Orbital "Optical Delusion" (London Records)
Отметив странный ("тридцать с чем-то") карьерный рубеж убедительным ремикс-альбомом, братья Хартнолл решили закрепить позиции новой пластинкой. Если предыдущий их диск "Monsters Exist" был попыткой (не слишком удачной) играть на территории клубного мейнстрима, почти EDM, то "Optical Delusion" претендует на статус поп-альбома. Надо сказать, что поп-ипостась всегда была для Orbital чем-то вроде стороннего проекта, вокальные треки украшали многие их альбомы, но были скорее дополнительной краской в их довольно разноплановой палитре. На новом альбоме вокал звучит в 8 треках из 10, причем для каждого приглашен свой артист или группа. Получается с переменным успехом. Открывающий альбом "Ringa Ringa" – это и впрямь один их лучших треков братьев в XXI веке (здесь Orbital очень удачно воссоздают дух альбома "Middle Of Nowhere"), да и первый сингл "Dirty Rat" звучит эффектно даже несмотря на то, что агрессивный речитатив Sleaford Mods несколько довлеет над музыкой. Перетягивают одеяло на себя и чересчур специфичные голоса Coppe и Анны Сэвидж (Anna B Savage), и это несколько портит общее впечатление от их треков. "Are You Alive?" при участии брайтонского коллектива Penelope Isles звучит, напротив, чересчур стандартно, что-то в этом треке есть от недавних вокальных опытов Chemical Brothers и Aurora, тоже не самых удачных. А вот обе инструментальные вещи, в особенности эйфорически-брейкбитовая "Requiem for the Pre-Apocalypse", безусловно хороши, да и "Day One" с почти оперным голосом Дины Ипавич (Dina Ipavic) вполне тянет на уровень орбиталовской классики. В итоге получилась пластинка, которая в отличие от "Wonky" 10-летней давности, точно не станет классикой, но и провалом тоже не будет. Концертный сетлист отсюда есть чем пополнить, а главная витрина сегодняшних Orbital – это именно живые выступления. Впрочем, не исключено, что эту пластинку ждет судьба уже упомянутого выше "Middle Of Nowhere", который в момент выхода казался альбомом довольно средним, а потом как-то незаметно вошел в канон.
Italoconnection "Nordisko" (Blanco Y Negro)
Ветеранский дуэт в составе Фреда Вентуры (Fred Ventura) и Паоло Гоцетти (Paolo Gozzetti) давно любит кавер-версии, но в последнее время выпускает их целыми альбомами. Первым был "Disco Boutique" (2020), где дело дошло аж до песни "венгерской Пугачевой" Кати Ковач (Kati Kovács) и трека с советского сборника "Ритмическая гимнастика". Теперь в фокусе скандинавы в диапазоне от Secret Service и ранних Army Of Lovers до Джей-Джей Йоханссона (Jay-Jay Johansson), Яакко Айно Калеви (Jaakko Eino Kalevi) и недавних подопечных Вентуры по лейблу Disco Modernism, группы Carino Cat. Всё это превращается в слегка модернизированное и дегуманизированное (за счет очень чистого звука и обилия вокальной обработки) итало. Italoconnection сразу заходят с козырей и открывают альбом собственными версиями "Flash In The Night" (лучше оригинала!) и "On The Radio". Дальше вещи чуть менее известные, но с потенциалом больших хитов – материал подобран и интерпретирован с большой любовью, подпевать на втором куплете хочется даже когда оригинал едва знаешь или не знаешь вовсе. В результате получается идеальный party-альбом: романтический и одновременно ироничный, современный и вместе с тем ностальгический. Диско по-прежнему лучше удается итальянцам.
