьеру работал над тысячами записей, включая релизы Melt Banana, The Jesus Lizard, Godspeed You! Black Emperor, Gogol Bordello и многих других. Особо стоит отметить его работу над совместным альбомом Джимми Пейджа (Jimmy Page) и Роберта Планта (Robert Plant) "Walking Into Clarksdale".

После распада Big Black Альбини создал пост-хардкор группу Rapeman, которая просуществовала несколько лет и выпустила один альбом, "Two Nuns and a Pack Mule" 1988 года. В 1992 году Альбини основал нойз-рок-группу Shellac, которая оставалась активной до его кончины. Последний и шестой по счету альбом группы, "To All Trains", выйдет 17 мая.

Смерть музыканта оказалась совершенно неожиданным ударом: так, за день до его кончины было объявлено, что он выступит с группой Shellac на прощальном шоу легендарной хардкор-команды OFF! 17 июля в Чикаго. А буквально за несколько часов до появления печальных новостей газета Guardian призвала читателей присылать вопросы для открытого интервью с мастером. Звуки соболезнуют всем поклонникам таланта Стива Альбини.

09.05.2024, Сергей ЛИХОПЕК (ЗВУКИ РУ)