Plaid "Feorm Falorx" (Warp Records)
То, что Эд Хэндли (Ed Handley) и Энди Тёрнер (Andy Turner) на четвертом десятке активной карьеры находятся, как бы сказали спортивные журналисты, "в форме всей жизни" – это уже не новость. Начиная с "Reachy Prints" они каждым новым альбомом берут новую высоту, и этот диск не исключение. Лид-сингл "C.A" вроде бы намекал на продолжение линии "очень современно по звучанию и очень сложно по форме, но все еще в меру мелодично". Но вместо этого Plaid выпустили самую доступную запись со времен дуплета "Rest Proof Clock Work" – "Double Figure". Нынешний "Feorm Falorx" – это буквально тожество фирменных пледовских мелодий (а Plaid – редкий пример электронщиков, которым удалось изобрести свой язык не на уровне звучания, а именно на уровне мелодических ходов). Что же до звука, то за 40 минут Plaid пробегаются по всему, что умеют – от кристально-цифрового IDM 2020-х до каких-то уж совсем фривольных заигрываний с восьмидесятыми. В пору бы удивиться, но можно просто вспомнить их старый добрый "Dang Spot". Вообще, из всей дискографии дуэта новый диск как минимум эмоционально ближе всего именно к "Rest Proof Clockwork", что одновременно здорово и удивительно.
Principles Of Geometry "ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ" (Tigersushi)
Французский дуэт Principles Of Geometry был очень заметен в середине нулевых, когда их по касательной зацепила вторая волна "френч-тача", где тон задавали Vitalic, Justice, Black Strobe, DJ Mehdi и прочие Ed Banger и Kitsune. Тогда Гийом Гроссо (Guillaume Grosso) и Жереми Дюваль (Jeremy Duval) стояли чуть поодаль от всей этой рейв-движухи, исследовали территорию на стыке электро, диско и краут-рока и даже записали один громкий хит "A Mountain For President" с участием Себастьяна Телье (Sebastian Telier). После альбома "Mainstream" (2014) французы вообще исчезли с радаров и спустя 8 лет вернулись в новом обличье и с довольно амбициозной пластинкой. 26 треков (каждый из которых начинается на следующую букву алфавита) общей длиной в 79 минут (CD под завязку, как в старые добрые времена – даже на болванку не скопировать). Звучание группы тоже заметно изменилось: теперь Principles Of Geometry внезапно решили пойти по пути Boards of Canada, видимо устав ждать от тех нового альбома. Аналогии сквозят буквально в каждом треке – тут вам и очень своеобразные гармонии, и плывущие синтезаторные ретро-тембры, и даже отстраненные голоса. Вот только ритмы совсем другие – тут и брейкбит, и "приайдиэмленное электро", и даже прямая бочка кое-где. Кажется, в 2020-е линия BoC наконец получила вполне достойное продолжение и развитие – чем не достижение.
gggg "Gazé" (FireScope)
Лейбл FireScope уже не в первый раз грозит закрыться, но сейчас дело, кажется, приняло серьезный оборот – в связи с брекзитом и вертикальным взлетом цен на производство винила, дело оказывается почти неприбыльным (а FireScope к тому же всегда морочился с оформлением, цветными пластинками и так далее), а заниматься исключительно цифрой Стивену Раттеру (Steven Rutter) неинтересно. На прощание (надеемся, всё же неокончательное) лейбл издал два альбома. О первом из них, "Empty Lands" Джона Шимы (John Shima) можно сказать разве что то, что это великолепный мелодичный пост-детройт, но всё же строго "форматный", продолжающий генеральную линию лейбла. А вот второй релиз – это, несомненно, история, достойная разбора. Про Гарбиэля Де Варина (Gabriel De Varine) известно лишь то, что родом он из Франции, а его дискография до этого момента ограничивалась одной цифровой ЕР на маленьком лейбле. Звучит он при этом так породисто, будто занимается музыкой как минимум с середины 90-х, и источники для вдохновения черпает тоже из тех времен. Ассоциаций целый букет, но одна приятнее другой – тут и отсылки к Toytronic ("Cas Contact"), и к B12 времен "Electro Soma" ("K-Robot OG"), и к Lackluster ("Chien Flûte 5.1"), и к абстрактному раннему Warp времен "Artificial Intelligence", и даже к чему-то типа MLO. Очень вдумчивое переосмысление "всего, что мы любим", глядя из 2022-го. При этом идеально выдержан баланс между разнообразием и целостностью – при довольно разноформатных треках, альбом звучит не как сборник, а именно как единая история. Не просто яркое открытие, но и одна из лучших электронных пластинок уходящего года.
