С разницей в несколько недель в Канаде прошли 48-й международный кинофестиваль в Торонто (TIFF) и 52-й фестиваль нового кино в Монреале (FNC). Сходив на оба, Сергей Степанов посмотрел три десятка новых фильмов и выбрал лучшие киномузыкальные моменты очередного фестивального, а следовательно, и оскаровского сезона. Порядочно опережая события, старейшая авторская колонка Звуков вручает собственные награды.
Лучший оригинальный саундтрек
"Зла не существует"
(Aku wa sonzai shinai)
Новая драма оскаровского номинанта Рюсукэ Хамагути ("Сядь за руль моей машины") задумывалась как кое-что попроще: немая короткометражка, где ключевую роль должен был сыграть исполненный живьем саундтрек Эико Исибаси (Eiko Ishibashi). Но в процессе работы короткий метр стал полным, к музыке добавились диалоги (местами непредвиденно смешные), а уже работавшая с режиссером - и живущая с коллегой по цеху и экс-гитаристом Sonic Youth Джимом О'Рурком (Jim O'Rourke) - японка приняла вызов Хамагути, сочинив эффектный, величественный, деликатно занимающий у Филипа Гласса (Philip Glass) саундтрек.
Лучший адаптированный саундтрек
"Май, декабрь"
(May December)
Дебютировавшая еще в Каннах работа маститого и явно неравнодушного к музыке Тодда Хейнса ("Меня там нет", "The Velvet Underground") смотрится как компиляция его greatest hits: это еще одна драма о запретной связи и обманчивых впечатлениях, ожидаемо оказывающаяся бенефисом занятых в ней актрис (здесь: Натали Портман и неминуемой Джулианны Мур). Не особенно оригинальным, но довольно действенным вышел и саундтрек Марсело Зарвоса (Marcelo Zarvos), с несколько карикатурным надрывом передирающего мелодию Мишеля Леграна (Michel Legrand) из побеждавшего в тех же Каннах "Посредника" Джозефа Лоузи.
Лучшее использование песен
"Дурные деньги"
(Dumb Money)
По части бесстыжего плагиата всех переплюнул Уильям Бейтс (William Bates), откровенно, на грани судебного иска, скопировавший оскароносный саундтрек Резнора и Росса к "Социальной сети". Но, справедливости ради, примерно тем же самым в "Дурных деньгах" занимается и режиссер Крейг Гиллеспи, да и кому интересна музыка, когда есть такие нидл-дропы. Начинаясь с "WAP" Cardi B, фильм продолжает в том же духе, разбазаривая бюджет на лицензирование хитов калибра "Savage" Megan Thee Stallion, "HUMBLE." Кендрика Ламара (Kendrick Lamar) и "Seven Nation Army" The White Stripes.
Лучшая оригинальная песня
"Растин"
(Rustin)
Вернувшийся в новости Ленни Кравиц сделал все, чтобы не покидать их где-то полгода: его новый альбом выходит через несколько дней после очередной оскаровской церемонии, где без Кравица, скорее всего, тоже не обойдется. Причина - написанная им для "Растина" (академичной биографической драмы о правой - непослушной - руке доктора Лютера Кинга, активисте Байарде Растине) песня "Road to Freedom", где Ленни ассистирует звезда великого сериала "Тримей" и любимец джазовых фестивалей Trombone Shorty.
Лучший нидл-дроп
"Всемирный потоп"
(The End We Start From)
Драма о выживании в условиях экологической катастрофы и следующего за ней коллапса цивилизации - не столько постапокалиптический фикшн, сколько фильм-прогноз, и его основная интонация, понятно, неутешительная. Тем сильнее эффект от сцены, где герои Джоди Комер и Бенедикта Камбербэтча, напившись водки у костра, отчаянно пляшут под "Can't Do Without You" канадского электронщика Caribou. Вероятно, самые запоминающиеся экранные танцы со времен великой концовки "Еще по одной".