Earth Trax "Closer Now" (Lapsus Records)
Поляк Бартош Кручиньски (Bartosz Kruczyński) выпускает пластинки с 2010 года (в его довольно обширной дискографии есть, например, аж 4 альбома под именем Pejzaż на лейбле The Very Polish Cut-Outs, где помимо прочего очень любят ре-эдиты на всякого рода локальное ретро), но известен стал уже в 2020-е после того как уже в качестве Earth Trax выпустил три альбома на британском лейбле Shall Not Fade. На этих трех альбомах Бартош ходил где-то вокруг "танцевальной музыки с человеческим лицом" – хауса, интеллигентного техно, электро, эйсида и изредка даже транса. Но стоило ему перебраться на испанский Lapsus (известный в том числе переизданиями IDM-классики), как от его музыки отчетливо запахло лейблом Tri Angle. Заторможенный бит без ярко выраженного грува, нервический бас, тревожные аккорды и голосовые сэмплы, запущенные не на своей скорости. К середине альбома, впрочем, градус "вичухи" понижается и Бартош переходит на более уравновешенный звук, чем-то похожий на танцевальную версию Лопатина конца нулевых. Наконец, третья часть альбома – это уже ласкающий уши чилл из девяностых в духе лейбла Rising High или Instinct Ambient. В сумме - вполне рабочий компромисс между модернизмом и ностальгией.
Maps "Counter Melodies" (Mute)
Джеймс Чэпмен (James Chapman) был в числе клиентов Mute Records, когда легендарный инди-лейбл перезапускался в середине нулевых, делая ставку на современную электронику и сопутствующий не совсем форматный поп. В результате за 15 лет верной службы издателям Maps выпустил 4 полноформатных диска и один ремикс-альбом, старательно окучивая поляну где-то между даунтемпо, индитроникой, шугейзом и электропопом. Несмотря на обширную дискографию, Maps был известен скорее ремиксами на других музыкантов – в этом качестве он много лет востребован на топ-уровне, через его руки проходили треки M83, Goldfrapp, Depeche Mode, Moby, A Place To Bury Strangers, Zola Jesus, Ульриха Шнаусса (Ulrich Schnauss) и еще пары десятков артистов рангом пониже. И вот, кажется, Чэпмену наконец удался по-настоящему яркий и масштабный соло-альбом. Его звук эволюционировал куда-то в сторону мелодичной клубной электроники с прямой бочкой, а вот вокал из неё исчез вовсе. В результате стадионные гармонии, к которым Джеймс всегда тяготел, наконец получили подходящее обрамление и обрели нужный масштаб. С одной стороны, "Counter Melodies" навевает ассоциации с Four Tet и Джоном Хопкинсом (John Hopkins), с другой напоминает некогда очень перспективную, но так и не раскрывшую потенциал группу D/R/U/G/S.
n9oc "Memory Allocator" (Die Orakel)
Франкфуртский лейбл Die Orakel попал в моё поле зрения после того, как в 2020-м выпустил пластинку Гачи Бакрадзе "Western Arrogance". С тех пор их каталог пополнялся не очень часто, но каждый релиз был как минимум интересным, к тому же здесь регулярно появлялись яркие новички. n9oc, жительница Франкфурта вьетнамского происхождения, как раз из этой категории: миниальбом "Memory Allocator" – её дебютный релиз. И пластика это как минимум многообещающая, за полчаса n9oc проходится по всему хорошему, что есть сегодня в модной музыке. Начинает с неторопливого меланхоличного IDM, продолжает атмосферным bass-n-breaks, затем переключается на нервический коллажный deconstructed, который при этом умудряется звучать приятно и человечно, а заканчивает ностальгическим эмбиентом "под девяностые" с лоуфай-оттенком.
Work The Peripherals "Like Lava" (Companion)
Work The Peripherals – проект из Мельбурна, известно о котором немногое. Их первая самиздатная ЕР датирована 2021-и, с тех пор они выпустили еще три "короткометражки", и вот наконец издают первый полнометражный альбом на молодом австралийском лейбле. "Like Lava" – пластинка спокойная, не очень пригодная для танцев, но порой вполне ритмичная. Здесь как-то удивительно точно передается дух интеллигентной электроники девяностых – эмбиент-хауса, умного домашнего техно и даунтемпо, еще не превратившегося в лаунж. Где-то рядом Speedy J времен "Ginger" и "G-Spot", Evolve Now, Young American Primitive и первые выпуски сборников "Artificial Intelligence" и "Freezone".