Daniel Avery "Ultra Truth" (Phantasy Sound)
За последние несколько лет Дэниел Эйвери как-то незаметно успел вырасти в большую звезду, которой уже пора бы совершать открытия и прорывы. Называть "Ultra Truth" прорывным будет уж очень смело, но кажется Дэниел наконец нащупал собственный звук. В его основе – канон "умной электроники" 90-х (Aphex Twin времен "SAW 85-92", трип-хоп, балеарик брейкс, эмбиент-техно и даже атмосферик джангл), пропущенный через оптику 2020-х. Современного (а значит предельно лоуфайного) звука Эйвери достигает при помощи лошадиных доз дисторшена и шумно-грязной реверберации. Получается довольно разнообразный и стилистически, и настроением (от мрака и хмури до ностальгии и солнечной наивности) диск, объединенный как раз "vapour"-звуком, который при этом не лишает музыку идентичности (чем грешат многие продюсеры из этой сцены). В общем, если и не откровение, то явная удача.
Deepchild "Mycological Patterns" (A Strangely Isolated Place)
Австралийско-немецкий музыкант Рик Булл (Rick Bull) выпускает музыку уже двадцать с лишним лет и успел попробовать себя во множестве жанров от даунтемпо, даба и броукен-бита до хауса и даже техно. Минувшим летом он уже успел отметиться экспериментальным альбомом на возрожденном Mille Plateaux, а на рубеже нулевых-десятых даже издал несколько тек-хаус пластинок на почти уже русском лейбле Trapez. "Mycological Patterns" показывает Рика с какой-то новой стороны: ударных здесь нет вообще, зато есть вариации на тему спейс-электроники, эмбиента и минимализма, более всего напоминающие Oneohtrix Point Never времен "R Plus Seven". Вместо привычных для этого жанра аналоговых синтезаторов – модные нынче цифровые "самоиграйки" из восьмидесятых. Печальные аккорды, шум, гранулярная пыль и потусторонние голоса ("на фитах" – программа Holly+ авторства Холли Херндон), а следующим же треком – бесстыдные поп-гармонии и энергично пульсирующий бас.
Waajeed "Memoirs of Hi-Tech Jazz" (Tresor/BMG)
Детройтский музыкант Роберт О'Брайант (Robert O'Bryant) на виду уже более 20 лет, но всё это время сольное творчество было у него как бы не в приоритете. Он работал в качестве продюсера с поп-музыкантами, занимался лейблом Bling47, где издавался в том числе J Dilla и изредка выпускал пластинки под разными именами, чаще всего хип-хоповые. Четыре года назад он записал хаус-альбом Waajeed "From The Dirt" и о нем впервые заговорили как о серьезной фигуре на танцевальной сцене. К моменту продолжения проекта Роберт успел подписаться на берлинский Tresor (где всегда смотрели с восхищением на то, что происходит в Детройте) и довести свой звук до абсолюта. "Memoirs of Hi-Tech Jazz" – это хаус, максимально близкий к джазу, с живыми инструментами, но при этом не норовящий съехать в лаунж (чем периодически грешило предыдущее поколение вроде DJ Cam или Людовика Наварре). Эту пластинку можно поставить на одну полку с Tenderlonious или даже с "Yellow" Эммы-Джин Тэкрей (Emma-Jean Thackray), но в композициях Waajeed непременно присутствует увесистая хаус-бочка и синтезаторные басы.
Aural Imbalance "Dreaming In Future Tense" (Stasis Recordings)
Саймон Хакстебл (Simon Huxtable) чаще всего попадал в "проверки" со своей эмбиент-ипостасью Inhmost, но "ветеранам" он известен скорее по проектам Deep Space Organisms и Aural Imbalance, в которых так или иначе исследовал тему атмосферной танцевальной музыки, будь то прогрессив хаус, прогрессив брейкс, даунтемпо или даже драм-н-бейс. "Dreamin In Future Tense" (формально – пятый лонг-плей этого альтер-эго) – это, как принято говорить, возвращение к форме, то бишь классический атмосферик драм-н-бейс, каким он был в середине девяностых – воздушные сэмплированные ритмы, мечтательные эмбиент-текстуры и глубокий, но предельно корректный, не давящий бас.
ASC "Eye Of The Storm" (Past Inside the Present)
Пластинкой абсолютно в том же жанре синхронно ответил друг и соавтор Хакстебла Джеймс Клементс (James Clements). Стилистически эти альбомы настолько схожи, что пока дело не доходит до ремиксов (которые занимают почти пол-альбома) их можно принять за одну пластинку, запустив подряд (ну разве что Клементс чуть больше внимания уделяет ударным, в миксе они у него звучат куда увесистее). Ремиксовая часть (доступная только в цифровом виде) – это уже привычный для лейбла Past Inside The Present уютный зимний эмбиент. Лучшая из трех версий принадлежит "перу" Джеймса Бернарда (James Bernard) и босса лейбла Зака Фризелла (Zach Frizzell) aka zakè.
