Ryuichi Sakamoto "12" (Milan Records)
Очевидно, главная пластинка января. "Номерные" (т.е. не саундтреки к фильмам, сериалам и инсталляциям, и не концертные джемы) альбомы японского мэтра и так в последнее время выходят крайне редко, а уж в свете того, что Сакамото борется с раком и дела его, кажется, не очень хороши, "12" видится каким-то очень важным и программным высказыванием. Главный инструмент здесь фортепиано, причем в начале пластинки Рюити как бы бережёт ноты, выдавая их поодиночке, будто бы нехотя. Первая половина альбома словно состоит из пауз, где нужно вслушиваться во вторые и третьи планы – тёплые эмбиентные синтезаторы, шумы и полевые записи. Но мало-помалу фортепиано становится активнее, и к концу пластинки Сакамото заходит куда-то на шопеновские территории, где роль электроники уже глубоко второстепенна.
VA "Found Sound 3" (Touched Music)
Релиз, формально датированный прошлым годом, но вышедший 30 декабря, когда все итоговые обзоры были не только сверстаны, но и выпущены. Меж тем, пройти мимо этой компиляции было бы большим упущением. Лейбл Touched, некогда тяготевший к многочасовым мегаломанским сборникам, начал "фильтровать базар" и в этот раз обошелся 25 треками и весьма внушительным подбором артистов – FSOL, ISAN, Люк Вайберт (Luke Vibert), Mrs Jynx и u-Ziq, Keiss, Dron, Data Rebel, Yimino и тому подобное (при этом не обошлось и без полудюжины артистов совершенно нераскрученных, но от этого ничуть не менее интересных). В сухом остатке максимально мелодичный и хитовый IDM с эпизодическими залетами то в эйсид, то в хип-хоп, то в брейкбит. Штука по настроению абсолютно новогодняя (послушайте хотя бы трек Inkipak'a), но и к концу января слушается очень хорошо.
Ladytron "Time's Arrow" (Cooking Vinyl)
Седьмой лонг-плей ливерпульского квартета – лучшее доказательство тому, что на третьем десятке лет карьеры можно не только находиться в хорошей творческой форме, но и выпускать лучшие пластинки в своей дискографии. "Time's Arrow" – что-то вроде альбома формата "all colors of Ladytron", здесь есть понемногу от всего, чем группа заработала себе репутацию. На "City Of Angels" или "Sagrasso Sea" слышен легкий крен в сторону Stereolab – винтажные синтезаторы и ретро-машинки, выстукивающие моторик-бит. "Faces" – это торжественно-печальный (несмотря на ярко выраженные танцевальные ритмы) электропоп, "Misery Remember Me" – дрим-поп, отсылающий чуть ли не к Cocteau Twins, "Flight From Angkor" – тяжеловесный нашпигованный электроникой шугейз, заставляющий вспомнить ранних Curve. Наконец, заглавный трек (который не открывает, как это скорее принято, а закрывает альбом) – это хмурый электро-рок в размере 6/8. Это, пожалуй, самая мрачная пластинка группы за всё время её существования, но вся эта суровость и безысходность только добавляет альбому яркости и выразительности.
Burnt Friedman "Hexenschuss" (Nonplace)
Заслуженный немецкий электронщик, любитель даба, джаза и краут-рока, а также руководитель лейблов Nonplace и Risque, выпустил пластинку с подзаголовком "Asymptomatic African Polyrhythmic Electronica", и это описание говорит о содержании альбома всё самое важное. Фридман действительно экспериментирует со сложной полиритмией (в этом смысле "Hexenschuss" – родственник, к примеру, недавних записей Pantha Du Prince), но при этом совершенно не использует африканские инструменты, ограничиваясь электроникой. По звучанию альбом неожиданно близок к ранним пластинкам Pole (что особенно приятно на фоне того, что сам Штефан в последнее время слишком уж увлекся правоверным дабом), в первую очередь за счет активного использования необычных bandpass-фильтров. В результате Бернд добивается редкого результата – у него получилась музыка с одной стороны сложная, с другой на удивления приятная на слух. И кажется, это лучшее, чего можно ждать от "умной электроники" в её максимально широком понимании.
