Vertical67 "Changes" (Analogical Force)
Берлинский музыкант Томас Паль (Thomas Pahl) – фигура на электронной сцене не новая. Пластинки он издает с конца нулевых, не слишком привязываясь к какому-то одному стилю. В его довольно обширной дискографии есть с эйсид, и почти диско, и электро, и величественная спейс-электроника. С какими-то "большими" лейблами он практически не сотрудничал (если не считать хаус-пластинку на 100% Silk 10-летней давности), но про важным "майнорам" прошелся вполне убедительно: у него есть релизы на лондонском bronktoys, дрезденском Per Musica Ad Astra и дублинском Lunar Disko. На Analogical Force Томас дебютирует сразу с лонг-плеем, и с новым для себя звучанием – стилистически "Changes" идеально подошел бы лейблy Toytronic. Это энергичная, мелодичная и местами даже откровенно веселая музыка на стыке IDM, эйсида и брейкбита. Перегруженная бочка, сэмплированные брейки и сентиментальные синтезаторные мелодии – формула эта изобретена давно, но работает безотказно, к тому же за последнее время такой музыки выходило откровенно мало. Ну а крен Analogical Force в сторону "веселухи", заметный еще на прошлогоднем альбоме Fasme, можно только приветствовать.
Donato Dozzy “Magda” (Spazio Disponible)
Римлянин Донато Скарамуцци (Donato Scaramuzzi) в минувшем году был, можно сказать, официально посвящен в классики – его пластинка десятилетней давности "Donato Dozzy plays Bee Mask" была торжественно переиздана лейблом Editions Mego, а живое исполнение альбома "Voices From The Lake" (записанного в дуэте с Джузеппе Тильечи), которому тоже перевалило за десять, стало в прошлом году одним из главных событий фестиваля Dekmantel. По такому случаю Донато решил на время отложить эксперименты, которыми занимался в последние несколько лет, и записать еще одно программное произведение. По звучанию "Madga" расположилась ровно между двумя упомянутыми выше альбомами: здесь тоже всё строится на минимализме, петлях и повторах, но если в Voices From The Lake был увесистый техно-бит, а вариации на тему Bee Mask были совсем уж ажурным и бестелесным эмбиентом, то "Madga" – это классический эмбиент-хаус, где легкая бочка всегда присутствует, но никогда не играет главной роли. В результате получается этакий "минимал здорового человека", идеально подходящий для комфортного домашнего прослушивания.
Keiss "Faded Atlas" (Pulse State)
Если в девяностые отечественный IDM ассоциировался в первую очередь с Solar X, а в нулевые – с Fizzarum и Елочными Игрушками, то во второй половине 2010-х эстафету незаметно перехватил житель Архангельска Станислав Ковалёв. После дебюта на отечественном лейбле Nenormalizm он оказался в обойме лейбла Touched Music, где выпускает вот уже седьмой диск, на этот раз – на аффилированном с семейством Touched лейбле Pulse State. Стас интересен тем, что хотя формально вроде бы держится IDM-формата, но от альбома к альбому постоянно меняется, и следить за этой эволюцией крайне увлекательно. "Faded Atlas" – явный шаг в сторону сложных форм, глитча и саунд-дизайна. Ритмы запутаны в головоломные узоры, мелодии лаконичны до предела и порой сведены к двум-трем нотам. Но удивительным образом, фирменная Keiss-овская меланхолия и какая-то субъективная красота и музыкальность даже в такой интровертной пластинке проявляются в полной мере. Как-то так звучали бы поздние записи Autechre, если бы у них вдруг образовалась душа.
Build "Orienting Points" (Audiobulb Records)
Новинка шеффилдского лейбла, который вот третье десятилетие продвигает тему home-listening электроники от эмбиента и глитча до даба и электро. Build – новый проект американца Деймона Цуккони (Damon Zucconi), который известен в первую очередь даже не как музыкант, а как художник. Визуальный и, если угодно, дизайнерский подход можно заметить и том, как Деймон работает со звуком. Его музыка строится на двух базисных векторах, первый из которых – эмбиент-текстуры, порой не чуждые комфортных гармоний или лаконичных мелодических решений в духе Эрика Сати (Erik Satie). В этой части Build напоминает наиболее комфортные записи с лейбла 12k, например недавние пластинки Arovane. Второй вектор – это IDM-ритмы, но будто бы обозначенные пунктиром и существующие где-то на втором и третьем плане. Это своего рода деконструкция IDM в том же ключе, в котором музыканты типа Лоренцо Сенни (Lorenzo Senni) деконструируют транс – здесь всё ждёшь, когда же ударные начнут скрежетать и грохотать, а вместо этого Build тихо шуршит, шипит и пощёлкивает. Что-то в этом есть не то от Autechre времен "Garbage EP", не то от ранних записей Lali Puna, которые примерно теми же цифровыми методами расщепляли на молекулы поп-музыку.
Yunx "Imagine The Future" (Touched - Music For Macmillan Cancer Support)
Манчестерский дуэт Yunx был активен в период с 1997-го по 2005-й и относился ко второму поколению IDM-музыкантов, которое выросло и получило популярность в тусовке уже во времена расцвета раннего интернета и IDM-листа на сайте hyperreal.org как главного медиа жанра и сцены. Они издавались на лейблах Pitchcadet, Isophlux и U-Cover, засветились на самом первом сборнике "Cottage Industries" и легендарной манчестерской компиляции "0161", объединившей Gescom, Bola, V/VM и The Fall. Отдохнув 20 лет, Даррен Табернер (Darren Taberner) и Иэн Лоу (Iain Law) вернулись сразу с двумя релизами – сборником лучших треков "Never Underestimate Your Experience" и новым альбомом "Imagine The Future". Как это часто бывает новый альбом на поверку оказывается архивным (все треки записаны где-то между 2004-м и 2006-м), но то ли музыка эта очень хорошо настоялась, то ли дело в тщательном отборе, а может мы просто соскучились по саунду Yunx, но альбом и впрямь звучит как откровение и навскидку выглядит лучшим релизом группы за всю карьеру. Интеллигентное пост-детройтское техно по заветам B12 и Black Dog, "джазушки" в стиле Кирка ДеДжорджио (Kirk DeGiorgio), драм-машина TR-909, блиповые бас-линии и сэмплированные фанковые брейки. Всё строго по канонам, но удивительно хорошо, практически новый "Bytes".
The Future Sound of London "FSOL presents Pulse Five" (De:Tuned)
Бельгийский лейбл De:Tuned успел за десять лет превратиться в незаметных героев электронной сцены. Вокруг них нет никакого хайпа, о них почти никогда не пишет "модная" пресса (но редко обходит стороной профильная), но среди знатоков лейбл давно считается одним из ведущих. По сути, De:Tuned продолжает историю, начатую в 1990-е лейблом Warp – это музыка, уходящая корнями в чиллаутную сцену конца прошлого века, умное техно, эйсид-хаус и IDM. Обойма лейбла почти целиком состоит из ветеранов, так что появление на юбилейном релизе FSOL не особенно удивляет. Формально "Pulse Five" – это продолжение серии из четырех ЕР, записанной группой в период 1991-1992 (тогда их вышло четыре), на деле новая пластинка - скорее продолжение архивной истории, которой FSOL занимаются с 2007-го. Интересен альбом в первую очередь тем, что здесь мы слышим FSOL на стыке двух ипостасей – рейвовой (которая началась с Humanoid и закончилась где-то во время записи "Acceletaror") и коллажного эмбиент-сюрреализма, начавшегося сразу после. Как часто бывает на треках из архивов, здесь мы регулярно слышим знакомые элементы – "Honesty" это, судя по всему, тупиковая версия сингла "Lifeforms" (ушедшая от известной нам вариации довольно далеко, но всё же узнаваемая), "Sun Risen" (еще и очевидный оммаж группе Beloved) отсылает куда-то к "It's Not My Problem", а брейкбитовая "Big Life" это привет уже из 1980-х, откуда-то из сессий "Global LP".
eng8 "Future Continuous" (Backside Slice)
Минчанин Сергей Баранов, ранее известный по проектам Midimode и MDMD, запустил новую ипостась eng8, в рамках которой исследует различные грани эйсидного звука. Если ЕР "A Year In Suspense", вышедшая чуть более двух лет назад, напоминала не то эмбиент, не то транс без бита (что роднило её с единственным альбомом MDMD), то на новом альбоме Сергей уже полностью погружается в ритмичную музыку, да и настроение транслирует уже какое-то совсем другое. "Future Continuous" звучит максимально нервно, тревожно и даже боевито – захлебывающийся визг TB-303 нанизан то на хорошо прокачанные брейкбитовые ритмы, то на мощное скоростное электро, то на запутанные, но энергичные бейс-рисунки. Вместе с ревущими то тут, то там "хуверами" и сэмплами типа "where is my mind?" получается отличный пост-апокалиптический рейв – музыка не радостной толпы, а немногочисленных выживших одиночек. Есть тут даже достойный ответ The Chemical Brothers, главным на планете любителям комбинировать ломаные ритмы с вокалом – фит с рэпером Лайтовы, который, разумеется, читает на белорусском.
Charles AD “Sea Turtle Migration” (Not On Label)
Напоследок – совсем короткий (два трека общей длиной чуть за 10 минут), но от этого ничуть не менее яркий релиз японского музыканта Хироюки Танака (Hiroyuki Tanaka). Он выпускает музыку с 2017-го (на его счету уже четыре полнометражных альбома), но практически не известен за пределами локальной сцены. Всё это время его саунд как бы стоит на двух опорах – неторопливые хаус-ритмы (часто – залоуфаенные до состояния убитой кассеты) и созерцательные ландшафты на грани эмбиента и нью-эйджа. На этот раз всё это Танака-сан сжал до двух композиций, первая из которых – это умиротворяющий "журчащий" эмбиент (который даже в отрыва от названия стойко ассоциируется не с космосом, а с морем), а вторая – мягкий и едва заметно свингующий эмбиент-хаус. Кажется, за этим артистом стоит следить повнимательнее.
Автор рубрики - музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "Too Much Ambient" Ник Завриев.
1942 – Родился Джими Хендрикс (настоящее имя - Johnny Allen Hendrix, далее - James Marshall ) - виртуоз, признанный величайшим гитаристом всех времен »»
1953 – Родился Борис Гребенщиков - лидер группы Аквариум »»
Al Jackson, JR. (1934)
Jimi HENDRIX (1942)
Борис ГРЕБЕНЩИКОВ (1953)
Maria SCHNEIDER (1960)
Richard Kennedy MILES (1969)