2022-й год был полным дерьмом, но виноваты в этом точно не музыканта. Так что, воздавая им должное, мы по традиции вместо декабрьской "Проверки", публикуем своего рода "Greatest Hits" - список 30 лучших электронных пластинок уходящего года по нашей версиии. В общем, если на что-то в 2022-м не приходилось жаловаться, так это на музыку - яркие дебютанты, ветераны с лучшими альбомами за десятки лет, удивительные камбэки, слегка заматеревшая и вышедшая на пик формы молодежь, всего этого было в избытке.
30. Inkipak "Dot" (Touched Music)
Дебютный релиз британца Джона Мейса (Jon Mace) вышел два года назад, но с тех пор он успел развернуть бурную деятельность: выпустить несколько альбомов ("Dot" – четвертый или пятый в зависимости от того, считать ли сплит с Myoptik) и стать любимцем сетевого сообщества любителей электроники TWGEEMA, тесно связанного с тусовкой лейбла Touched Music. Странным, образом, на самом Touched Мейс появляется впервые – до этого его пластинки выходили на Mighty Force, Ping Disc и Móatún 7. Музыка Inkipak всё это время обитала где-то между электро, брейкбитом и IDM, но на "Dot" он заметно сместился в сторону звучания более лиричного и расслабленного. Открывающий альбом трек "Solar" отсылает нас не то к Tycho, не то к балеарику девяностых образца сборников из серии "Freezone". И хотя дальше Джон заметно ускоряется, чиллаутный вайб пластинки совсем не исчезает – в памяти всплывают ассоциации то с лейблом Elektrolux, то с наиболее спокойными вещами ранних Plaid. Даже когда Inkipak выдает фирменный гибрид брейкбита и электро, основными его эмоциями остаются ностальгия и тёплая грусть.
29. Paddy Thorne “Lost Cause, Pt. 2” (Mighty Force Recordings)
Альбом-долгострой музыканта, чья карьера началась еще в начале 90-х в UK hardcore сцене. Всё эти тридцать лет Падди активно занимался музыкой, но более известен в качестве диджея, радиоведущего и промоутера, нежели в качестве музыканта. Альбом “Lost Cause” (первая часть которого вышла 4 года назад) он в буквальном смысле писал более 20 лет, что уже само по себе тревожно — обычно от таких записей ничего хорошего ждать не приходится, но здесь случай диаметрально противоположный. Здесь мы слышим легкую и изящную музыку на стыке мелодичного “кислектро”, IDM в традициях “Инкунабулы”, брейкса и броукен-бита и даже ранних FSOL времен “Accelerator”.
28. Dolphins of Venice "Mutuals" (Mahorka)
Венецианские Дельфины – дуэт постоянного героя "проверок" австралийца Тима Коша (Tim Koch) и американца Адриена Капоцци (Adrien Capozzi) aka Adrien75, которого мы знаем по релизам на Worm Interface и Source Records. При этом по звучанию "Mutuals" (изданный, к слову сказать, аж в Болгарии) звучит как гибрид совсем разъехавшихся психоделических коллажей в духе The Orb периода "Pomme Fritz", в которых при этом есть чёткий, хоть и крайне замысловатый ритм, и Autechre времен альбома "LP5" - то есть музыки совершенно синтетической, нарочито сложной, но еще не перешедшей грань генеративного авангарда. Звучит всё это совершенно завораживающе, особенно с учетом того, что тема такой вот "прог-сэмпладелики" так и осталась в электронике не раскрытой до конца – FSOL, Orb, да еще пожалуй Secede "Vega Libre", с которым у "Mutuals" тоже немало общего.
27. Drøn "aux4432" (mindcolormusic)
Взлет немецкого коллектива Drøn пришелся на начало нулевых, когда Кристоф Аберт (Christoph Abert), Фредерик Дальке (Frederik Dahlke) и Инго Цобель (Ingo Zobel) были резидентами лейбов Elektrolux и Microlux. На рубеже нулевых-десятых группа ушла в тень, но года с 2015-го в их карьере наступил новый пик, связанный уже с лейблами новой генерации – Carpe Sonum, Moatun7, Ping Disc и вот теперь еще и mindcolormusic – небольшим немецким бутик-лейблом, где выходят пластинки и кассеты, все релизы называются каталожными номерами, а в реестре их артистов числятся например Microlith и упомянутый выше Серж Гайзель. На этом альбоме "aux4432" Drøn показывают себя в наиболее ритмичной ипостаси – большая часть треков это классический IDM начала нулевых (а то и конца девяностых), построенный на контрасте сентиментальных мелодий и абразивных ударных, которые хрустят, лязгают и чавкают, складываясь в замысловатые узоры. В паре треков ритм ускоряется до дрилл-н-бассовых темпов, но и тогда возникают ассоциации не со Squarepusher, а с кем-нибудь вроде раннего Джейка Менделла (Jake Mandell) или Богдана Рачински (Bogdan Raczynski).
26. Dr Atmo "Seefeld" (Fantasy Enhancing)
Амир Абади (Amir Abadi) aka Dr Atmo – одна из системообразующих фигур лейбла Fax +49-69/450464. Он, чаще всего в составе дуэтов или трио, стоит за целой серией классических факсовских пластинок – Silence, I.F., Escape, Music For Films, The Whole Traffic и так далее. Его первый пик приходится на середину девяностых, затем Амир на какое-то время ушел в тень, изредка издавая уже не эмбиент, а нечто, более близкое к даунтемпо, а затем, в конце 2010-х вернулся к истокам и сделал это настолько хорошо, что "Ruhleben", прошлогодняя коллаборация с Миком Чилледжем (Mick Chillage), стал на мой субъективный вкус лучшим альбомом года. "Seefeld" – его второй соло-релиз для британского лейбла Fantasy Enhancing после сборника "Lost Tapes", и здесь Доктор снова раскрывается во всей красе. На пластинки с факса "Seefeld" при этом не похож абсолютно – здесь, пусть и очень скромно, но всё же присутствуют бит и неторопливо пульсирующий бас (в голову приходит термин "эмбиент-хаус" или даже "эмбиент-техно"), а вдобавок к холодным синтезаторным текстурам здесь регулярно появляется фортепиано или родесы. По духу это совершенная "чиллаутная классика", идеально продолжающая линию сборников "Chill Out" или "Chill Out Or Die" – музыка умиротворяющая, но при этом совсем не лишенная динамики.
25. Daniel Avery "Ultra Truth" (Phantasy Sound)
За последние несколько лет Дэниел Эйвери как-то незаметно успел вырасти в большую звезду, которой уже пора бы совершать открытия и прорывы. Называть "Ultra Truth" прорывным будет уж очень смело, но кажется Дэниел наконец нащупал собственный звук. В его основе – канон "умной электроники" 90-х (Aphex Twin времен "SAW 85-92", трип-хоп, балеарик брейкс, эмбиент-техно и даже атмосферик джангл), пропущенный через оптику 2020-х. Современного (а значит предельно лоуфайного) звука Эйвери достигает при помощи лошадиных доз дисторшена и шумно-грязной реверберации. Получается довольно разнообразный и стилистически, и настроением (от мрака и хмури до ностальгии и солнечной наивности) диск, объединенный как раз "vapour"-звуком, который при этом не лишает музыку идентичности (чем грешат многие продюсеры из этой сцены). В общем, если и не откровение, то явная удача.
24. Move D “Pandemix Live Jams Collection” (Source Records)
В очень длинных танцевальных альбомах определенно есть свой кайф — получается этакая “музыка на все случаи жизни”, которую можно слушать и целиком, и в шаффл-режиме, и подряд, но начиная с произвольного трека. “Pandemix Live Jams” даже не столько альбом, сколько шесть получасовых ЕР (записанных понятно когда), объединенные в одно “эпическое полотно”. Танцевальная ипостась Move D в целом неоднозначная, но здесь Муфанг исполняет именно что “танцевальную музыку для дома”, в которой есть и живость, и мелодизм, и драматургия. Дип-хаус, предельно облегченный “тек”, броукен-бит и даже эмбиент под конец бонус-треком.
23. Principles Of Geometry "ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ" (Tigersushi)
Французский дуэт Principles Of Geometry был очень заметен в середине нулевых, когда их по касательной зацепила вторая волна "френч-тача", где тон задавали Vitalic, Justice, Black Strobe, DJ Mehdi и прочие Ed Banger и Kitsune. Тогда Гийом Гроссо (Guillaume Grosso) и Жереми Дюваль (Jeremy Duval) стояли чуть поодаль от всей этой рейв-движухи, исследовали территорию на стыке электро, диско и краут-рока и даже записали один громкий хит "A Mountain For President" с участием Себастьяна Телье (Sebastian Telier). После альбома "Mainstream" (2014) французы вообще исчезли с радаров и спустя 8 лет вернулись в новом обличье и с довольно амбициозной пластинкой. 26 треков (каждый из которых начинается на следующую букву алфавита) общей длиной в 79 минут (CD под завязку, как в старые добрые времена – даже на болванку не скопировать). Звучание группы тоже заметно изменилось: теперь Principles Of Geometry внезапно решили пойти по пути Boards of Canada, видимо устав ждать от тех нового альбома. Аналогии сквозят буквально в каждом треке – тут вам и очень своеобразные гармонии, и плывущие синтезаторные ретро-тембры, и даже отстраненные голоса. Вот только ритмы совсем другие – тут и брейкбит, и "приайдиэмленное электро", и даже прямая бочка кое-где. Кажется, в 2020-е линия BoC наконец получила вполне достойное продолжение и развитие – чем не достижение.
22. Orbital "Thirty-Something" (Orbital Recordings)
К 30-летнему ("или около того") юбилею мэтры забацали двухдисковый релиз – не то сборник лучшего, не то ремикс-альбом. В первой части – пара ранее не издававшихся вещей (одна из которых чудо как хороша), версия "Where Is It Going?" с голосом Стивена Хокинга, звучавшая на открытии лондонской паралимпиады, плюс этакое "избранное нами", 6 классических хитов из девяностых в слегка доведенных до ума и подредактированных версиях, сделанных для концертного исполнения. Вторая часть еще интереснее: ремиксы от музыкантов разных поколений – тут и совсем "мастодонты" типа Octave One, и герои нулевых типа Джона Техады (John Tejada) или чешского симфо-айдиэмщика Floex, и нынешние звезды типа Джоноа Хопкинса (Jon Hopkins), Шанти Селесте (Shanti Celeste) и Анны Миранды (Anna Miranda). Как водится, ремиксы довольно разного качества и разной степени сходства с оригиналом, но откровенного проходняка нет, а вот очень яркие версии есть. Среди субъективных фаворитов – ретроградский брейкбит от Lone, плейдообразный "прог-IDM" от Floex (оба переосмыслили "The Girl With The Sun In Her Head"), мелодичное электро от Dusky ("Are We Here?", над которой неплохо поработала еще и Shanti Celeste, превратив её в веселый и скоростной клаб-бэнгер) и эпик-хаус от Дэвида Холмса (David Holmes) ("Belfast").
21. Tim Koch "Volplaning" (Central Processing Unit)
Карьера австралийца Тима Коша выписывает примерно те же зигзаги, что и жанр IDM в целом. В начале нулевых Тим был одной из ярчайших фигур второй IDM-волны и выпускал пластинки на самых влиятельных лейблах – Defocus, Merck, U-Cover, n5MD, а также был резидентом первого в мире нет-лейбла Monotonik. Однако к середине позапрошлого десятилетия Тим, как и многие его коллеги, незаметно исчез с радаров, чтобы вновь появиться на них уже в конце 2010-х. С тех пор Кош успел не только выпустить несколько альбомов под разными именами, но и, как бы сказали спортивные комментаторы, снова вышел на пик формы. Сегодня ему удается самая разная музыка от абстрактного эмбиента, глитча и сэмпладелики до динамичного IDM на стыке с электро, при этом вся его современная музыка почти не похожа на то, что он делал в нулевые. "Volplaning", его второй лонг-плей для шеффилдского лейбла CPU – как раз такой случай. Формально это вроде бы IDM, но звучит он как-то совсем не так, как в этом жанре принято. В звуке есть какая-то «живость» как у Prefuse 73, текстуры буквально перенасыщены слоями и деталями, в гармониях есть приятная неочевидность, а мелодии отодвинуты на задний план. Тут и аналогий толком не проведешь, разве что Secede "Vega Libre", и то довольно условно – тот же градус сюрреализма и схожие тембры. Начав с музыки достаточно простой, Тим с годами пришел к сложной, почти не пожертвовав при этом субъективной красотой. И это, кажется, идеальная эволюция электронщика.
20. Kim and Buran "Tramplin" (Nang Records)
Напоследок (лучше поздно, чем никогда) – потерянный было релиз из начала февраля, долгожданное возвращение питерского проекта Ким и Буран. В 2013-м году они подписались на британский лейбл Nang Records (в чьем каталоге соседствуют мастера старого и нового диско, с одной стороны – Space, Romanelli и Daniele Baldelli, с другой – Pete Herbert и The Beat Broker), а заодно и завершили трансформацию собственного звука из пост-советского изи-лисенинга в образцовое космик-диско. "Трамплин" звучит как прямое продолжение замечательного диска "Орбита" шестилетней давности и объединяет в себе все лучшие черты жанра – тут и сочный фанковый бас, и затейливые синтезаторные соло (в мелодических талантах Славе Завьялову не откажешь), и фирменная ретро-футуристическая ностальгия. В мелодике и тембрах Ким и Буран напрямую наследуют Александру Зацепину и вообще советской киномузыке, а если смотреть шире, то где-то рядом Cerrone, Brian Bennett и даже The Weeknd.
19. Data Rebel "The Space Between" (Not On Label)
Британец Дэн Хау (Dan Howe) – пожалуй, главный наследник Болы (Bola). IDM в его исполнении – музыка в первую очередь печальная и величественно-мелодичная, при том что все внешние атрибуты жанра типа хрустящих и лязгающих ударных тут на месте. Еще один ориентир для сравнения – релизы лейбла Elektrolux середины нулевых, в которых умиротворяющий "кафешный" вайб (всё же музыка Data Rebel чуть более "легковесная", чем у Болы) идеально сбалансирован с музыкальной насыщенностью. Главный вопрос, который возникает, глядя на карьеру Дэна Хау – каким образом на фоне нынешнего IDM-ренессанса он до сих пор не подписался ни на один из уже довольно многочисленных лейблов, окучивающих эту поляну. Видимо дело в пресловутом формате (узких жанровых рамок пока, увы, никто не отменял), но ведь и наследнику Elektrolux или Mole Listening Pearls давно пора бы появиться.
18. Kuedo “Infinite Window” (Brainfeeder)
После гениального дебютника “Severant” (2011) с Джейми Тисдейлом (Jamie Teasdale) случился “синдром второго альбома”: последовавший спустя 5 лет “Slow Knife” до этого уровня не дотянул. В таких случаях третий альбом (особенно с такой же долгой паузой) — это, как правило, “пан или пропал”, и у Джейми всё получилось. “Infinite Window” — возможно, лучшая его работа. Это уже привычный нам по пластинкам Kuedo гибрид IDM, хромых бейс-ритмов и “новой синтезаторной музыки” с жирными текстурами и арпеджио, причем упор (что особенно приятно) делается именно на синтезаторы — в некоторых треках ударных нет вовсе, а грув создается как бы пропусками и намёками на месте этих самых ударных. Этот остроумный прием мы чаще всего слышим в неотрансе, но и здесь он уместен как нигде.
17. Rival Consoles "Now Is" (Erased Tapes Records)
К восьмому альбому Райан Уэст (Ryan Lee West), кажется, наконец нащупал баланс между клубной музыкой с одной стороны и неоклассикой и пост-минимализмом с другой. По форме "Now Is" – это мягкая, но всё же упругая, пульсирующая и дышащая сайд-чейнами электроника по заветам Джона Хопкинса (Jon Hopkins), Four Tet или Moderat. Но если начать разбирать структуру композиций, то становится куда более явным влияние академической музыки. Диалог секвенций разной длины, волны и фазы - тут и ассоциации в голову приходят совсем другие, начиная с Катерины Барбьери (Caterina Barbieri) (особенно когда Райан отключает бит), заканчивая Dawn Of Midi и Нильсом Фрамом (Nils Frahm). На выходе – абсолютно лучший диск Rival Consoles, идеально отвечающий тем большим ожиданиям от пластинок выше перечисленных артистов, что в полной мере не оправдались.
16. Francis Harris “Thresholds” (Scissor & Thread)
Уроженец Лас-Вегаса и житель Бруклина Фрэнсис Харрис в нулевые был активным участником процветавшей тогда тек-хаус сцены. Он издавал пластинки под именем Adultnapper на модных лейблах типа Mule, Ransom Note и Pokerflat и сотрудничал с Layo & Bushwaka, Mr C и M.A.N.D.Y. В 2010-х он стал подписываться паспортным именем, открыл собственный лейбл, переключился на альбомный формат и более спокойную музыку. Но в его первых трех альбомах всё же явно присутствовал бит - там он ходил где-то между дип-хаусом, эмбиентом и даунтемпо. Его четвертый лонг-плей “Thresholds” уже лишен каких бы то ни было намеков на танцевальность. Это коллажный эмбиент - мрачный, холодный, но вполне насыщенный событиями. В палитре довольно много живых инструментов - гитары, фортепиано, перкуссии и духовых, а также полевых записей. Всё это Харрис комбинирует в какой-то импрессионистской, почти джазовой манере, и приправляет глитчевыми эффектами - так, что порой становится похоже на совсем уже диссоциировавшую “джазтронику” в духе Dictaphone и других чуть более экспериментальных релизов середины нулевых с лейблов CCO, Tomlab и Morr Music.
