Deepchord "Functional Designs" (Soma Quality Recordings)
Американец Род Моделл (Rod Modell) – пожалуй, главный авторитет в мире современного даб-техно. Диапазон его музыки располагается между 60-минутными эмбиент-опусами (дуэт cv313 вместе с коллегой по лейблу Echospace [detroit] Стивеном Хитчеллом) до атмосферного, но быстрого и даже мускулистого техно (релизы под собственным именем на лейбле Tresor). Проект Deepchord Род посвящает звучанию, равноудаленному от обоих полюсов. Ненавязчивый приглушенный бит в районе 115-120 ударов в минуту, сверхнизкий пульсирующий дабовый бас, печальные эмбиент-аккорды, много полевых записей и километры намеренно загрязненной ревеберации. Музыка как будто доносится из густого тумана, причем сам этот туман в картине, созданной Моделлом – не обстоятельство, а действующее лицо.
Pale Sketcher "Golden Skin" (Give-Take)
Pale Sketcher – один из многочисленных проектов Джастина Броудрика (Justin Broadrick), известного по десятку групп и соло-испостасей от Napalm Death, Godflesh и Jesu до Techno Animal и JK Flesh. Альбом "Golden Skin" удивителен хотя бы тем, что записан более 10 лет назад и готовился к выходу на Rephlex (который в конце концов просто закрылся). Удивительно и то, что ничего похожего на брейнденс или электро, на которые поздний Rephlex делал ставку тут тоже нет. "Golden Skin" – это скорее "вейпор-брейкс" с размазанными вокальными сэмплами, звучащими не на той скорости (параллели в голову приходят самые разные от The Field и раннего Лопатина до Burial) и тяжелым, но довольно динамичным ломаным битом. Настроение гуляет от фирменной бродриковской хмури до какой-то болезненной рейв-эйфории, будто вечеринку устроили пациенты стационара с депрессией и тревожным расстройством. Слушая треки вроде "I'm Your Posession" (записанного, напомним, в нулевые) задумываешься, а не Джастин ли вообще изобрел гиперпоп?
Florian Förster "À La Carte" (Móatún 7)
Исландский лейбл Móatún 7 долго выпускал почти исключительно семидюймовки, изредка собирая из них компиляции, но в последний год пустился во все тяжкие – лонг-плеи (причем как виниловые, так и кассетные, ну и разумеется цифровые), длинные ЕР и тому подобное. "À La Carte" – как раз из крупных форм, 13 треков общей длиной в 53 минуты. Стилистически альбом Флориана Форстера – это изрядно прифанкованный олдскульный IDM с лихо свигнующими битами, изредка мутирующий в электро или брейкбит. Мелодии здесь звучат подчеркнуто лаконично, к тому же интеллигентно убраны на второй план, а центральный элемент сюжета – это скорее грув. И хотя у музыки Флориана есть довольно чёткий прообраз из конца 90-х – начала 2000-х (классические альбомы Metamatics от "A Matamatics Production" до "From Death To Passwords"), но в нынешнем контексте "À La Carte" звучит свежо и необычно.
The Jaffa Kid "Passing Signals" (Suction Records)
До попадания на легендарный канадский лейбл, британец Дэниел Прингл (Daniel Pringle) уже имел за плечами крайне обширную дискографию – несколько альбомов на Recycled Plastics под крылом у Milieu, лонг-плеи для Pulse State и Deeptrax и пара десятков селф-релизов. Для Suction Дэниел, как водится, выбрал наиболее "ламповые" вещи – корни этой музыки уходят к Афекс Твину и лейблу Rephlex первой половины 1990-х. Треки помягче напоминают "Selected Ambient Works 85-92", композиции поживее (мелодичный эйсид) – раннего Майка Дреда (Mike Dred) aka The Kosmik Kommando, а чаще всего Jaffa Kid оказывается где-то на стыке одного и другого.
Inkipak "+ve" (Fourier Transform)
За два года Джон Мейс (Jon Mace) успел вырасти из многообещающего дебютанта в одного из самых востребованных артистов современной IDM/braindance сцены. "+ve" –уже пятый (!) его альбом (и это не считая ЕР и совместных записей), да еще и сразу двойной – к 11 оригинальным трекам прилагается диск из 12 ремиксов на композиции не только с первого диска, но и с других релизов. "+ve" – пожалуй самый спокойный и самый минорный по настроению альбом Джона, но в остальном Мейс исповедует принцип "не чини то, что не сломано" и выдает лучшее, на что способен – мелодичный эйсид-брейкс, электро и меланхоличный, чуть наивный IDM. Палитра вроде бы типичная для 2022-го, но почерк автора узнается сразу. Из ремиксов стоит выделить неожиданно мелодичную версию от Yage (в конце концов окончательно рассекреченный псевдоним FSOL), энергичное "кислектро" от французского дуэта G-Prod, джангл от Self-Oscillate и MOY и туманно-ностальгический лоу-фай от Myoptik.
Boy Is Fiction "Deeper Than Static" (n5MD)
Четвертый (и второй для n5MD) альбом австралийца Алекса Джилетта (Alex Gillett) возвращает нас куда-то в первую половину 2010-х, когда американский лейбл, начинавший с IDM и вернувшийся к нему в конце прошлого десятилетия, изобрел новое звучание на стыке пост-рока, эмбиента и электроники. Неторопливый, тяжелый и угловатый электронный бит (звучащий, впрочем, далеко не во всех треках), плюс плотная пелена синтетических пэдов, фортепиано и гитар. При этом структура этих пьес совершенно пост-роковая – стена звука, смена динамики и главное, доведенный до предела драматизм, эмоциональность и даже пафос. Где-то рядом – Брайан Ино (Brian Eno) c "An Ending (Ascend)", ранние M83 и, разумеется, патриархи "построники" итальянцы Port-Royal. В какой-то момент n5MD начали явно перебарщивать с количеством такой музыки (что сами же быстро осознали), но сейчас она снова звучит как откровение. Единственная беда этой пластинки в том, что если интроверный IDM, эмбиент или спокойное холодное техно могут иметь терапевтический эффект, то гиперэмоциональный Boy Is Fiction (вот уж где "айдиэмо") способен привести растревоженного слушателя в полный раздрай. Так что, как говорится, beware.
James Shinra "Mainline EP" (Anjunadeep)
Джеймс Шинра – удивительный пример музыканта, балансирующего на грани андерграундной электроники и вполне себе коммерческой клубной сцены. С одной стороны, его единственный LP вышел в Испании на Analogical Force, в чьем каталоге он располагается на "попсовом" краю спектра, но из канона ортодоксального кислотного брейнденса совсем не выбивается. С другой, Джеймс желанный клиент для издателей куда более массовых – таких, как Feel My Bicep или 20:20 Vision, так что его появление на Anjunadeep, где заправляют патриархи стадионного Ибица-транса Above & Beyond, совсем не удивляет. По звучанию "Mainline" можно сравнить с чуть более задумчивой и лиричной версией Bicep. С одной стороны – модные ломаные ритмы на стыке брейкбита и герриджа, с другой – соцветие меланхоличных синтезаторных мелодий, отсылающих куда-то к трансу середины 90-х и по-современному запитченные обрывки вокала.
Buspin Jieber "Lazerdisc" (Pulse State)
Исландец Гудмундур Гудмундсон (Gudmundur Gudmundsson) – посланец синтвейва в мире "умной электроники", его пластинки выходят на Touched и Pulse State, где предпочитают IDM, эмбиент, электро и брейнденс, но эстетически он близок скорее к Кому Трузу (Com Truise), Kavinsky или питомцам лейбла Rosso Corsa Records. В его ДНК – итало-диско, и саундтреки к американскому кино 80-х авторства Яна Хаммера (Jan Hammer) или Харольда Фолтермайера (Harold Faltermeyer). "Lazerdisc" – уже третий его альбом (два предыдущих тоже назывались в честь отживших видео носителей), и хотя никаких глобальных изменений в его музыке не заметно (разве что в этом альбоме чуть больше классического электро), Гудмундуру каким-то чудом удается избежать главной проблемы синтвейва – тотальной победы формы над содержанием. Buspin Jieber – превосходный мелодист и, как это ни странно прозвучит для инструментальной музыки, отличный сонграйтер с чувством хита. Это особенно хорошо слышно на фоне вышедшего в тот же день нового диска синтвейв-пионера Miami Nights 1984 "Sentimental" – милого, но всё же неяркого.
Bitchin Bajas "Bajascillators" (Drag City)
Коллектив из Чикаго начинал в 2010-х с породистой ретро-электроники. Их, пожалуй, самый известный релиз – это пластика "Bajas Fresh" (2017), после которой они медленно, но верно стали двигаться в сторону живого звука. На "Bajascillators" органика и синтетика сосуществуют уже примерно в равных пропорциях: при помощи ударника и двух перкуссионистов трио разрослось до секстета. Основа их длинных треков – синтезаторные петли и арпеджио, к которым мы привыкли по более ранним альбомам и которые здесь звучат еще более мягко и породисто, чем обычно. При этом Bitchin Bajas явно неравнодушны к минимализму Стива Райха и Филипа Гласса: их основная музыкальная техника на этом альбоме – повторы, наложения и переплетения коротких фраз. Наконец, эмоционально всё это более всего напоминает психоделию (и вообще от "Bajascillators" за версту разит шестидесятыми), а к последнему треку "Quakenbruck" группа переходит на канонический краут-рок по заветам Neu! и очень ранних Kraftwerk. Этот трек даже вышел синглом на лейбле Duophonic под патронажем знатных ретроманов из Stereolab.
