МУЗЫКА  Проверка пульса: август

Au Suisse, Szun Waves, Hudson Mohawke, William Orbit и другие электронные новинки августа

Au Suisse "Au Suisse" (City Slang)

Американский дуэт Au Suisse это альтист и певец Майкл Келли (Michael Kelley), которого мы знаем под именем Kelley Polar (сольно и в составе квартета), а также его постоянный соавтор Морган Гайст (Morgan Geist), половина дуэта Metro Area и многолетний босс лейбла Environ. Пик славы обоих пришелся примерно на вторую половину нулевых, а в 2010-е Келли так и вовсе молчал, а Гайст довольно исправно выпускал синглы, но "громыхнул" всего однажды, хитом Storm Queen "Look Right Through", где, впрочем, весь успех держался на ремиксе Марка Кинчена (Mark Kinchen). С Au Suisse музыканты сразу замахнулись на альбомный формат, причем вышел лонг-плей не на Environ (как примерно вся их продукция до того), а в Германии на City Slang. Как и следовало ожидать, Келли и Гайст не отходят слишком далеко от любимого диско, но с альбомами Келли Полара этот проект не спутаешь. Во-первых, здесь совсем не слышен фирменный поларовский альт. Всю аранжировку делает Гайст, а Полар выступает только в роли вокалиста. Во-вторых, музыка здесь гораздо более спокойная и отстраненная – с годами у Полара куда-то ушел надлом и декаданс, и эта расслабленность ему определенно к лицу. Моргану остается только облечь эти песни в нужную форму, и с этой задачей он справляется блестяще, выдав максимально мягкий и глянцевый образец звука 80-х. Где-то в лучшем из миров с одобрением поглядывает на последователей Принс (Prince).

Szun Waves "Earth Patterns" (Leaf)

Третий альбом коллектива, куда входят электронщик Люк Эббот (Luke Abbott), который помимо синтезаторов играет на фортепиано, барабанщик и перкуссионист Лоуренс Пайк (Laurence Pike) и саксофонист Джек Уайли (Jack Wyllie). Эббота сольно мы знаем как многолетнего резидента лейбла Border Community и соратника Джеймса Холдена (James Holden), который поучаствовал в этом альбоме в качестве продюсера. Параллельно с Холденом Эббот осваивал смежные с электроникой жанры, начав с краут-рока и в конце концов вырулил в "джазтронику". Так что ничего удивительного нет в том, что ближайшей аналогией к Szun Waves по звучанию будут пластинка Холдена с Animal Spirits и, даже в еще большей степени, его дуэт с Вацлавом Цимпелем (Wacław Zimpel). При этом у Szun Waves получается ничуть не хуже, а порой даже лучше. Стилистически трио ходит где-то между джазом, пост-минимализмом, эмбиентом и пост-роком – ударные здесь не столько создают ритм, сколько добавляют информации в общую текстуру, да и партии фортепиано и синтезаторов даже оказываясь порой ритмичными сами по себе не то, чтобы добавляют грува. Драматургия здесь строится вокруг игры с интенсивностью – музыка то вскипит, то застынет.

Viul & Benoît Pioulard "Konec" (A Strangely Isolated Place)

Бенуа Пьюляр записывает музыку на стыке эмбиента и фолк-рока примерно с середины нулевых и с тех пор успел накопить весьма длинную дискографию, поработав с огромным количеством лейблов в диапазоне от Type и Moodgadget до Kranky и Morr Music. Нью-йоркского музыканта Viul мы знаем по нескольким сравнительно недавним эмбиент-альбомам на Past Inside The Present – этот лейбл (так же, как в своё время Moodgadget) вообще славен своей "скаутской службой" и за новыми именами стоит сейчас ходить именно к ним. Дуэт ожидаемо записал печальную пластинку очень в духе ASIP, главная отличительная черта которой – шершавый и даже грубоватый звук. Торжественные минорные аккорды, гитарные и клавишные переборы, полевые записи – всё это будто бы играет с намеренно состаренной плёнки. Деталей не различить, высокие частоты отсутствуют как класс, а перегруз и сатурация, в которых музыка буквально плавает как в масле, использованы как выразительные средства, равные по мощи самим инструментам. Идеальное звуковое воплощение прогулки по склону высокой горы внутри облака.