15. Gimmik "Sonic Poetry" (n5MD)
Матрин Хайдингер (Martin Haidinger) вернулся в музыку так, словно и не уходил – это уже четвертый его альбом после камбэка, и второй подряд, где он вновь исследует территории классического мелодичного IDM. Слегка обновив сетап (теперь Мартин увлечен модульными синтезаторами), он почти не изменил звучание, мы снова слышим хрустящие биты, очень разнящиеся по темпу от хип-хопа до скоростного электро и брейкбита, и идущие с ними в контрасте нарочито яркие и сентиментальные мелодии. Здесь австриец порой даже перебирает с поп-составляющей ("Fluffy Jones" или "Meadows" кажутся уж совсем "мультяшными", но с другой стороной не этим ли сделал себе репутацию всеми любимый лейбл Toytronic, звездой которого был Gimmik). Впрочем, "сладкой грустью" эмоциональная палитра на "Sonic Poetry" вовсе не ограничивается, тут есть и пара вещей с фирменной нелогичностью в мелодиях и рейверскими тембрами а-ля Orbital ("There You Are", "Into The Tribe of Clones"), и прекрасная "кислотная" трилогия "Liquid Reality", и отсылки к его же эмбиент-пластинкам. Идеальный длинный альбом (73 минуты и 16 треков – это по нынешним временам прямо эпос), которому всегда есть, чем заинтересовать слушателя.
14. Szun Waves "Earth Patterns" (Leaf)
Третий альбом коллектива, куда входят электронщик Люк Эббот (Luke Abbott), который помимо синтезаторов играет на фортепиано, барабанщик и перкуссионист Лоуренс Пайк (Laurence Pike) и саксофонист Джек Уайли (Jack Wyllie). Эббота сольно мы знаем как многолетнего резидента лейбла Border Community и соратника Джеймса Холдена (James Holden), который поучаствовал в этом альбоме в качестве продюсера. Параллельно с Холденом Эббот осваивал смежные с электроникой жанры, начав с краут-рока и в конце концов вырулил в "джазтронику". Так что ничего удивительного нет в том, что ближайшей аналогией к Szun Waves по звучанию будут пластинка Холдена с Animal Spirits и, даже в еще большей степени, его дуэт с Вацлавом Цимпелем (Wacław Zimpel). При этом у Szun Waves получается ничуть не хуже, а порой даже лучше. Стилистически трио ходит где-то между джазом, пост-минимализмом, эмбиентом и пост-роком – ударные здесь не столько создают ритм, сколько добавляют информации в общую текстуру, да и партии фортепиано и синтезаторов даже оказываясь порой ритмичными сами по себе не то, чтобы добавляют грува. Драматургия здесь строится вокруг игры с интенсивностью – музыка то вскипит, то застынет.
13. The Future Sound Of London "Rituals E7.001" (fsoldigital.com)
К тому, что FSOL выпускают новый материал без предупреждения и без каких бы то ни было сопроводительных слов все уже кажется привыкли, но здесь для релиза хотя бы был формальный повод в виде Record Store Day. Все их записи, несмотря на некоторую "поточность", варьируются по качеству от "очень хорошо" до "великолепно", и "Rituals E7.001" ближе именно к превосходной оценке. Здесь с одной стороны есть всё, за что мы любим Брайана Дуганса (Brian Dougans) и Газа Кобейна (Gaz Cobain), с другой – они наконец объединили свои три-четыре ипостаси в одну пластинку, собрав из довольно разнородных треков целостное полотно. Тут есть и пост-битловская психоделия с этническим (не то восточным, не то африканским) флёром ("Hopiate"), и заторможенные рваные ритмы, и коллажный эмбиент ("Slowly Slipped Away"), и "кислота", которую они обычно приберегали для проекта Humanoid ("Far Seeker"), и даже совсем ранее для них нехарактерный наивно-романтический IDM с детскими голосами ("Sand To Ocean"). Есть ощущение, что чем дальше, тем больше FSOL превращаются в этаких Grateful Dead от электроники – совершенное сектантство, но при этом дико круто.
12. Fürsattl "Rheinlust" (Claremont56)
В качестве бонус-трека – расширенное до альбома переиздание очень хорошей пластинки. Немецкое трио Fürsattl собралось десять лет назад и записало одну-единственную ЕР с двумя треками. Большого резонанса пластинка не получила, но в кругах любителей обновленческого краут-рока очень полюбилась. Немцы вроде бы шли по стопам Neu и Harmonia, но краут-рок в их исполнении звучал максимально тепло и человечно, порой заходя на территории балеарика. Без синтезаторов тут конечно не обходится, но ведущую роль играют не зарпограммированные биты и секвенции, а живые ударные и гитара, ну а моторик-бит сыгран максимально сдержано и ненавязчиво. К юбилею пластинки лейбл Claremont56 решил переиздать вместе с ней еще три трека, записанные группой примерно в тех же сессиях. Два их них выходили на сборниках, а трек "Für Paul" так и пролежал в загашниках, дожидаясь своего часа. И надо сказать, что в таком виде мы получили одну из лучших записей в истории неокраута – за десять лет эта музыка не только не вышла из моды, но и утвердилась в статусе вечной ценности.
11. Inigo Kennedy “For What Once Was” (Utch Elektronics)
Иниго Кеннеди много лет ходил где-то между IDM, электро и техно, приближаясь скорее к последнему. Однако на 26-м году карьеры внезапно выпустил альбом чистейшей, дистиллированной IDM-меланхолии. Где-то рядом Arovane времен “Atol Scrap” или Autechre периода “Amber” и “Tri Repetae”.
10. Moderat "MORE D4TA" [Monkeytown)
К 2022 году Moderat с одной стороны выросли в безусловных электронных звезд, одну из немногих постоянных величин в этом быстро меняющемся мире, с другой, ожидания от их четвертой по счету пластинки не то, чтобы были высокими. Саша Ринг (Sascha Ring) в последнее время слегка заплутал в сумрачном лесу, блуждая между абстрактными саундтреками и печальными песнями по заветам Тома Йорка (Thom Yorke). Его коллеги из Modeselektor напротив, выдали совершенно функциональную клубную пластинку, почти непригодную для домашнего прослушивания. А главное, возможность для совмещения одного с другим совершенно не просматривалась. Но путь всё же нашелся: и те, и другие (а точнее, "те и другой") как бы сделали но несколько шагов назад, куда-то во времена Apparat "Walls" или первого альбома Moderat. Бит стал помягче (фирменные гаражные сбивки здесь хороши как никогда), мелодии поярче и поразнообразнее, а драматизм и надлом Сашиного вокала (которого тут по-прежнему много) оттеняется стадионной эйфорией вещей типа "Neon Rats" или "More Love". Получается идеальная история о том, что после ночной грозы всё же наступит утро. Трудно сказать, как бы "MORE D4TA" слушался из 2009-го (в этом смысле лучше обойтись без эпитетов типа "лучшая запись группы со времен первого альбома"), но для мрачноватых 2020-х подходит прекрасно.
9. Time Wharp "Spiro World" (Leaving Records)
Пожалуй, главное открытие месяца. Жительница Нью-Йорка Кей Логгинс (Kaye Loggins) – довольно характерная представительница электронного андерграунда 2010-х. В прошлом десятилетии она успела выпустить четыре лонг-плея и с полдюжины ЕР, большую часть из которых издавал бруклинский лейбл Astro Nautico. Музыка её располагалась где-то между кассетным лоу-фай эмбиентом с одной стороны и краут-роком и хаусом с другой. Дебют на калифорнийском Leaving Records (в чьем каталоге из известных персонажей числятся Odd Nosdam, Dntel и Laraaji) заодно и раскрывает Кей с новой стороны. Здесь её палитра существенно расширяется: она активно экспериментирует с джазом и академическим минимализмом (тут очень много райховских петель и волн, но рядом совершенно свободные импровизационные пассажи), а в аранжировках появляются живые инструменты (гитары, духовые и ударные). Не то, чтобы американка совершила на этой территории какие-то открытия (тут можно и Джиджи Масина вспомнить, и Алексиса Георгопулоса с проектом Arp, и пластинку CFCF "Music For Objects"), но к "Spiro World" всё время хочется возвращаться.
8. Barry Lynn "Compositions For Software Instruments" (Kinnego Records)
Барри "Boxcutter" Линн – музыкант до крайности разнообразный. В его исполнении мы уже слышали и дабстеп (которым он и прославился), и даунтемпо, и диско, и эмбиент, и эйсид, и конечно же IDM, с которого он начинал. В этом смысле "Compositions For Software Instruments" – в некотором роде возвращение к корням, идеологический наследник записей, которые Барри издал несколько лет назад под названием "'01 - '04 Tracks". Точнее сказать, "композиции для программных инструментов" – это старый добрый (но разумеется поданный на современный лад) дрилл-н-бейс. В основе этой музыки лежат скоростные замысловатые ритмы на грани IDM и джангла, которые, как и полагается по законам жанра, уравновешивают яркие и воздушные мелодии. За основу Линн берет звучание в духе Aphex Twin или Squarepusher года, этак, 1996-го, но добавляет к нему современной чистоты, прозрачности и детальности. Это музыка динамичная и где-то даже танцевальная, но вместо рейвовой рыхлости здесь высокая концентрация событий на единицу времени и скрупулезность аранжировок.
7. Keiss "Access Denied" (Pulse State)
После очень яркого прошлогоднего альбома "The Things We Don't Notice" на лейбле Diffuse Reality Станислав Ковалёв возвращается в родную для себя семью лейбла Touched, приземлившись на этот раз на Pulse State, который формально вроде бы и не считается подразделением Touched, но управляется той же командой. С композиционной точки зрения "Access Denied" идеально иллюстрирует тезис об IDM как жанре, который держится на двух перпендикулярных векторах. Первый – это ритм, построенный из максимально затейливых перкуссионных рисунков, сбивок, длинных "квадратов" и тонкого и детального саунд-дизайна. Здесь всё сделано строго от ума – эта часть не про энергетику и грув (пусть некоторые треки вполне можно вписать в танцевальный сет), а про сложную архитектуру и логику. Второй, мелодический вектор – напротив про эмоцию и человечность. В лаконичных синтезаторных партиях – пронзительная меланхолия, да и field recordings с детскими голосами, а также шорох и шелест акустического происхождения как бы добавляет этой музыке новое измерение. Баланс между умом и сердцем здесь выстроен просто идеально – с одной стороны от "Access Denied" не устанешь, заслушав его до дыр и запомнив до каждого звука, с другой – это слишком яркая и эмоциональная запись, чтобы надолго отложить её в сторону, поняв её затейливую структуру и разобрав как шахматную комбинацию.
6. Serge Geyzel "Xenophonic" (Touched Revolutions)
Серж Гейзель – музыкант с крайне необычной биографией. Родился он в Саратове, где получил классическое музыкальное образование, затем переехал в Израиль, где учился в Иерусалимской академии музыки по классу джазового фортепиано и выступал с собственным трио и в составе разных ансамблей. При таких вводных от похода Гейзеля в электронику ожидаешь чего-то в духе Маркуса Шмиклера (Markus Schmickler) – глитча, электроакустики и постмодернистских деконструкций хауса и техно. Вместо этого вся сольная дискография Сержа (уже достаточно обширной, несмотря на то, что его первый релиз датирован 2019-м) располагается в пространстве между электро, эйсидом и IDM. Ну а альбом "Xenophonic" вполне отвечает тэгу "braindance", но отличается от подавляющего большинства пластинок в этом жанре продуманностью, изысканным продакшеном и мелодизмом. По звуку треки чем-то напоминают афексовский "Syro", но атональным кислотным рифам Серж предпочитает мелодические хитросплетения или лаконичные мотивы в духе раннего Arovane. Его главная находка – сочетание braindance-ритмов и пронзительной меланхолии. Больше всего в каноне жанра не хватало именно ярких эмоций, и "Xenophonic" этот недостаток наконец восполняет.
5. Passarani "The Wildlife Of The Quieter Ones" (Aus Music)
Марко Пассарани известен своей многоликостью – ему одинаково хорошо удаются IDM, электро, диско разной степени олдскульности (напомним, что Марко был частью зашифрованного поначалу дуэта Tiger & Woods), хаус и даже рейверская ретро-музыка с прямой бочкой, к которой и жанрового тэга так запросто не придумать. Но все это он обычно разносил по альбомам и проектам, а теперь вот неожиданно выдал этакий tour de force – длинный 17-трековый, альбом, где собрано всего понемногу. По большей части "Wildlife" – запись оптимистичная и танцевальная, чаще всего Марко обращается здесь к полузабытому электро-диско начала нулевых. Но нередко бит ломается и тогда музыка превращается либо в отменное "электрик-буги" в духе лейбла CPU, либо в тот редкий подвид IDM, где не утеряла смысл буква "D". Всё это щедро разбавлено редкой красоты эмбиент-интерлюдиями с отсылками к Bochum Welt. В сухом остатке абсолютно лучший альбом Пассарани – светлый, легкий, эмоциональный и практически лишенный проходного материала. Самая красота начинается минуты с сороковой.
4. µ-Ziq "Magic Pony Ride" (Planet Mu)
Среди IDM-классиков Майк Парадинас (Mike Paradinas) дожил до наших дней в наилучшей форме. Его последние альбомы по уровню стоят где-то рядом с нетленной классикой середины девяностых, и "Magic Pony Ride" – не исключение. Собственно говоря, и по звучанию этот альбом идеально встраивается где-то между "Lunatic Harness" и "Royal Astronomy", тут Майк возвращается к солнечному и легкомысленному "приайдиэмленному" брейкбиту и дрилл-н-бейссу. Промышленное количество амен брейкка, синтетические скрипки и арфы, мелко нарезанный женский вокал и, естественно, максимально яркие мелодии. Относительно недавнего дуэта с Mrs Jynx, этот альбом – куда более рейверский и раздолбайский, что делает его идеальной музыкой для лета.
