Андрей Антонец aka OID - яркий пример артиста, чей следующий творческий шаг едва ли предугадаешь. Электро, техно, индастриал, IDM, эмбиент - это лишь часть его звуковых граней. Помимо репутации звукового экспериментатора, OID - автор музыки к более чем 10 полнометражным фильмам и участник проекта Keta с Ильей Лагутенко. По случаю 20-летия пластинки OS, созданной им в составе культового коллектива Alexandroid, Андрей рассказал Звукам о новых и старых проектах, о записи музыки в нефтяном резервуаре, о саундтреке к артхаусному фильму, о рижской богеме и любимых пластинках.
Звуки: Андрей, как ты начал создавать музыку и почему именно индастриал?
Андрей Антонец: В детстве у меня было только пианино. Не было никаких других инструментов.
Где-то в 5-6 лет я первый раз услышал Zodiac и Жан-Мишель Жарра (Jean Michelle Jarre) на стереосистеме, которая была у моего дяди. Это на меня сильно повлияло. До 17 лет я не слушал совершенно никакой гитарной музыки. Жил в мире электроники.
В раннем школьном возрасте я слушал Depeche Mode, a-ha, Sparks, U2, но как-то DM вытеснили все остальные группы. Спустя еще какое-то время я стал увлекаться Front 242, переслушивал их постоянно. Далее - Ministry и вообще направился в сторону дарквейва и готик-индастриала.
Мне очень везло со старшими товарищами - именно они подгоняли мне новинки. Одним из них был Саша Войцеховский, который уже тогда был очень крут. Работал в профессиональной студии звукозаписи, но как и все мы любил электронную музыку. Именно он тогда согласился совершенно безвозмездно просто так помочь мне записать какие-то мои идеи. Мы сидели с ним в студии всю ночь, он помогал мне создать мою первую электронную композицию, которую мы под утро записали на кассету. Я ужасно гордился этой записью и показывал ее всем друзьям. Он, кстати, много лет спустя сводил альбом “Дерзости” нашего с Ильей Лагутенко проекта Кета.
Мой учитель Саша Меркулов, который пригласил меня учиться программированию cubase, смеялся, говорил: "DM раз плюнуть подобрать. Вот тебе кассета со Стиви Уандером (Stevie Wonder), выбери песню и сделай аранжировку". И я выбрал трек "I Wish", ну и, конечно, сколько версий ни сделал - даже не приблизился к тому, как это было в оригинале. Но это открыло мне глаза на джазовую гармонию и развило меня музыкально.
Первые шаги в создании чего-то появились, когда друг неожиданно подарил нам Ensoniq Asr 10. В 1993 году это было что-то запредельно крутоею Довольно долго это был наш единственный инструмент, из которого мы выжимали максимум. Практически все альбомы Alexandroid записаны с использованием только этого инструмента.
Где-то в 1992 году, пожалуй, самый стильный и необычный человек в рижском андеграунде был художник Руслан Морозов. Он был создателем названия Gods Delusion, нашим старшим другом и вдохновителем, а также автором текстов, которые мы впоследствии переводили на английский и их исполнял Саша Матросов.
Индастриал был даже не жанром, а нашим мироощущением. Это была музыка нашей жизни. Как-то это всё органично сложилось.
Когда у нас не было никаких инструментов, мы ездили на заброшенный полуразрушенный целлюлозный комбинат под Ригой и там в нефтяном резервуаре с фантастической реверберацией записывали на магнитофон sharp 777 какие-то пост-апокалиптические звуки.
Звуки: А как произошло знакомство с Александром Матросовым — твоим будущим коллегой по God’s Delusion и Alexandroid?
Андрей: Кажется нас познакомил Руслан Морозов. Алекс был старше меня на несколько лет и уже что-то писал дома на синтезаторе Аэлита, используя ревер Лель. Мы с Русланом сидели ночами напролет у Алекса и так постепенно начало что-то вырисовываться.