William Orbit "The Painter" (Guerilla Studios)

Год назад Орбит решил напомнить о себе миниальбомом "Starbeam", и хотя в нем были слишком уж заметны следи "ресайклинга" старого материала, камбэк вышел удачным. И вот, прозондировав почву, Уильям вернулся уже с полноценным LP, заручившись поддержкой примерно десятка певцов и певиц. По большому счету, главная проблема 65-минутного альбома в отсутствии хорошей редакторской руки. Треки на "The Painter" варьируются примерно от очень хороших до чудовищных. Некоторые инструменталы и дуэты с проверенными соратницами вроде Бет Ортон (Beth Orthon) или Лори Майер (Laurie Mayer) звучат вполне на уровне классических "Strange Cargo" середины 90-х, да и Кети Мелуа (Katie Melua) картины совсем не портит (Орбит – из тех музыкантов, что примерно всю жизнь играет одну и ту же песню, но эта песня хорошая). Но попытки вписать в свой контекст нынешних звезд отчаянно проваливаются: Джорджия (Georgia) со своим высоким голосом совсем не вписывается в чиллаут-формат, да и попытки подыграть ей чуть более современными тембрами совсем неубедительны. Дуэты с Натали Уокер (Natalie Walker) и Полли Скэттергуд (Polly Scattergood) кажутся сильно переслащенными (хотели написать песню для фэнтези-сериала, но режиссерам не понравилось?), а "Nuestra Situacion" (на вокале Лидо Пимиента) проходит уже по категории "со дна постучали". Реггетон? Really? Нет, спасибо.

RSF "Metropol Nights" (Private Records Digital)

RSF – проект немца Роланда Себастиана Фабера (Roland Sebastian Faber), который в девяностые и нулевые записал огромное количество клубной музыки в диапазоне от техно и электро до транса и даже поучаствовал в S'Express, а в 2010-е получил известность уже среди гиков, выпуская породистую ретро-электронику по следам Жана-Мишеля Жарра (Jean-Michel Jarre), Майка Олдфилда (Mike Oldfield) и Алана Парсонса (Alan Parsons). Теперь Фабер взял курс на Hi-NRG диско – направление тоже ему до этого совсем не чуждое, вспомним хотя бы проект Starcluster, где вокальные партии исполнял сам Марк Алмонд (Mark Almond). Как и предыдущий, безымянный диск RSF, "Metropol Nights" – это экзерсизы по лекалам классиков, но теперь Фабера вдохновляют Джорджио Мородер (Giorgio Moroder), Бобби Орландо (Bobby Orlando), Casco и Radiorama. Примерно половина треков – коллаборации со "старичками", причем довольно статусными: тут и Бой Джордж (Boy George), и Мариан Голд (Marian Gold) из Alphaville, а также британский нью-вейв проект Scarlet Fantastic и итало-дуэт Rago & Farina (aka 'Lectric Workers). Треки с вокалистами в массе своей так себе (Бой Джоржу и Голду, кажется, пора на пенсию), а вот композиции, где Роланд сам поёт через вокодер, хороши как на подбор. "Far From Here" – прямо духоподъемный хит, да и "We Are Not Friends", которая пару лет назад выходила синглом, всё так же прокачивает диско-танцпол.