Gold Panda "The Work" (City Slang)
На четвертом альбом Дервин Дикер (Derwin Dicker), перебравшийся с Ghostly International на немецкий City Slang, решил вернуть нас в нулевые. Сначала – индитроника с виниловым шумом, щелкотней синтетических ударных и слегка препарированными акустическими инструментами. Дальше вступает хромой бит – и это уже подзабытый "вонки", тоже вписанный в индитронический контекст. После чего к середине Панда на пару треков разгоняется в cut-up хаус. В букете приятных ассоциаций – ранний Four Tet, продукция лейблов Morr Music и ССO, а также Akufen и даже Мэтью Херберт (Mathew Herbert). Слушается при этом абсолютно свежо и вдохновляюще – кажется, и микрохаус, и даже индитроника относятся к той категории жанров, которые не раскрылись в полную силу, а значит стоит ждать продолжения банкета.
Gigi Masin "Vahiné" (Language Of Sound)
Каждый новый релиз Джиджи Масина – подвод для радости, да и вообще его большая карьера, случившаяся, по сути, после шестидесяти, это лучший мотиватор для творческих людей, считающих себя аутсайдерами. Новый диск начинается с типичного для Джиджи нью-эйджа с упором на фортепиано, но дальше, как это опять же регулярно бывает у Масина, следуют неожиданные события. Уже во втором треке добавляется бит и синтезаторы, и Джиджи уносит в танцевальный минимализм, куда-то на территории Rival Consoles и лейбла Erased Tapes. Дальше – совсем тихая эмбиент-интерлюлия, за ней следует величественная симфония арпеджиаторов, а финал снова ритмичный, и это уже почти трайбал с "размазанными" гитарами. Видимо это и есть фантазии на тему таитянских танцев, которые вдохновили итальянца на запись этой пластинки.
Darren Nye "Voyage Of Light" (SpaceTime)
Даррен Най вместе с Дереком Карром (Derek Carr) и Джоном Шимой – пожалуй, самые яркие представители британской ветви того интеллигентного техно, что выросло напрямую из детройтских корней. За основу они взяли саунд Деррика Мея (Derrick May), а также ранних B12 и LFO. Темп порядка 120 ударов в минуту, драм-машина Roland TR-909, чуточку синтетических струнных и бас-станция TB-303, которая не визжит как принято в традиционном эйсиде, а используется именно как бас-инструмент, где ручка резонанса никогда не выкручивается в максимум. Получается музыка мягкая и спокойная, но в то же время динамичная. В случае с "Voyage Of Light" всплывает еще одна необычная ассоциация – FSOL "Accelerator", где тема облегченного техно тоже раскрыта довольно необычно.
Space Dimension Controller "Cro²ma" (Hypercolour)
Трехтрековая ЕР от ирландского музыканта, успевшего выпустить альбомы на Ninja Tune и R&S. От SDC никогда не знаешь, чего ждать – как в смысле качества, так и в смысле стилистики. За гениальным электро-опусом "Welcome To Microsector-50" у него последовало некоторое количество довольно проходного лоу-фая, а свой лучший релиз последнего времени (лонг-плей "Redemption Of The Cryonauts") фаворит всех модных лейблов вообще выпустил скромным самиздатом. "Cro²ma" – это довольно экзотический извод "прямобитной" музыки (в первую очередь мелодичного тек-хауса), когда она как бы "по касательной" подъезжает к IDM – ритм вроде и ровный и даже кислотные рифы есть кое-где, но перкуссия очень засвингованная, набор перкуссионных звуков какой-то небанальный, да и по настроению всё очень задумчиво и меланхолично, скорее для дома, чем для клубов. Нечто подобное записывает Norken, но в общем и всё, поляна совершенно неосвоенная.
0ID "Stern Gaze Of The Abyss" (Not On Label)
Еще одна заслуживающая внимания "короткая форма" – четырехтрековая ЕР Андрея Оида, название которой, "Бездны строгий взгляд", звучит по-русски даже красивее. Здесь ключевое слово – разнообразие, за 20 минут мы сначала окунаемся в "гипнагоджик" с замедленным вокалом в духе ранней Fever Ray, затем – в барочное даунтемпо с арфой, где вспоминаются не то Бьорк (Bjork), не то Four Tet, но самая красота, конечно же, в третьем треке. "War And Peace Please" – этакий "эйфорический эмбиент", композиция, по структуре и по эмоции напоминающая не то "Struggle For Pleasure" Вима Мертенса (Wim Mertens), не то вдохновленный этой пьесой вечный транс-гимн Energy 52 "Café Del Mar".
1901 – Родилась Марлен Дитрих - немецкая и американская актриса и певица, икона стиля. Смелая женщина, пославшая нафиг Йозефа Геббельса »»
Владимир Борисович ФЕЙЕРТАГ (1931)
Scotty MOORE (1931)
Michael PINDER (1941)
Mick JONES (1944)
David KNOPFLER (1952)
YOUTH (1960)