Morphtables "Screen" (sitdownandance)
Павел Уколов – уроженец Тюмени, а ныне житель Стамбула, где уже успел органично вписаться в местную культурную жизнь, стать резидентом серии клубных мероприятий Absurdance, а теперь еще и клиентом главного стамбульского электронного лейбла, неплохо известного и за пределами Турции (о релизах основателей лейбла Arketip и Fluctuosa мы уже писали в "Проверках"). Звучание "Screen", второго альбома в его дискографии, проще всего определить как braindance – ударные где-то между ускоренным электро и брейкбитом, тёплые и ретроградские синтезаторные тембры, плюс яркая мелодика – где-то стройная и даже хитовая, а где-то по-афекствиновски "больная". От сегодняшней "генеральной линии" жанра (которую задает, скажем, лейбл Analogical Force в лице RTR или Джеймса Шинры) эту запись отличает более низкая "кислотность" (эйсидных рифов с выкрученным резонансом Morphtables избегает вовсе) и подчеркнуто мягкий звук – ближайшим сравнением тут будут "Аналорды" Ричарда Джеймса (Richard James).
Legiac "Vespertine" (Riddim Records)
После семилетней паузы Рул Функен (Roel Funcken) решил вернуть к жизни свой дуэт с Кором Болтеном (Cor Bolten) – помимо этого альбома, у Legiac запланирована на март еще и пластинка для Touched Music. После эмбиентного альбома "The Voynich Manuscript" (вышедшего, к слову сказать, на тогда еще российском, а ныне израильском лейбле Dronarivm), ритмичный "Vespertine" – это своего рода "возвращение к форме". Это IDM – не то, чтобы авангардный и совершенно не лишенный традиционной гармонической красоты, но всё же достаточно сложный по форме и зачастую тревожно-нервический по настроению. Почерк Рула Функена здесь узнается сразу же: где-то неподалеку и легиаковский дебютник "Mings Feaner" и пластинки Funckarma второй половины нулевых.
Max Würden "Landmark" (A Strangely Isolated Place)
Многоопытный житель Кёльна Макс Вурден выпускает эмбиент-пластинки с начала нулевых, успел отметиться альбомами на Kompakt, Binemusic и нескольких лейблах калибром поменьше, а с 2019-го года подписан на ASIP. "Landmark" – его уже второй релиз для американского лейбла, и по звучанию он вписывается в идеологию ASIP как нельзя лучше. 10 пьес общей длительностью больше часа (CD "под завязку" как в старые добрые времена) звучат как разобранное на составляющие и пересобранное в причудливый нестройный коллаж оркестровое произведение. Струнные, духовые, фортепиано, многочисленные синтезаторы и даже перкуссия не выстраиваются ни в какие осмысленные музыкальные структуры, но при этом отлично создают атмосферу и настроение. Чаще всего мрачное и тревожное, иногда холодно-отстраненное, а порой и умиротворяющее. "Landmark" можно было бы назвать дум-джазом, если бы в нем было хоть что-нибудь джазовое. В результате получается какая-то "думтроника" или даже "думбиент" – здесь очень сильно влияние неоклассики, но нет ни капли часто свойственной ей легковесности.
Info "Alkaline Glades" (Móatún 7)
Второй лонг-плей недавнего дебютанта, шеффилдского музыканта Майкла Робинсона (Michael Robinson) (и первое его появление на исландском лейбле Móatún 7) обитает где-то на полдороги между мягким и мелодичным электро и таким же мягким и приятным на слух пост-детройтским техно, которое в последние годы проповедовал лейбл FireScope. В звуковой палитре чинные синтезаторные аккорды, летучие арпеджио с выкрученными фильтрами, чуточку "кислоты" и даже россыпь мелко нарезанных голосовых сэмплов. Это музыка достаточно ритмичная, но явно предназначенная не для клубов, а для чиллаута, ну или для домашнего прослушивания. Если обходиться одним эпитетом, то слово "уютный" подойдет лучше всего.
