Kittin & The Hacker "Third" (Nobody's Bizzness)
Громкий камбэк главных звезд эпохи электроклэша. Пик славы дуэта из Гренобля пришелся на начало нулевых (вы же помните хит "Frank Sinatra"?), но свежего совместного материала они не выпускали аж с 2009-го (две пластинки с архивными записями на Dark Entries – не в счет). И если в сольных записях Киттин (теперь она наконец избавилась от приставки "мисс", которая во Франции в середине 90-х автоматически добавлялась ко всем женщинам, решившим встать за диджейский пульт) могла звучать очень по-разному, то саунд дуэта неизменен и отточен до мелочей. Слегка прокачанное по отношению к оригиналу 80-х синтезаторное диско и хмурое нервическое электро смешаны примерно в равных пропорциях и слегка разбавлены нью-битом. Пара-тройка "радио хитов" (как минимум "19" и "Purist", да, пожалуй, еще и "Retrovision"), россыпь "бэнгеров" пожестче и в качестве сюрприза – трек "Soyuz" с текстом на ломаном русском – всё это никак не уступает их классическому материалу. Но слушать этот альбом стоит только ради того, чтобы послушать как Каролин Эрве (Caroline Herve) говорит "брос менья в космос".
Passarani "The Wildlife Of The Quieter Ones" (Aus Music)
Марко Пассарани известен своей многоликостью – ему одинаково хорошо удаются IDM, электро, диско разной степени олдскульности (напомним, что Марко был частью зашифрованного поначалу дуэта Tiger & Woods), хаус и даже рейверская ретро-музыка с прямой бочкой, к которой и жанрового тэга так запросто не придумать. Но все это он обычно разносил по альбомам и проектам, а теперь вот неожиданно выдал этакий tour de force – длинный 17-трековый, альбом, где собрано всего понемногу. По большей части "Wildlife" – запись оптимистичная и танцевальная, чаще всего Марко обращается здесь к полузабытому электро-диско начала нулевых. Но нередко бит ломается и тогда музыка превращается либо в отменное "электрик-буги" в духе лейбла CPU, либо в тот редкий подвид IDM, где не утеряла смысл буква "D". Всё это щедро разбавлено редкой красоты эмбиент-интерлюдиями с отсылками к Bochum Welt. В сухом остатке абсолютно лучший альбом Пассарани – светлый, легкий, эмоциональный и практически лишенный проходного материала. Самая красота начинается минуты с сороковой.
Max Cooper "Unspoken Words" (Mesh)
Лондонский музыкант Макс Купер – яркий представитель новой волны мейнстримовой электроники. По внешним признакам его звучание даже можно назвать экспериментальным, но в его музыке есть довольно редкий для экспериментаторов "mass appeal". Он как бы изначально обращается к большой аудитории, и находит у неё отклик. В этом смысле Купер прямой наследник Джона Хопкинса (Jon Hopkins), Криса Кларка (Chris Clark), Moderat или даже сольного Apparat тех времен, когда Саша предпочитал песням инструментальную музыку. Пульсирующие восходящие аккорды (пульсация – главный прием в музыкальном арсенале Макса), сайд-чейны, мелко нарезанные вокальные сэмплы, точёный ультрасовременный цифровой звук – добавьте к этому быстрый бит, и получилась бы идеальная музыка для большой сцены фестиваля "Sonar". Но этот очевидный шаг Купер пока не делает и где-то обходится без бита вовсе, сохраняя задумчивость, где-то выдает замысловатые ритмические узоры, характерные скорее для IDM, а если уж и решает съехать в прямую бочку, то неизменно в среднетемповую – так, чтобы хотелось не плясать в экстазе, а переминаться с ноги на ногу, покачивая головой.
Inkipak "Dot" (Touched Music)
Дебютный релиз британца Джона Мейса (Jon Mace) вышел два года назад, но с тех пор он успел развернуть бурную деятельность: выпустить несколько альбомов ("Dot" – четвертый или пятый в зависимости от того, считать ли сплит с Myoptik) и стать любимцем сетевого сообщества любителей электроники TWGEEMA, тесно связанного с тусовкой лейбла Touched Music. Странным, образом, на самом Touched Мейс появляется впервые – до этого его пластинки выходили на Mighty Force, Ping Disc и Móatún 7. Музыка Inkipak всё это время обитала где-то между электро, брейкбитом и IDM, но на "Dot" он заметно сместился в сторону звучания более лиричного и расслабленного. Открывающий альбом трек "Solar" отсылает нас не то к Tycho, не то к балеарику девяностых образца сборников из серии "Freezone". И хотя дальше Джон заметно ускоряется, чиллаутный вайб пластинки совсем не исчезает – в памяти всплывают ассоциации то с лейблом Elektrolux, то с наиболее спокойными вещами ранних Plaid. Даже когда Inkipak выдает фирменный гибрид брейкбита и электро, основными его эмоциями остаются ностальгия и тёплая грусть.