Kaitlyn Aurelia Smith "Let's Turn It Into Sound" (Ghostly International)

C артистами (а точнее чаще даже а артистками)-новаторами есть одна проблема. Выпустив свой "Debut" или "Post" (если проводить аналогию с творческим путем Бьорк) они почти немедленно переходят к фазе "Медуллы", то есть записывают нечто совершенно неудобоваримое и при этом крайне претенциозное. Чем-то подобным страдают и Холли Херндон (Holly Herndon), и Келли Ли Оуэнс (Kelly Lee Owens), и вот теперь к этой черте опасно приближается Кейтлин Аурелия Смит. Окей, "Let's Turn It Into Sound" – это формально 11-й её лонг-плей, то есть самое время для "Медуллы", но всё же Кейтлин, как и, например, Дэниел Лопатин (Daniel Lopatin) уж больно долго выбиралась из андерграунда на свет божий. Строго говоря, в нише экспериментальной музыки Смит чувствует себя уверенно: стилистически, да и духовно "Let's Turn It Into Sound" близок творчеству Matmos. Рваный музыкальный нарратив, в котором трудно различить какую-то логику, живущий как бы сам по себе бит без грува, обрывки вокализов и коллажи из инструментов разной природы (духовые, цифровые самоиграйки из 80-х и теплые analog-style арпеджио) – всё это звучит как минимум интересно, но былой красоты, на которую способна эта дама, здесь искать не стоит.

Pantha Du Prince "Garden Gaia" (Modern Recordings)

Немец Хендрик Вебер (Hendrik Weber) начинал в первой половине нулевых с тек-хауса и минимал-техно, но затем не на шутку увлекся живым звуком, в первую очередь перкуссией. С тех пор он соединяет ровные синтетические ритмы и техно-грув с африканской и азиатской полиритмией. Формально на "Garden Gaia" органика над синтетикой даже превалирует – здесь есть не только многочисленные барабанчики, маримбы, колокольчики и музыкальные шкатулки, но кое-где даже гитары и вокал. Но это не столько перкуссионный пост-минимализм, в сторону которого Вебер вроде бы двигался, сколько поп-музыка – ну точнее некогда любимый лейблом Kompakt максимально очеловеченный и сдвинутый в сторону поп-формата тек-хаус, а также его чуть осовремененная версия, где ритмы уже больше походят на герридж. Традиционные умиротворяющие гармонии, поп-мелодизм и меланхолический вокал. Иногда этот звук кажется слегка переслащенным, но зная Хендрика, можно предположить, что всё это пишется скорее под лайв-шоу, и в концертном варианте в "Garden Gaia" может проявиться прямо-таки стадионный размах.

Kokokei "Mimoza" (Местность) Дебютный соло-релиз Кости Кококей, одного из основателей лейбла Местность, объединяет сразу несколько направлений. Во-первых, это эйсид (все ведущие партии здесь исполняет очень популярный в последнее время синтезатор Behringer TD-3), во-вторых – лоу-фай, поскольку все звуки здесь намеренно состарены и приглушены, да и первичным носителем для этой записи, как и для всего, что выходит на "Местности", стала кассета. Третий вектор – это балеарик-психоделия, и это уже делает коктейль весьма самобытным. Кислотная тревожность здесь как бы сглажена, придавлена этим психоделическим туманом, африканской перкуссией, шумом и полевыми записями. "Мимоза" – это клубная музыка на диссоциативах, потанцевать под которую уже вряд ли получится. Примерно на этом же ощущении строилось в своё время эмбиент-техно, главный жанр чиллаут-сцены начала 90-х, переживающий сейчас новое рождение.

Hudson Mohawke "Cry Sugar" (Warp Records)