Звуки: Как вы решили переехать из Риги в Питер и что собой представляла Рига 90-х в плане культуры, музыки?
Андрей: В конце 95-го года Алекс перебрался в Лондон, но его девушке не дали визу и он вернулся через год обратно. В самолете из Лондона в Ригу он познакомился с человеком, который открывал магазин Hugo Boss в Петербурге, и этот человек предложил ему сходу стать управляющим магазином. Такие были времена. Алекс поехал в Питер, и как только минимально устроился, позвал меня. Мы снимали вместе квартиры в разных местах города. Алекс был со своей девушкой, а в моей комнате был только Ensoniq — и это время, как оказалось, было довольно плодотворным.
В Риге я услышал первую хаус-музыку: лет в 14-15 на школьной дискотеке, которая была с 7 до 10 вечера и на ней играл Янис Крауклис - легендарный диск-жокей, настоящий пионер.
Тогда еще не было даже виниловых вертушек - и они как-то умудрялись сводить ровно, бит в бит, хаус-музыку, переделывая бобинные магнитофоны. То есть за эти 3 бит никогда не прерывался, можно было услышать самые свежие треки. Это были 1990-1991 годы.
В начале 90-х, а именно - с 1993 года, творческая жизнь в Риге била ключом. Проводились умопомрачительные рейвы с элементами арта. Было совершенно невероятное единение всех со всеми, Все было новое и интересное.
Звуки: Как вы пришли с Алексом к созданию дуэта Alexandroid? Какая идея и концепция была у проекта?
Андрей: Питер во всех смыслах был следующей главой в жизни. Открылся новый огромный удивительный мир. И в какой-то момент мы стали понимать, что в индастриал-звучание мы уже не помещаемся.
Звуки: Насколько изменился твой сетап в рамках Alexandroid по сравнению с God’s Delusion?
Андрей: Появился Roland Juno 106 и Novation Bass Station. Плюс мы иногда брали посэмплировать Roland MC 303.
Звуки:
Использовали драм-машину?
Андрей: Нет, сэмплер и служил нам драм-машиной. Все сэмплировали нещадно.
Звуки: Помнишь свой первый синтезатор?
Андрей: Мой первый синт я купил уже в Лондоне - это был Novation Bass Station. 1997 год. К нему, кстати, в комплекте мне достался двухтомник A-Z of Analogue Synthesizers. Говорят, он сейчас стоит чуть ли не больше, чем Bass Station.
Звуки: Как дошло дело до записи первого альбома Alexandroid? Какая из записей была первой?
Андрей: Не было никакой записи альбома - появился лейбл Электрус, который захотел выпустить альбом и они даже сами скомпилировали его из наших разрозненных записей. И так, кстати, было со всеми альбомами Alexandroid - их всегда компилировал издатель.
И сейчас я думаю, что это было cамое правильное. Мы сами собирали бы альбом бесконечно. А тут — взгляд со стороны. Первый альбом, который я сам собрал и, послушав, подумал, что это неплохо, был "Systems Of Mercy". Я думаю переиздать его прикольно как "Stems Of Mercy".
Звуки:
Приблизительно в 1999 году случилось твое знакомство с Ильей Лагутенко. Как это произошло?
Андрей: Это произошло в Риге. Мы тогда работали в студии режиссера Виктора Вилкса, он был на тот момент самый крутой рекламный клипмейкер, его студия была местом притяжения всей талантливой рижской молодежи. В какой-то момент Вилка решил снять клип для МТ, просто за свой счет. После съемок мы как-то разговорились с Ильей и он предложил мне сделать ремикс на их новую песню. Ремикс получился очень странный, даже немного безумный, но Илья оценил его и мы стали время от времени пересекаться на разные музыкальные темы.
Звуки: В какой момент вы решили начать работать над музыкой вместе?
Андрей: Илья предложил сделать ремикс на их песню. Потом на другую, на третью... А через несколько лет предложил написать вместе музыку для мультфильма.
Несколько лет мы не пересекались и он вернулся с предложением поработать с его песнями, задуманными для документального фильма. 4 песни превзошли все ожидания, и несмотря на то, что затея с фильмом как-то сдулась, Илья предложил дописать еще песен, чтобы получился альбом. Так постепенно появилась "Кета". В этой работе также приняли участие замечательные музыканты Илья Шаповалов и Мартиньш Страутниекс (Gon7o).
Этот год вообще был довольно событийным для тебя, ведь в ноябре того же 1999-го случилось другое знакомство - на этот раз с Брайаном Ино (Brian Eno)…
Андрей:
Да, это случилось в Хельсинки в галерее Kiasma на открытии его выставки. Нас познакомил Валера Алахов из Новых Композиторов, мы тогда все были на фестивале Forces of Light.
Звуки:
В 2002 году Alexandroid озвучил фильм "Шоссе энтузиастов" - экспериментальный артхаус. Вам известно было что-нибудь о режиссере Нормунде Лацисе? Как тебе предложили эту работу?
Андрей: Да Нормунд и предложил мне эту работу.
Звуки: О чем вообще этот фильм? Это некий манифест?
Андрей:
Это психоделический трэшовый роуд-муви. Я бы не сказал, что манифест. Если только панковского подхода.
Звуки: Как началось сотрудничество с британским лейблом Lo Recordings?
Андрей: Нас познакомили ребята из Елочных игрушек - Илья Барамия и Саша Зайцев. Через какое-то время я отправил Джону (Jon Tye) наши записи. Это был 2002 год, кажется. Потом он написал и сказал, что хочет издать альбом. Наверно это самый удачный и цельный альбом Alexandroid. В нем были отражены самые разные наши устремления.
Звуки:
Я был удивлён, что альбом "False Starts" был издан фактически без какого-либо мастеринга…
Андрей: Тут вообще смешная история. Тогда я вообще очень слабо понимал, что такое мастеринг и зачем он нужен. Это были благословенные времена. Я нашел методом тыка один пресет в sound forge, уже не помню как он назывался. Пропустил все треки через него и отправил Джону. Так диск и вышел.
Звуки:
А как же Алекс? Он тоже в мастеринге не особенно разбирался?
Андрей:
Такого слова как "мастеринг" у нас тогда просто не было в лексиконе. Мы вообще все привыкли просто писать на dcc (это типа как DAT) прямо с Ensoniq. Но надо сказать, что Ensoniq выдает такой звук, что, может, мастеринг и не нужен. Очень полезные ограничения.
Звуки: Так получилось, что какие-то сэмплы, звуковые фрагменты, сделанные в проекте Alexandroid перекочевали в твое сольное творчество. Почему?
Андрей: Вообще, когда у нас еще не было компьютеров, я привык записывать на цифровую кассету треки по частям, отдельно каждые партии, как некое послание самому себе в будущее, где технические возможности позволяют с этими материалами работать и для меня эти архивы составляют очень важную часть процесса - иногда какие-то записи из прошлого очень интересно сочетаются с новыми идеями.
Звуки:
В 2006 вышел альбом "Systems of Mercy". Мне всегда было интересно: откуда взялся трек "Rosa"? Практически все треки я оттуда узнаю. Тот же "Cymbidium" - это "Matchbox" Alexandroid и так далее.
Андрей:
Там ничего особенного - просто мне понравился этот тембр в реакторе, я стал что-то наигрывать, сверху положил кольцо аналоговой драм-машины. Так сразу и записалось. Я думал впоследствии как-то эту тему развить, но так и оставил. С 2002 по 2004-й год где-то записано. Это чисто рижская меланхолия, тоска.
Звуки: Интересное определение. А что в твоём понимании "чисто рижская тоска"?
Андрей: Ну, это непередаваемо. В каждом городе особенная тоска. Наверно, у Сергея Тимофеева хорошо получается ее передать в поэзии, а у меня - при помощи звуков.
Звуки:
Вот и хотел к этому подойти: как ты начал совместную работу с Сергеем?
Андрей:
Рига — маленький город, вся богема тусовалась тогда в старом городе. Мы иногда пересекались и пили кофе в M6 - было такое кафе. Тогда я познакомился с Тимофеевым, Дубасом, Пунте и многими другими. Все как-то самостоятельно росли творчески, и в какой-то момент сошлись в совместных проектах.
OID feat Sergej Timofeev - Помнишь from OID / Andrei Antonets on Vimeo.
Звуки:
Расскажи о своем отношении к Autechre. Ты же как раз оказался на их концерте в Риге?
Андрей:
Совпадение. Но это был очень интересный опыт. Я не могу сказать что люблю их.
"Аmber" на меня оказал сильное влияние, но дальше их альбомы я не особо помню.Они — великая группа, но как-то Boards of Canada и Aphex Twin мне был ближе. Я все таки вырос на поп-музыке 80-х и поэтому подсознательно стремлюсь к более простым и понятным гармониям.
Звуки:
А какие группы тебе близки вне электроники?
Андрей: Очень люблю слушать Naked City. Еще друг в Нью-Йорке мне подарил двойной винил "The History of Country Music".
Еще я недавно в первый раз в жизни услышал Interpol. Эта группа прошла мимо меня абсолютно - я слышал о них, но почему-то мысленно из для себя определил как какой электроклэш.
Я вообще слушаю музыку без какой-то системы и слушаю ее реже, чем хотелось бы. Я могу случайно найти одну песню и слушать только ее неделю-две. Я сам специально не ищу музыку. Только если бываю в магазине пластинок. Что-то вдруг попадется. Как-то раз я так и оказался в гигантском рекорд-шопе Amoeba. Там, конечно, можно весь день провести.
Звуки: А можешь назвать жанр, который так и не удалось понять?
Андрей:
Я знаю свой самый нелюбимый жанр - это чилл рейв. Меня тошнит от этой музыки.
Звуки: А я думал — гоа-транс…
Андрей:
Гоа-транс очень разный. И часто совсем не такой, каким его принято представлять. А вот чилл рейв - это какая-то пробирка. Ладно с ней, с музыкой, но весь этот антураж мистицизма и эзотерический трикотаж... Это слишком.
Звуки: Всегда хотелось обсудить твои отношения с Mewark - музыкантом, работавшим над альбомом Дельфина "Звезда". Что вас связывало? Насколько я знаю, вы сохраняли связь до последнего.
Андрей:
Мне посчастливилось быть с ним знакомым - он был мне близким другом, меня невероятно вдохновляло и изумляло то, что он делает. И почему-то его вдохновляли мои простые музыкальные рисунки.
В нем удивительным образом сочетался абсолютно живой отлетевший музыкант и настоящий исследователь электронного звука. Мы постоянно обменивались с ним: он присылал мне сэмплы и свои инструменты в реакторе, а я ему - свои, плюс какие-то отдельно записанные фактуры. С ним всегда было очень легко и был какой-то кураж, постоянный смех и приколы. Сейчас уже молодежь невероятно ушла вперед в электронных скиллах, но до сих пор я не слышал ничего близкого по духу в музыке наших артистов. Такой четкости, пронзительности и многослойности.
Обычно мы видим примерно такую картину: либо скрупулезный инженер с серьезным лицом и научным подходом к музыке, чаще всего занимающийся еще и сведением и мастерингом, или же это какой-то потерянный гуманитарий типа меня, который практически ничего не понимает в мире компьютеров. Так вот, у Саши соединялись эти обе сущности.
Его музыка иногда очень сложная, но никогда не вымученно сложная. Каждый звук имеет свой вес и значение.
Талантливейший и невероятно светлый и добрый человек. Мы с моей девушкой Катей были старше его и смотрели на него как на младшего товарища, о котором нужно заботиться.