3. Spacetime Continuum & Its Own Infinite Flower “Empress Eyes” (Reflective Records)
Джона Шарп (Jonah Sharp) — один из главных героев эмбиент-техно сцены девяностых, но его последний релиз от имени STC был аж 23 года назад (были правда совместные пластинки с Move D под именем Reagenz, тоже отличные). Технически это тоже дуэт, да еще и импровизационно-джемовый, что в общем слышно, но при этом это стопроцентный STC, почерк Шарпа узнается сразу и слышен весь альбом. Летучий узорчатый спейс-эмбиент, который пульсирует и булькает кислотными рифами, а порой даже разгоняется в некое подобие хаус-грува. Попутно, кстати, выяснилось, что Джона возродил лейбл Reflective и до этого там уже успела выйти эмбиент-техно ЕР-шка Cahl Sel, тоже очень неплохая.
2. Plaid "Feorm Falorx" (Warp Records)
То, что Эд Хэндли (Ed Handley) и Энди Тёрнер (Andy Turner) на четвертом десятке активной карьеры находятся, как бы сказали спортивные журналисты, "в форме всей жизни" – это уже не новость. Начиная с "Reachy Prints" они каждым новым альбомом берут новую высоту, и этот диск не исключение. Лид-сингл "C.A" вроде бы намекал на продолжение линии "очень современно по звучанию и очень сложно по форме, но все еще в меру мелодично". Но вместо этого Plaid выпустили самую доступную запись со времен дуплета "Rest Proof Clock Work" – "Double Figure". Нынешний "Feorm Falorx" – это буквально тожество фирменных пледовских мелодий (а Plaid – редкий пример электронщиков, которым удалось изобрести свой язык не на уровне звучания, а именно на уровне мелодических ходов). Что же до звука, то за 40 минут Plaid пробегаются по всему, что умеют – от кристально-цифрового IDM 2020-х до каких-то уж совсем фривольных заигрываний с восьмидесятыми. В пору бы удивиться, но можно просто вспомнить их старый добрый "Dang Spot". Вообще, из всей дискографии дуэта новый диск как минимум эмоционально ближе всего именно к "Rest Proof Clockwork", что одновременно здорово и удивительно.
1. gggg "Gazé" (FireScope)
Лейбл FireScope уже не в первый раз грозит закрыться, но сейчас дело, кажется, приняло серьезный оборот – в связи с брекзитом и вертикальным взлетом цен на производство винила, дело оказывается почти неприбыльным (а FireScope к тому же всегда морочился с оформлением, цветными пластинками и так далее), а заниматься исключительно цифрой Стивену Раттеру (Steven Rutter) неинтересно. На прощание (надеемся, всё же неокончательное) лейбл издал два альбома. О первом из них, "Empty Lands" Джона Шимы (John Shima) можно сказать разве что то, что это великолепный мелодичный пост-детройт, но всё же строго "форматный", продолжающий генеральную линию лейбла. А вот второй релиз – это, несомненно, история, достойная разбора. Про Гарбиэля Де Варина (Gabriel De Varine) известно лишь то, что родом он из Франции, а его дискография до этого момента ограничивалась одной цифровой ЕР на маленьком лейбле. Звучит он при этом так породисто, будто занимается музыкой как минимум с середины 90-х, и источники для вдохновения черпает тоже из тех времен. Ассоциаций целый букет, но одна приятнее другой – тут и отсылки к Toytronic ("Cas Contact"), и к B12 времен "Electro Soma" ("K-Robot OG"), и к Lackluster ("Chien Flûte 5.1"), и к абстрактному раннему Warp времен "Artificial Intelligence", и даже к чему-то типа MLO. Очень вдумчивое переосмысление "всего, что мы любим", глядя из 2022-го. При этом идеально выдержан баланс между разнообразием и целостностью – при довольно разноформатных треках, альбом звучит не как сборник, а именно как единая история. Не просто яркое открытие, но и одна из лучших электронных пластинок уходящего года.
1901 – Родилась Марлен Дитрих - немецкая и американская актриса и певица, икона стиля. Смелая женщина, пославшая нафиг Йозефа Геббельса »»
Владимир Борисович ФЕЙЕРТАГ (1931)
Scotty MOORE (1931)
Michael PINDER (1941)
Mick JONES (1944)
David KNOPFLER (1952)
YOUTH (1960)