Zaz - совсем нетипичная звезда. Никакого лоска, гламура и даже пресловутого французского шарма. Зато все весело, ярко и от души. Считается, что знаменитая харизма Изабель Жеффруа была отточена во время ее выступлений на парижских улицах, однако певица решительно говорит, что фразу об улицах не стои понимать дословно: “я пела в маленьких кабаре, кафе и, наверное, поэтому хорошо знаю людей и их запросы”. И, наверное, именно поэтому концерт ее стал настоящим праздником добра, веселья и искренности.
Сет, который Zaz исполнила на фестивале Haya, начался с опозданием из-за неполадок с инструментами гостей. Но последовавшие за этим полтора часа музыки полностью нивелировали поднимавшиеся было отрицательные эмоции. Певица танцевала, прыгала на одной ножке, совершала какие-то немыслимые телодвижения, подначивала своих музыкантов на сольные партии, требовала, чтобы слушатели танцевали с ней, тепло общалась с публикой. И зал с удовольствием откликался на все ее призывы - как выяснилось по ходу концерта, поклонники хорошо знали слова.
Сетлист состоял из ударных песен с нового альбома – "Imagine", "Les Couleurs Vives", "A Perte de Rue"»… Zaz пела практически без перерыва, в режиме нон-стоп, сделав паузу лишь 2-3 раза для того, чтобы зачитать по бумажке заранее заготовленные сентенции о главных человеческих ценностях и призывами "жить дружно".
В середине концерта певица вызвала на сцену одного из лучших исполнителей на дудуке Камо Сейраняна и спела под его аккомпанемент, предварив номер рассказом о том, что очень любит звучание этого простенького инструмента и часто слушает его записи дома. Вспомнила она и своего старшего товарища по цеху и кумира - легендарного французского шансонье Шарля Азнавура (Charles Aznavour). В 2014 году они вместе подобрали и записали дуэтом песню для третьего студийного альбома Заз, посвященного Парижу, который так и назывался "Paris". Заз рассказала, что Азнавур многому ее научил, давал многочисленные ценные советы, которым она старалась следовать, но вот один она так и не реализовала. Он посоветовал ей выучить английский, который для мира шоу-бизнеса просто необходим. Но она так его и не выучила. И очень жалеет об этом, но ничего поделать с собой не может. В память о нем Изабель спела один из его суперхитов "La Boheme" в дуэте с дудуком. Прозвучало очень оригинально и совсем непривычно для любителей французского шансона - скорее, в классическом стиле world music.
Особое внимание привлекали два гитариста из состава квинтета - Ненад Гаин (Nenad Gajn) и Гюлеме Юхель (Guillaume Juhel), игравшие, в основном, на акустических гитарах. За счет этого общий саунд был легким и изящным. А пару-тройку раз музыканты устроили джем-сейшн, баттл с певицей, представив известные песни в новой стилистике, отличной от студийных оригиналов. Это был веселый мануш-джаз, прославленный в 30-40-х годах гитаристом Джанго Рейнхардом (Django Reinhardt).
Гитаристы и певица вели живой энергичный диалог, передавая друг другу мелодию и предлагая импровизацию. Надо отметить, что Заз отлично импровизировала в стилистике скэта, время от времени прибегая к своему, ставшему уже ее визитной карточкой, приему, когда она приставляет ко рту ладошку, сложенную трубочкой и подражает засурдиненной трубе. Ну, а завершали концерт, конечно, же, "Les Passants" и "Je Veux". Восторгу народа не было предела!
После концерта мы встретились с Заз за кулисами, чтобы поздравить с удачным выступлением и задать несколько вопросов.
Звуки: – Изабель, вы вдруг на целых три года на пике своей славы исчезли из поля зрения поклонников. Не боялись, что может наступить момент, когда будет уже невозможно вернуться на сцену?
Zaz: – В какой-то момент я почувствовала усталость, желание собраться с мыслями, а главное, мне захотелось заняться своей личной жизнью. Правда, если быть откровенной, придется признаться, что я не очень хорошая хозяйка и не очень много времени провожу, например, на кухне, - ведь я веганка. Кроме того, я обдумывала мои новые идеи, вкладывала их в песни.
Нет, никакой боязни не было по поводу кэмбэка не было. Просто, наступил момент когда я почувствовала, что время пришло и надо вновь вплотную заняться музыкой. Ведь мое место на сцене, поэтому я снова начала петь. И потом, знаете, в наше время, все, каждый на своем месте, должны стараться быть лучше, что-то делать для улучшения нашего мира. И даже когда вокруг столько горя, все равно надо петь. Это спасет нас. Так и появился мой последний альбом "Isa". Он очень личный и, наверное, поэтому он называется "Isa(belle)".
Звуки: – Если бы в момент подготовки к очередному выступлению у вас в руках оказалась волшебная палочка, какое шоу вы бы хотели организовать, в каком шоу захотели бы участвовать?
Zaz: – Идей, конечно, много! Ну, если подумать… Знаете, я много времени провожу в разъездах, на гастролях. Посетила очень много европейских стран, бывала в России, Канаде, Армении. А по поводу желаний, мечты - наверное, я бы хотела организовать и принять участие в большом шоу где-нибудь в Африке, с экзотическими инструментами, в необычной обстановке, в окружении самых разных людей.
Zaz: – Критики и журналисты считают вас новой звездой французского шансона, хотя ваша музыка гораздо больше, чем классический шансон. А что вы сама думаете о жанре, в котором работаете?
Zaz: – Ну, я думаю, что называть меня яркой представительницей шансона - это преувеличение. Во Франции есть немало артистов, которые также представляют настоящий шансон, тут я явно не единственная и не самая лучшая. Честно говоря, я чувствую себя обычным человеком и никогда не считала себя звездой или какой-то выдающейся личностью. И главное, я, как и любой другой артист, - ничто без слушателей, без их внимания и любви. Да, в моих песнях слышны нотки шансона, но в моем голосе и в стилистике есть еще и что-то другое, новое, какие-то вливания и других жанров и вот этот микс, на мой взгляд, и дает такой успешный результат. Я очень люблю джаз, регги, соул, так что пытаюсь использовать все эти стили и жанры в моей музыке. Мне это очень нравится и я буду продолжать работать в такой смешанной стилистике.
Звуки: – Ваш последний альбом посвящен истории вашей жизни. Какие ощущения и откровения заложены в нем?
Zaz: – Да, он в какой-то мере рассказывает о моей семье. Ну, конечно, не напрямую. Дело в том, что я считаю семью своим тылом, своей базой. Это именно те люди, которые тебя всегда поймут, всегда поддержат. Это люди, к которым я могу обратиться в трудную минуту и попросить помощи. Это люди, которые хорошо знают тебя, твои плюсы и минусы и всегда все могут откровенно указать тебе на твои ошибки.
Tito Sr. PUENTE (1923)
Doyle LAWSON (1944)
Luther VANDROSS (1951)
Gary PRIMICH (1958)
Евгений ФЕКЛИСТОВ (1968)
Avishai COHEN (1970)
Татьяна ЗЫКИНА (1981)
Kid HARPOON (1982)
Anna ROSSINELLI (1987)