Ты можешь ходить, как запущенный сад,
А можешь все наголо сбрить.
И то, и другое я видел не раз -
Кого ты хотел удивить?
(А. Макаревич)
Что в имидже тебе моем?
Глядя на известных западных музыкантов, легко заметить, что их образы можно
"разложить" на несколько условных категорий:
Имидж против музыки?
В огромной армии групп и исполнителей преимущество имеет тот, кто не похож ни
на кого. Однако успех трудно строить исключительно на имидже. Никто не купит
ваш CD только потому, что вы покрасили свои зубы в зеленый цвет и во время
концерта демонстрируете свои голые задницы. Это может лишь привлечь к вам
внимание на первых порах, выделить вас из безликой толпы. Но голой задницей и
матом со сцены сегодня никого не удивить. Интересная музыка, тексты,
аранжировка, профессиональное владение инструментом в сочетании с их эффектной
подачей и ярким образом исполнителя имеют гораздо больше шансов на
"прорыв", чем каждая из этих составляющих в отдельности.
Истории успеха:
Яркий имидж - это не только запоминающееся шоу, броская внешность, но и нечто
неуловимое - то, что называется "харизма". Если вы - лицо группы
(фронтмен), то ваш возраст может стать преградой на пути к созданию желаемого
образа. Однако не следует пытаться скрыть свой возраст, если вы старше, чем
другие группы, ваши конкуренты или ваши слушатели. Ваши личные качества и
жизненный опыт, которого нет у ваших слушателей и конкурентов, могут пойти на
пользу вашему проекту.
Западные исполнители вырабатывают свой имидж долгие годы, а наиболее
коммерчески успешные из них - такие, как Дэвид Боуи (David Bowie) -
постоянно его совершенствуют и изменяют. Этапы большого пути Боуи служат
практическим пособием по "звездному камуфляжу" для монжества подражателей. На
протяжени карьеры этот удивительный человек менял маски десятки раз. Достаточно
лишь перечислить часть его "ролей":
"Звездный засланец", Space Oddity
"Эпоха империй", Сфинкс
Царь Троллей из магического Лабиринта
Супер-пупер кибер-панк
Боуи-женщина и Боуи-гермафродит
Последний герой (80-е годы)
Образец респектабельности (начиная с 2000 г.)
Вы спросите: как он умудрялся непрерывно менять имидж, по-прежнему оставаясь
таинственным и притягательным для своих поклонников? В этом и кроется
знаменитая "загадка Боуи".
И имидж, сын ошибок трудных...
Никто не даст вам четких рецептов по созданию имиджа. Но есть ряд
заблуждений, которые существуют среди исполнителей:
Заблуждение 1.
"Мой имидж - это мой концертный костюм и визуальная составляющая моего
концерта". На самом деле, это лишь часть имиджа. Манера общаться с
журналистами и слушателями, дизайн веб-сайта, оформление афиш, постеров,
обложек CD и кассет, название и логотип группы, ваша жизненная позиция - все
должно "работать" на ваш имидж, "бить в одну точку".
Заблуждение 2
"Достаточно эксплуатировать чьи-то старые удачные, но забытые приемы - и
успех придет автоматически". Да, старые приемы помогают. Иногда. Но только
в тех случаях, если исполнитель по-своему творчески перерабатывает чужие идеи.
Если же копировать кого-то слепо, то это будет выглядеть как неудачная пародия.
Времена меняются. Лучше искать что-то свое.
Заблуждение 3
"Я должен выглядеть и вести себя так же, как мои слушатели". Очень
хорошо, если вы четко представляете себе, кто является вашим слушателем. Однако
если ваша аудитория - молодежь 14-16 лет, то это вовсе не значит, что вы должны
вести себя, говорить и одеваться так же, как они. Старайтесь выглядеть и вести
себя так, как будто вы чуть старше их, на 1-2 года. Ваш юный слушатель должен
уважать вас - но не так, как уважают родителей или учителя, а так, как уважают
старшего брата. Если ваши слушатели - крутые байкеры-рокеры, старайтесь быть
более сдержанными, чем они. Если ваши слушатели - эстеты, старайтесь быть чуть
проще и "ближе к народу". Необходимо немного отличаться от своей
аудитории, быть чуть "выше" ее. Если ваши слушатели моложе вас, они
должны стремиться подражать вам. Но не обязательно при этом делать из вас
идола. Учитывайте вкусы аудитории, однако не следуйте им слепо.
Работа на будущее
Важное умение для каждого исполнителя - предвидеть и предвосхищать
будущие потребности слушателей. . Наиболее успешные исполнители (группы) не
просто подстраиваются под существующие вкусы, но и сами их формируют.
Николай Расторгуев, солист группы Любэ, рассказывает: "В
конце 80-х должна была появиться именно такая группа, как Любэ. Музыка тогда
было совершенно ублюдочная-всякие "Ласковые маи" и примитивные морзянки на
дешевых синтезаторах. Так что появление некой мужской альтернативы всей этой
бесполой инфантильности было вполне обоснованно. Можно сказать, что это был
почти просчитанный ход".
А вот высказывание Брайана Мэя, легендарного музыканта из Queen:
"...Вреднее имиджа может быть только бездарность. Певец добился успеха в
юности, когда выпархивал на сцену в усыпанном блестками камзоле, гарцуя на
высоченных каблуках и взмахивая пышной гривой... прошло 20 лет - он по-прежнему
поет все те же песни, наряжается в тот же древний сценический костюмчик, из
которого во все стороны выпирают бока, пузо и зад, а вместо шевелюры - лысина
или, что еще хуже, парик. На его концерты ходят пять-шесть сотен ровесников
экс-звезды, звезда льнет к журналистам и в редких интервью жалуется на времена
и нравы. Вполне возможно, что это очень талантливый человек, но он уверовал в
принесший ему однажды успех имидж, и обречен умереть его рабом, так и не поняв,
где и когда он совершил ошибку. По-моему, игры с имиджем погубили многих
талантливых музыкантов".
Какую бы музыку вы не исполняли, необходимо тщательно работать над своим
имиджем. Перед тем, как создавать свои концертные костюмы, рисовать обложки
альбомов и разрабатывать элементы шоу, убедитесь, что вы имеете четкие цели,
знаете, что именно и для чего вы делаете.
И в любом случае, на первом месте должна быть музыка.
1943 – Родился кантри-певец и композитор Рэнди Ньюман. Его песни исполняли и исполняют Лайза Миннелли, Рэй Чарльз, Рик Нельсон, Эрик Бердон и другие звезды, а его саундтреки сопровождают все фильмы студии Pixar »»
Berry GORDY JR. (1929)
Clarence FOUNTAIN (1929)
Gato BARBIERI (1934)
Randy NEWMAN (1943)
Paul SHAFFER (1949)
David CASTLE (1952)
Duncan TOWNSEND (1981)