Arovane "Sinter" (LAAPS)
Уве Цан (Uwe Zahn) уже, кажется, позабыл, что когда-то играл IDM. Вот уже несколько лет, зона его интересов – эмбиент и электроакустика, вопрос лишь в том, насколько далеко он заходит в авангардно-экспериментальные дебри. "Sinter" хоть и не лишен экспериментально-электроакустических черт, находится где-то недалеко от солнечного края аровейновской музыкальной поляны. Треск, щелчки, шум и препарированные синтезаторы, тем не менее, складываются в нечто уютное и гармоничное, пусть и лишенное сколько-нибудь выраженных мелодий. История пластинки интересна еще и тем, что весь каталог лейбла "LAAPS" ("Sinter" – его 25-й по счету релиз из ста запланированных) представляет собой этакое музыкальное "буримэ", где каждый следующий альбом начинается там, где заканчивается предыдущий. Послушать всю историю целиком, конечно, будет подвигом (для этого стоило было бы сократить формат с альбома до трека), но и вне контекста "Sinter" звучит вполне самодостаточно.
Halos "The Hyplusionist" (Annulled Music)
Дебютный релиз жителя испанской Севильи Альваро Пеинадо Санчеса (Àlvaro Peinado Sánchez) идеально подходит под тэг "эмбиент-техно" как его понимали году в 1994-м. С одной стороны, это музыка как бы достаточно ритмичная – в каждом треке мягенькие "808-style" ретро барабаны выстукивают разнообразные, но отчетливые рисунки. С другой, танцевать под эти красоты (а главную роль здесь играют эмбиентные синтетические текстуры, где всё журчит и пульсирует) совершенно не хочется, да и не можется. В ремиксах, которые занимают вторую половину альбома, бит спрямляется и становится чуть более увесистым, но звучание остается всё таким же мягким и интеллигентным – где-то рядом Burger/Ink, Human Mesh Dance и Sun Electric.
Sonornote "Nature Reveals" (Corridor Audio)
Четвертый альбом киевлянина Александра Винокурова, до этого издававшегося на лейблах Nenormalizm и Heavy Mental, а также отметившегося треком на компиляции одного из "теневых фаворитов" IDM-тусовки, немецкого mindcolormusic. С поправкой на осовремененное звучание, "Nature Reveals" неожиданно продолжает эстетику подзабытого, но не утратившего актуальности лейбла Markant. Печальные и торжественные струнные, а также лаконичные клавиши здесь сочетаются с угловатыми и тяжеловесными ударными, реализуя классическую формулу IDM – "борьба ритма и мелодии". Получается с одной стороны красиво, с другой – несколько неуютно и беспокойно, как после бессонной ночи.
Lowfish "Thaw" (Analogical Force)
Босс Suction Records, канадец Грегори Де Роше (Gregory De Rocher) дебютирует на дружественном лейбле с 4-трековой ЕР. Звучание Лоуфиша не особенно поменялось за последние 25 лет и лучше всего описывается как интеллигентное и дружелюбное электро "like computers never happened". Партий в композициях мало, но те что есть, звучат максимально тепло, жирно и сочно. Эта скупость для Грегори – эффективный художественный метод, он даже мелодическую красоту ухитряется создавать буквально двумя-тремя нотами. Кроме Лоуфиша так умеет разве что Bochum Welt, пусть "почерк" у него и совсем другой.
Johnny MANDEL (1925)
R.L. BURNSIDE (1926)
Jerry BOCK (1928)
Ray DRUMMOND (1946)
Bruce HORNSBY (1954)
Владислав ПОСПЕЛОВ (1973)
Joe SUMNER (1976)
Макс КОРЖ (1988)