MPU101 "MPU103" (Ilian Tape)
Третий (или второй, если считать дебютный релиз длинной ЕР) альбом берлинца Михала Матлака (Michal Matlak) под именем MPU101. К звуку в духе Boards Of Canada Михал тяготел всегда, но если на предыдущих пластинках MPU101 его клонило то в электро, то в этакий лоуфай-эмбиент, то сейчас он оказывается от патриархов с Warp прямо-таки в опасной близости – тут и фирменные "bittersweet" гармонии, и плывущий аналоговый звук, и даже неторопливый бит в нескольких треках. Надо сказать, что удачные продолжения идей BOC – примета последнего времени, до этого все попытки их "клонировать" были неубедительными. И если для Cult48 и Principles Of Geometry отправной точкой становятся более структурированные, хитовые треки BoC, то MPU101 предпочитает их более абстрактную сторону типа интерлюдий с альбома "Geogaddi".
Blochemy "Blurr." (KrysaliSound)
Музыкант из чешской Остравы, дебютировавший ровно 10 лет назад, проделал за это время путь, очень похожий на эволюцию Уве Цана (Uwe Zahn) aka Arovane. Blochemy начинал с мягкой и комфортной музыки на грани IDM и даунтемпо, однако примерно к альбому "Rea" (2019) сдвинулся в сторону эмбиента, минимализма и этакой "комфортной электроакустики". "Blurr." – логичное и ожидаемое продолжение этой линейки. Музыка, не то чтобы очень событийная, но при этом атмосферная – всё уютно журчит, гармонично переливается и позвякивает колокольчиками, а также шуршит, заедает, шипит и плывёт как старая, любимая и заезженная до дыр кассета. Этот звук остановился где-то на полпути между лабораторным эмбиент-минимализмом лейбла 12k и ламповой фолктроникой середины нулевых в духе Tape или Dictaphone.
Active Region "Horizon Dispatch" (Exosphere Music)
Бостонский музыкант Петер Брефини (Peter Brefini) не так давно выпустил два альбома под именем Echo Season, а теперь
запустил новый проект, менее ритмичный и более мягкий по звучанию. "Horizon Dispatch" – это романтическая спейс-электроника, но не уходящая напрямую к Tangerine Dream и Клаусу Шульце (Klaus Schulze), а опирающаяся скорее на Carbon Based Lifeforms. Это музыка более трансовая (порой к Active Region в пору применять термин "псимбиент") и одновременно более нью-эйджевая, терапевтическая.
ILUITEQ "Reflections From The Road" (n5MD)
Итальянский эмбиент-дуэт дебютировал пять лет назад на лейбле …txt, после чего вскоре перебрался на респектабельный n5MD и выпускает там вот уже третий альбом за три года (а на лето запланировал еще и диск с ремиксами). Музыка у Андреа Белуччи (Andrea Bellucci) и Серджио Кальцони (Sergio Calzoni) преимущественно электронная, но как и положено у подопечных n5MD, их эмбиент содержит изрядную долю "следов" (как бы выразились производители еды) пост-рока и неоклассики. Это музыка величественная и печальная, при этом плотная и абразивная. В звуке у ILUITEQ много овердрайва и приятной шероховатости, а партии инструментов зачастую сливаются в единый, но при этом стройный и гармоничный дрон. Изредка выплывающие из-за этой пелены ударные звучат размеренно и глухо как стук сердца.