И кстати благодаря Саше Mewark и Саше Lazyfish в моем инструментарии появился Reaktor.
Звуки: Как ты понимаешь для себя ambient? Что для тебя значит эта музыка?
Андрей:
Это музыка, которая создает вокруг меня поле, в котором мои чувства звучат вместе с ней. Также это защитное поле. Это музыка,которая существует как бы автономно, как форма жизни. Понятие эмбиент-музыки сейчас довольно размыто: может быть ambient techno, ambient dub, но для меня ambient - это что-то, не привязанное к традиционной ритмической сетке, что-то менее музыкальное, скорее визуальное.
OID_Matter Time from OID / Andrei Antonets on Vimeo.
Звуки:
Последний твой лайв, который я видел - тягучий дроун в клубе Mutabor. Какая траектория звуковых экспериментов тебе наиболее интересна сейчас? Spoken word, field recordings или что-то ещё?
Андрей:
Хочется попробовать сложить в одном часе самое вроде бы несочетаемое, на первый взгляд.
Хочется, чтобы были паузы, чтобы происходило что-то неожиданное, но при этом чтобы и слушателям было интересно, потому что я хочу переживать все это не один, а с ними. Именно тогда начинает появляться в музыке нечто совершенно не планировавшееся — и это всегда самое удивительное. Это то, ради чего все это делается, как мне кажется.
Spoken word и field recordings мне всегда были очень интересны, но я маниакально ищу какие-то гармонические решения, а field recordings и spoken word уже сами начинают совпадать и жить своей жизнью.
Звуки:
Что ты планируешь делать с архивными работами Alexandroid? Ведь у тебя есть много неизданного материала..
Андрей:
Может быть, выложу на Bandcamp. У меня нет в этом смысле какой-то деловой жилы. Я все время сомневаюсь и не уверен, нужно ли выпускать то или это. С таким подходом самое лучше сейчас, наверное, Bandcamp. Я думаю время придет - будет подходящий момент. Сейчас выпускать - нет понимания, зачем, а это очень важный момент, иначе это ярмарка тщеславия. Я не знаю как, но я понимаю, что нужно приложить определенные усилия, чтобы музыка дошла до слушателя.
Звуки:
Кого из нового поколения электронных музыкантов ты выделил бы? Следишь ли вообще за каким-то новым материалом?
Андрей:
За новым слежу реже, чем за старым. Мне всегда кажется, что музыка должна стать более ясной через какое-то время — время сразу отсеивает шлак.
Звуки:
То есть музыка должна "настояться"?
Андрей:
Да. Время все очень оценивает. Строго и беспристрастно.
Звуки:
Где твой дом? Это не обязательно должна быть географическая точка.
Андрей:
Там, где есть мой порядок вещей, где есть мой уют, где моя семья, мои близкие.
Когда иногда я уезжаю, то храню семью и близких в своем сердце, а уют и порядок сам навожу.
Звуки:
Три "вечные" пластинки, которые можно увезти с собой хоть на необитаемый остров?
Андрей:
Mozart - Symphony No. 40 in G minor, K. 550, Simeon ten Holt - Canto Ostinato, Erik Satie - Gnossienne No.1
1962 – В великобритании выходит дебютный сингл “Love Me do” тогда ещё малоизвестного квартета из Ливерпуля под названием Beatles. Песню написал Пол Маккартни в шестнадцатилетнем возрасте, пока прогуливал школьные уроки. Авторству Джона Леннона принадлежит отрезок в 8 тактов, записанных в… »»
1966 – В 1966 году в Лондоне собирается новая группа в составе басиста Ноэля Реддинга, ударника Митча Митчелла и гитариста, вокалиста и автора песен Джими Хендрикса. Трио получило название “The Jimi Hendrix Experience” и записало три студийных альбома, попутно заново придумав всю рок-музыку »»
Roger LEWIS (1941)
Steve MILLER (1943)
Brian CONNOLLY (1949)
Guy PEARCE (1967)