Лучшая кавер-версия
"Прекрасные дни"
(Perfect Days)
Пожалуй, лучший в этом веке фильм Вима Вендерса уделяет музыке большое внимание: его главный герой, пожилой уборщик общественных туалетов в Токио, ездит по городу, слушая кассеты с рок-классикой вроде The Kinks, Патти Смит (Patti Smith) и, как несложно вычислить из названия, Лу Рида (Lou Reed). Его главная песня тут звучит дважды - сначала в оригинале, а затем на титрах, в инструментальном прочтении монреальского инди-крунера Патрика Уотсона (Patrick Watson), появлявшегося с камео в одном из предыдущих фильмов Вендерса.
Лучший саунд-дизайн
"Зона интересов"
(The Zone of Interest)
Мало какой фильм закончил фестивальный сезон с репутацией "Зоны интересов" - леденящей кровь вольной адаптации одноименного романа Мартина Эмиса. Великий клипмейкер (Radiohead, Massive Attack, Jamiroquai) и бескомпромиссный кинематографист ("Побудь в моей шкуре") Джонатан Глейзер снял спорную в этическом смысле, но технически безупречную драму о банальности зла, чье самое убедительное достоинство - зверски дотошный саунд-микс, в который спорадически встревает оригинальная музыка Мики Ливи (Mica Levi).
Специальная премия за важность для фильма
"Анатомия падения"
(Anatomie d'une chute)
Еще один бесспорный хит фестивального сезона - награжденная Золотой пальмовой ветвью Канн судебная драма француженки Жюстин Трие, делящая с "Зоной интересов" исполнительницу главной роли Сандру Хюллер. Вероятная соискательница "Оскара" лучшей актрисе играет писательницу, обвиняемую в убийстве мужа: тот саботировал интервью жены, включив фанк-версию "P.I.M.P." 50 Cent на громогласном рипите, а через какое-то время выпал из окна. Обсуждение трека в зале суда - самый смешной момент этого не очень смешного фильма, использующего "P.I.M.P." куда активнее, чем х/ф "Неудержимые 4" - самого Фифти Сента.
Специальная премия за верность себе
"Флора и сын"
(Flora and Son)
Ирландец Джон Карни давно превратился в Уэса Андерсона музыкальных трагикомедий: за какой бы сюжет он ни брался, кино у Карни получается одно и тот же - как правило, хорошее. В дебютировавшем аж на январском "Сандэнсе" и там же купленном Apple TV+ фильме дочь Боно (Bono) Ив Хьюсон играет молодую мать-одиночку, а Джозеф Гордон-Левитт - для разнообразия - manic pixie dream boy. Она в Дублине, он в Лос-Анджелесе, но героев Карни подобные мелочи не смущают, и очень скоро они уже сочиняют песни (на самом деле сочиненные Гари Кларком, ответственным за саундтрек "Синг Стрит") и готовятся спеть их живьем. Глубоко вторичное, но по-прежнему нестыдное удовольствие.
Специальная премия за выдержку
"Присцилла"
(Priscilla)
Саундтреки к фильмам Софии Копполы трижды возглавляли итоговые топ-10 "Целлулоида", она замужем за фронтменом Phoenix, а ее очередная картина - байопик единственной жены Элвиса Пресли (Elvis Presley). Иначе говоря, Софии нужно было очень постараться, чтобы ее новый фильм обошелся практически без музыки, но вот поди ж ты: абсолютным антиподом прошлогоднего "Элвиса" "Присцилла" является не только на сюжетном или философском, но и на киномузыкальном уровне. Там, где у База Лурманна было по песне на пять минут экранного времени, Коппола обходится пунктирным саудтреком французского (да, опять) дуэта (ага, снова) Sons of Raphael.
Автор колонки - кино- и музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "вольности перевода" Сергей Степанов.
1993 – Умер композитор и джаз-роковый виртуоз Фрэнк Заппа. Перед смертью он не успел закончить свой шедевр - альбом, который должен был быть записан целиком под водой »»
Jeff BRIDGES (1949)
Cassandra WILSON (1955)
JAY-Z (1969)
Robby VALENTINE (1969)
Ferry CORSTEN (1973)