Ali Renault "Stone Tape EP" (Nocta Numerica Records)
Али Рено – один из главных адептов электро-диско конца нулевых – начала десятых, а также участник недолговечного, но яркого дуэта Heartbreak. В конце 2010-х он, было, пропал с радаров, но в пандемию вернулся к активной деятельности и теперь нечасто, но регулярно радует нас новыми релизами. Пятитрековая ЕР "Stone Tape" – его дебют на парижском лейбле Nocta Numerica, который уже зарекомендовал себя как один из главных современных электро-форпостов (ранее здесь выходили Quadratschulz, Fasme, Machinegewehr и Cignol). Али верен своим идеалам – теплый и жирный синтезаторный звук, неторопливые ритмы (где-то прямые, где-то ломаные) и несколько хмурая, но при этом яркая мелодика. Относительно середины нулевых, когда электро-ренессанс достиг пика, его звучание (да и весь жанр в целом) не то чтобы сильно видоизменилось, но музыки такой выходит немного, и в ограниченных дозах это всегда бальзам на душу.
Anders Ilar "Light & Shadow" (Touched - Music For Macmillan Cancer Support)
Швед Андерс Илар всю жизнь ходит как бы между жанрами – его музыку можно отнести и к техно, и к глитчу, и к IDM, но при этом в каждом из этих жанров он стоит как бы сбоку, избегая стандартов и играя не по правилам. В его уже довольно длинной дискографии – релизы для таких разных лейблов, как немецкий Shitkatapult, нидерландский Audio.nl и американский Merck, а в последнее время Андерс частенько появлялся на лейблах, близких к семейству Touched. Двойной диск "Light & Shadow" – что-то вроде "гида для начинающих" по творчеству Илара. На первом диске – сборник треков разных лет (один другого лучше), на втором – ремиксы на других музыкантов от Apparat до Mikkel Metal. Главное достоинство Андерса – совершенно уникальный звук, в котором сочетаются запутанные перкуссионные рисунки, щелканья и заедания в духе Opiate, по-северному сдержанные минорные мелодии и масштабные и печальные эмбиент-текстуры. При этом он совсем не чурается прямого бита и техно-грува in general, в результате чаще у него выходит "атипичный IDM", а порой – этакий "интеллигентный минимал", почти небывалая по нашим временам экзотика.
Ruxpin & Stafrænn Hákon "Meet Me In Forever" (Sound In Silence)
Йонаса Тора Гудмундссона (Jonas Thor Gudmundsson) мы знаем в первую очередь по IDM-проекту Ruxpin и по его даб-техно ипостаси Octal Industries. На этот раз он объединяет усилия с опытным соотечественником – на счету Stafrænn Hákon полтора десятка альбомов, большая часть имеет в описании одним из тегов пост-рок. Их совместная пластинка тоже не чужда живого звука: тут есть гитары, ударные и кое-где даже вокал. Местами это похоже на пост-рок, где-то на краут, но лучшее стилистическое определение для этого альбома – индитроника. Йонас и Олафур возвращают нас не то во времена расцвета лейбла Morr Music, не то и вовсе куда-то к Tortoise и American Analog Set, к пост-року не в нынешнем его понимании (то есть к Mogwai и GYBE), а к тому, как определял этот жанр Саймон Рейнольдс, к тем временам, когда электронщики искали нового звука, экспериментируя с живыми инструментами, а рокеры – применяя к своим гитарам и ударным электронные технологии сэмплирования и обработки.
Автор рубрики - музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "Too Much Ambient" Ник Завриев.
1942 – Родился Джими Хендрикс (настоящее имя - Johnny Allen Hendrix, далее - James Marshall ) - виртуоз, признанный величайшим гитаристом всех времен »»
1953 – Родился Борис Гребенщиков - лидер группы Аквариум »»
Al Jackson, JR. (1934)
Jimi HENDRIX (1942)
Борис ГРЕБЕНЩИКОВ (1953)
Maria SCHNEIDER (1960)
Richard Kennedy MILES (1969)