Skee Mask "A" (Not On Label)
Формально "А" – не четвертый полноценный альбом в дискографии Skee Mask, а всего лишь бесплатный сборник ауттейков. Но мюнхенский продюсер Брайан Мюллер (Bryan Muller) – настолько важная фигура в современном музыкальном пространстве, что любой его релиз – событие. Да по правде говоря, случись Брайану выпустить "A" как новое программное произведение, никто бы не заметил подвоха. Если на двенадцатидюймовых пластинках он и грешит порой слишком уж функциональным долбежом, то здесь нам открывается его наиболее "интеллектуальная" и пригодная для домашнего прослушивания сторона – задумчивый (а порой и явно мелодичный) брейкбит, атмосферный техно-брейкс, арктически холодный эмбиент и даже эпизодические рейды на территорию IDM. Похоже (особенно учитывая двухчасовой хронометраж его недавнего лонг-плея), Мюллер просто сочиняет куда больше музыки, чем готовы переварить его издатели.
Zombie Zombie "Vae Vobis" (Born Bad Records)
Французский коллектив Zombie Zombie уже лет пятнадцать разрабатывает нишу на стыке краут-рока, электро и хоррор-электроники по заветам Джона Карпентера (John Carpenter) и группы Goblin. Но к седьмому альбому хоррор-составляющая, похоже, окончательно взяла верх – как минимум, в плане настроения и общей концепции. В их музыке по-прежнему много диско ритмов (в ударной секции группа небанально совмещает живую установку с драм-машиной), но музыка – синтезаторы, хор, струнные, вокодерное пение (на латыни!), всё это недвусмысленно предрекает нам если не зомби-апокалипсис, то как минимум техногенную катастрофу. До этого современные последователи хоррортроники (вроде группы с очень похожим названием Zombi) скорее ограничивались полутонами, предпочитая открытой "мракухе" отстраненный синтезаторный холод. Здесь же все ручки яркости и пафоса вывернуты на максимум, это уже почти чёрная месса. В этом смысле "Vae Vobis" в чем-то рифмуется с музыкой других французов, Justice – что-то подобное Гаспар Ожэ (Gaspard Auge) и Ксавье Де Ронсэ (Xavier De Ronsay) могли бы записать, если бы год сидели на диете из героина и старых ужастиков категории "Б".
Etienne Jaumet & Fabrizio Rat "Etienne Jaumet & Fabrizio Rat" (Bureau B)
Почти одновременно с релизом Zombie Zombie увидел свет и релиз их клавишника Этьена Жоме, чья биография интересна и в отрыве от коллектива. По "первому образованию" Жоме пианист, а в его дискографии есть пластинки в диапазоне от техно и хауса до джаза и академического минимализма, ну а кроме этого он принимал участие в замечательном проекте Джеймса Холдена (James Holden) Animal Spirits. Дуэт с еще одним пианистом Фабрицио Ратом – как раз на стыке краут-рока и минимализма. Рат выстукивает (иначе и не скажешь) на рояле долгие репетативные паттерны, а Жоме выстраивает для них опорные конструкции из драм-машин и довольно лаконичных и тоже крайне репетативных синтезаторных партий, ограничиваясь при этом совсем ретроградскими, чуть ли не из пятидесятых, тембрами. Где-то неподалеку Dawn Of Midi, Grandbrothers и ранние Brandt Brauer Frick, но у Этьен и Фабрицио выше удельный вес электроники, к тому же идею эту они доводят до минималистического абсолюта.
Saafi Brothers "Make Pictures With The Sound" (LSD - Liquid Sound Design)
Немец Габриэль Ле Мар (Gabriel Le Mar) (в миру – Габриэль Мастичидис) вот уже более четверти века исследует бермудский треугольник где-то между пси-трансом, эмбиентом и дабом. Среди его многочисленных проектов Saafi Brothers, наверное, самый заметный и долгоиграющий, причем существовал он всегда в формате "Ле Мар и друзья" – на первых порах в коллективе принимал участие Алекс Азари (Alex Azary) (с которым у Габриэля был еще один чиллаут-проект Aural Float), более-мене постоянным участником проекта поныне остается австриец Михаэль Кольбекер (Michael Kohlbecker), а среди тех, кто в разное время прикладывал руку к записям "Братьев" был даже Люка Анцилотти (Luca Anzilotti), движущая сила поп-проекта Snap!. "Make Pictures With The Sound" начинается с довольно расслабленного электронного даба, напичканного голосовыми сэмплами (тут волей-неволей на ум приходят ассоциации с The Orb), но постепенно мутирует куда-то в направлении Саймона Посфорда (Simon Posford). Прямой (пусть и небыстрый) бит, трансовые секвенции, гипнотически булькающий TB-303 и едва заметный восточный оттенок в мелодике.
Bogdan Raczynski "ADDLE" (Planet Mu)
Резидент лейбла Rephlex и один из любимых музыкантов Бьорк, Богдан Рачински исчезал из музыкального пространства лет на десять, но три года назад вернулся сначала с альбомом архивного материала, а теперь и со свежей пластинкой, издавать которую взялся Майк Парадинас (Mike Paradinas) и его могучий лейбл Planet Mu. За эти годы звучание Богдана сильно изменилось. Если в девяностые и нулевые он славился совершенно оголтелым, но несколько топорным дрилл-н-бейсом и брейк-кором, то его новая запись – это уже скорее экспериментальный IDM. Богдан по-прежнему любит трекеры (правда теперь продвигает их "железную" реализацию от Polyend), колокольчики и дурашливые мелодии. Но ритмические конструкции за ними стали местами просто зубодробительно сложными, а чуть ли не главным инструментом в палитре сделался наложенный слоями вокализ в духе молодого Global Goon. Получается очень причудливое сочетание несочетаемых вещей – старого и нового, живого и синтетического, панк-рейва и авангарда.
Inhmost "Seven Moves Later" (Huinali Recordings)
Саймон Хакстебл (Simon Huxtable) стал в последнее время регулярным героем "проверок" и выпускает по альбому в месяц, но качество от такой плотности потока пока не падает. На этот раз Inhmost отметился на южнокорейском (!) лейбле, который специализируется на эмбиенте и даб-техно. "Seven Moves Later" при этом ближе к формату лейбла Elektrolux – комфортные эмбиент-текстуры подпирает ненавязчивый, но всё же явно заметный ритм где-то между даунтемпо, дабом и совсем уж расслабленным электро. В итоге, музыка приобретает едва заметный лаунжевый привкус – еще чуток и было бы переслащено, но в такой пропорции – в самый раз.
Various Artists "For My Ukraine" (Giraffe Tapes)
Благотворительные релизы в пользу жертв войны в Украине могут (и, наверное, должны) стать темой для отдельного материала – одной только электроники здесь наберется примерно на две-три "проверки". Пока же выберем из них один – сборник тбилисского кассетного эмбиент-лейбла Giraffe Tapes. Музыканты здесь собраны далеко не только грузинские (хотя цвет локальной сцены в лице Натали Беридзе, Анушки Чхеидзе, sTia и Ники Мачаидзе тут представлен). Тут есть и резидент ASIP Джеймс Бернард (James Bernard), и фигурант одной из недавних проверок американец Zake, и японец Galery Six, и канадец Grandbruit. Звучание сборника проще всего описать как максимально терапевтическое – это либо комфортный и гармоничный (если не сказать "убаюкивающий") эмбиент с привкусом кассетного лоу-фая и фолктроники, либо неоклассика, построенная вокруг фортепианных пьес, слегка приправленных электроникой. И тут особенно хороша резидентка главного, пожалуй, на сегодняшний день тбилисского лейбла CES Ани Закареишвили, чей трек очень сходен по эмоциям с музыкой другого тбилисца Микаэла Таривердиева.
Kim and Buran "Tramplin" (Nang Records)
Напоследок (лучше поздно, чем никогда) – потерянный было релиз из начала февраля, долгожданное возвращение питерского проекта Ким и Буран. В 2013-м году они подписались на британский лейбл Nang Records (в чьем каталоге соседствуют мастера старого и нового диско, с одной стороны – Space, Romanelli и Daniele Baldelli, с другой – Pete Herbert и The Beat Broker), а заодно и завершили трансформацию собственного звука из пост-советского изи-лисенинга в образцовое космик-диско. "Трамплин" звучит как прямое продолжение замечательного диска "Орбита" шестилетней давности и объединяет в себе все лучшие черты жанра – тут и сочный фанковый бас, и затейливые синтезаторные соло (в мелодических талантах Славе Завьялову не откажешь), и фирменная ретро-футуристическая ностальгия. В мелодике и тембрах Ким и Буран напрямую наследуют Александру Зацепину и вообще советской киномузыке, а если смотреть шире, то где-то рядом Cerrone, Brian Bennett и даже The Weeknd.
1942 – Родился Джими Хендрикс (настоящее имя - Johnny Allen Hendrix, далее - James Marshall ) - виртуоз, признанный величайшим гитаристом всех времен »»
1953 – Родился Борис Гребенщиков - лидер группы Аквариум »»
Al Jackson, JR. (1934)
Jimi HENDRIX (1942)
Борис ГРЕБЕНЩИКОВ (1953)
Maria SCHNEIDER (1960)
Richard Kennedy MILES (1969)