log(m) & Laraaji "A Surplus Of Absurdity" (Invisible Inc)
Трехтрековая ЕР от странного союза нью-эйдж патриарха Laraaji и канадского электронного дуэта Legion Of Green Men aka log(m). Первый альбом LOGM "Spatial Specific", вышедший в 1994-м на лейбле Ричи Хоутина (Richie Hawtin) Plus8 Records, стал этакой "неочевидной idm/downtempo классикой" – знают его немногие, но среди этой узкой группы котируется он наравне с Orbital, FSOL или Autechre. После двух альбомов и серии ЕР дуэт надолго замолчал, чтобы реинкарнировать в 2019-м уже в виде коллаборации с Laraaji, которую и продолжает эта пластинка. "A Surplus Of Absurdity" – что-то вроде "авторемиксов", записанных для выступления на эмбиент-фестивале в канадских лесах. Самое удивительное, что в этих 18 минутах без труда узнается звучание классических LOGM, в первую очередь благодаря пульсирующим секвенциям и глубокому дабовому басу. Но добавляется к нему не привычный ритм на хип-хоп основе, а цитра и скрипка (очевидно, вклад Laraaji). В результате, получается приятный эмбиентно-эзотерический гибрид в духе лейбла em:t середины девяностых.
MPU101 "MPU102" (Ilian Tape)
Берлинский музыкант Михал Матлак (Michal Matlak) с конца нулевых выпускался под именем Analogue Roland Orchestra и успел в этом качестве даже засветиться на некогда очень модном лейбле Poker Flat. При этом стилистический разброс пластинок ARO (которых Михал успел издать почти три десятка) был шире некуда – от эйсид-хауса и брейнденса до предельно расслабленного даб-техно, даунтемпо и эмбиента. Объединялось всё это разве что технологическим подходом, строгим приматом "железа" и аналога. Эту философию Михал логичным образом перенес и в новый проект. Композиции MPU101 звучат чуть более рафинированно, но аналоговая мягкость из них так и сочится. Удивляет то, что стилистически "MPU102" совсем не вписывается в эстетику лейбла Ilian Tape – тут нет ни брейкбита, ни трип-хопа, ни даже атипичного техно, которые мы чаще всего слышим у подопечных братьев Ценкеров. Вместо этого - эмбиент-хаус по заветам 90-х и "плывущая" ретро-электроника с жирными муговскими басами и заметной оглядкой на Boards Of Canada – все это идеально смотрелись бы в каталоге лейбла Ghost Box.
HVL "Resolve" (HVL)
За аббревиатурным названием скрывается тбилисец Гиги Джикия, которого мы знаем в первую очередь как резидента клуба и лейбла Bassiani. Ядро его дискографии – это скорее короткометражные виниловые релизы, выходящие в Европе на таких лейблах, как британский Hypercolour, ирландский Appian Sounds или немецкий Rough House Rosie. Но примерно с начала пандемии HVL начал регулярно, по разу-два в год, публиковать на своей Bandcamp-странице длинные, почти двухчасовые альбомы, состоящие, по всей видимости, из материала, который не подошел охочим до "функциональной" музыки издателям. "Resolve" – уже четвертый в этой череде. Как и трем предыдущим альбомам (а пожалуй, даже сильнее, чем им), "Resolve" не хватает редакторской руки. Релиз распадается примерно на три группы: первая (и самая лучшая) – энергичный и в меру мелодичный эйсид-боейкс по заветам лейбла Analogical Force. Вторая (доминирующая) – это хмурое и нервическое "технолектро", третья (неожиданная) – всякого рода лефтфилд и эмбиент, среди которого есть пара явных шедевров. Даже несмотря на разнообразность, слушать "Resolve" целиком несколько утомительно, а вот одинарный LP минут на 45 из этого вышел бы отличный.
1942 – Родился Джими Хендрикс (настоящее имя - Johnny Allen Hendrix, далее - James Marshall ) - виртуоз, признанный величайшим гитаристом всех времен »»
1953 – Родился Борис Гребенщиков - лидер группы Аквариум »»
Al Jackson, JR. (1934)
Jimi HENDRIX (1942)
Борис ГРЕБЕНЩИКОВ (1953)
Maria SCHNEIDER (1960)
Richard Kennedy MILES (1969)