После альбома "Lantern" Росс Бёрчард (Ross Matthew Birchard) выдержал гроссмейстерскую паузу аж в 7 лет, и чего ожидать от нового лонг-плея бейс-патриарха, было уж совсем неясно. "Cry Sugar", как и полагается пластинке, выражающей цайтгайст (а от кого еще этого ждать, как не от звезды лейбла Warp) развивается по нескольким векторам. Первый (и, наверное, доминирующий) чётко обозначает, что бейс – наследник рейва. Здесь очень много таблеточно-эйфорической музыки с быстрой бочкой, ускоренными голосами, ревущими хуверами, TB-303, фортепианными аккордами а-ля хаус начала 90-х, чиптюн-мелодиями и стадионными интерлюдиями в стиле M83. Всё это, разумеется, завернуто в модерновую обертку (сбитые ритмы, фрагментарность и чрезмерно частая смена картинки – из хардкора в соул и образно за полторы минуты). Второй вектор показывает, что главная музыка для масс в 2022-м – это по-прежнему хип-хоп и R&B, и будь ты хоть сто раз передовой электронщик, хочешь успеха – будь добр соответствовать. Удалось ли Россу эти составляющие сбалансировать – покажут, скорее всего, только продажи альбома и успех гастролей. Для продвинутой публики "Cry Sugar" в целом подходит, а вот насколько он его примут массы, хотя бы на уровне фестивалей-стотысячников – пока вопрос.

EugeneKha "Dream Drone" (Neotantra)

Москвич Евгений Харитонов, чья обширная дискография начинается еще в 90-е, успел отметиться релизами на множестве российских и западных лейблов, и вот теперь добрался до Neotantra – плодовитого эмбиент-лейбла, входящего в издательский конгломерат, которым руководит Ли Энтони Норрис (Lee Anthony Norris) (Metamatics, Autumn Of Communion, Moss Garden и так далее). Альбом длится аж два часа и это в чистом виде музыка погружения. Если в первом треке "Dream Drone In Gmaj" еще есть какое-то движение в виде пульсирующей секвенции, пришедшей сюда откуда-то из berlinschule, то дальше мы окунаемся в гармоничный, где-то печальный, а порой и достаточно светлый, но всё же совершенно глубоководный эмбиент, в котором время уже практически не ощущается. Текущие со скоростью ледника или вовсе остановившиеся аккорды, едва ощутимые колебания в басовом регистре, журчание воды, шорох и шелест, приглушенные позвякивания колокольчиков – всё это вместе создает очень комфортную звуковую среду. Это музыка в первую очередь умиротворенная и упорядоченная.

Kessler "Endless" (Shall Not Fade)

Британский лейбл Shall Not Fade – одно из самых интересных мест, куда сейчас стоит смотреть в поисках танцевальной музыки. Альбомы тут выходят нечасто, но формат ЕР на четыре-пять композиций здесь освоили хорошо. Новая пластинка Эдди Кеннеди (Eddy Kennedy) aka Kessler – отличный пример обновленческого брейкбита. С одной стороны, сразу слышна преемственность по отношению к британским ломаным ритмам первой половины 90-х от SL2 до Underworld (удивительно, как на весь современный брейкбит повлиял их трек "Born Slippy" – не вокальная NUXX-версия из фильма "Trainspotting", а минималистичный номер, который был на первой стороне сингла), с другой – с датой выхода тут не ошибешься, это музыка явно современная. Тут и работа с битом куда более скрупулезная, и звук более плотный, и без влияния бейса и герриджа, пусть и не слишком выпяченного, дело не обходится. При этом "Endless" – не клубные бенгеры в чистом виде, где есть бит, бас и больше ничего, а музыка мягкая и атмосферная, которая лучше всего раскрывается на громком, но чётком домашнем звуке.

Niklas Wandt "Vera Pelle" (Permanent Vacation)

Никлас Вандт, пожалуй, более всего известен по дуэту с Вольфом Мюллером (Wolf Muller) aka Bufiman, где он играет на ударных. В качестве соло-артиста Никлас больше работает с электроникой, любит краут-рок, балеарик, диско и даже не чурается нью-эйджа. На "Vera Pelle", четырехтрековой ЕР длиной под полчаса, Никлас звучит настолько динамично и бодро, насколько вообще может – это уже стопроцентное nu-disco с пульсирующим басом и вокодерами, только вместо привычной нам диско-мелодики здесь есть краут-роковая монотонность и гипнотичность.

01.09.2022, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: