Dolphins of Venice "Mutuals" (Mahorka)
Венецианские Дельфины – дуэт постоянного героя "проверок" австралийца Тима Коша (Tim Koch) и американца Адриена Капоцци (Adrien Capozzi) aka Adrien75, которого мы знаем по релизам на Worm Interface и Source Records. При этом по звучанию "Mutuals" (изданный, к слову сказать, аж в Болгарии) звучит как гибрид совсем разъехавшихся психоделических коллажей в духе The Orb периода "Pomme Fritz", в которых при этом есть чёткий, хоть и крайне замысловатый ритм, и Autechre времен альбома "LP5" - то есть музыки совершенно синтетической, нарочито сложной, но еще не перешедшей грань генеративного авангарда. Звучит всё это совершенно завораживающе, особенно с учетом того, что тема такой вот "прог-сэмпладелики" так и осталась в электронике не раскрытой до конца – FSOL, Orb, да еще пожалуй Secede "Vega Libre", с которым у "Mutuals" тоже немало общего.
Soichi Terada "Asakusa Light" (Rush Hour)
Японец Соичи Терада занимается танцевальной музыкой еще с конца 80-х, его первым и, наверное, главным суперхитом был трек "Sunshower" совместно с певицей Нами Шимадой (Nami Shimada). Вещь впервые вышла в 1989-м, а в 2004-м была переиздана голландским лейблом Crème Organization с ремиксом от Legowelt и получила вторую жизнь уже в электро-диско тусовке. При этом сам Терада до недавнего времени был известен главным образом на родине, в том числе как автор саундтреков к серии игр "Ape Escape". Где-то со второй половине 2010-х японец, которому к этому времени перевалило за 50, наконец появился на европейских радарах – он стал регулярно выступать на крупных фестивалях типа Sonar и Dekmantel и даже несколько раз приезжал в Москву. "Asakusa Light" – его первый альбом на европейском лейбле, а также первый лонг-плей с оригинальным материалом примерно за 25 лет. Как и следовало ожидать, тут мы слышим легкую, изящную и действительно очень светлую музыку на грани дип-хауса по заветам Ларри Хёрда (Larry Heard) и диско c обилием синтезаторных тембров откуда-то из начала девяностых, но звучащую нарочито чисто и рафинировано. При этом на этот раз звук максимально адаптирован под европейские уши – обычно Терада неравнодушен к пению на японском, а порой занимается даже переработкой традиционных песен. Но на этот раз вокала нет вовсе – не то, чтобы происхождение автора совсем не угадывалось, но Япония здесь явно не главная тема.
Biosphere "Shortwave Memories" (Biophon Records)
Новый диск норвежского патриарха продолжает подзабытую им в последнее время классическую эмбиент-техно линию. Первое, на что обращаешь внимание в "Shortwave Memories" – неторопливый, но отчетливый бит и холодные синтезаторы, которые возвращают нас прямиком во времена альбома "Patashnik", а то и вовсе "Mircogravity". При этом фирменных биосферовских field recordings тут нет вовсе, а их отсутствие компенсируют чуть более яркие, чем обычно (хотя всё равно по-северному интровертные) мелодические линии. И это уже отсылка на 11 лет назад, к альбому "M_Plants", самому ритмичному из его поздних дисков. Не то, чтобы "Shortwave Memories" немедленно вставал в один ряд с классикой, но как минимум статус лучшего альбома Biosphere за 10 лет он заслуживает.
Pjusk "Salt og Vind" (12K)
Если нынешний звук Biosphere кажется вам недостаточно арктическим, на помощь приходят другие норвежцы, Pjusk, резиденты лейблов 12k и Glacial Movements. Тут уже никаких битов, а звуковая текстура куда более сложная и абразивная. Pjusk как будто сначала сочиняют композиции на грани эмбиента и неоклассики, записывают их на пленку, а затем кропотливо и настойчиво портят её – топят в воде, трут наждачкой и прокладывают между лентой и головкой магнитофона куски газеты. Эту музыку как будто разъели те самые соль и ветер, что вынесены в название: звуки фортепиано, струнных, колокольчиков и многочисленных синтетических клавиш доносятся к нам откуда-то издалека, из-за пелены тумана - всё дребезжит, щелкает, шипит и заедает.
HIA "Song Of The Machine" (Not On Label)
Партнер Biosphere по совместному проекту британец Бобби Бёрд (Bobby Bird) не выпускал новых пластинок почти 20 лет, пока в позапрошлом году не совершил триумфальный камбэк с коротким, но от этого не менее ярким релизом "Discatron". Формально "Song Of The Machine" – первый альбом HIA за 22 (!) года, но тут всё не так просто, как кажется. Это не "номерной" (как говорили в советские времена) альбом, а саундтрек к звуковой инсталляции "Watt's Orbit", посвященной истории паровых механизмов. Первичными источниками звука для Бёрда стали 250-летние машины, разработанные еще самим Джеймсом Ваттом. Соответственно, вы не услышите здесь ни привычных по музыке Бёрда синтезаторов и драм-машин, ни каких-либо элементов конвенциональной музыки типа мелодий, гармоний или хотя бы устойчивых тонов. "Song Of The Machine" – симфония шума, шороха, лязга, скрежета и (чаще всего) тяжелого дыхания парового механизма. Индастриал, дарк эмбиент, musique concrete – называйте этот альбом как хотите, но в отрыве от музейного контекста звучит он максимально мрачно и пугающе.
Hyboid "Sequencing the Apocalypse" (Astro Chicken)
Немец Себастиан Хуберт (Sebastian Hübert) известен скорее по музыке на грани электро, синтвейва и итало диско, а его лейбл Astro Chicken помимо многочисленных пластинок самого Хуберта в 2011-м выпустил отличный синти-поп альбом проекта Risk Risk. На "Sequencing the Apocalypse" Себастиан делает заметный крен в сторону спейс-электроники берлинского разлива. Ударных нет, зато есть журчащие арпеджио, пульсирующие басы, sci-fi эффекты и главное, образцово-показательный аналоговый звук. Из синти-поп прошлого Себастиан принес с собой мелодии куда более ярко выраженные, чем это принято в классическом berlinschule. Вспоминаются то Tangerine Dream восьмидесятых, то Vangelis, то пластинки с лейбла Ghost Box.
Hollan Holmes "Emerald Waters" (Spotted Peccary)
Еще один экскурс на территории ретро-футуризма, на этот раз в исполнении американского музыканта Холлана Холмса. После шести ярких селф-релизов в 2010-е Холмс подписался на уважаемый нью-эйдж лейбл Spotted Peccary (в чьем каталоге есть даже патриарх космо-электроники Майкл Стернс) и издает там уже второй диск за два года. К "Emerald Waters", концептуальной пластинке на тему красоты моря, в принципе тоже вполне применим термин "нью-эйдж", но по звучанию она куда ближе к продукции лейбла Spectrum Spools или к поздним записям Стива Мура (Steve Moore), чем к Yanni или Кристине Вантзу (Christina Vantzou). Холодный минимализм арпеджиаторов Холмс чередует с почти синти-поп мелодикой (интересно наблюдать как вектор развития спейс-электроники смещается от совершенно отстраненных "Rubycon" и "Timewind" куда-то в направлении сентиментального и человечного, хоть и несколько переслащенного "Le Parc"), при этом ретро-повестку он реализует в современном, упругом и максимально детализированном звуке.
Inhmost "Dying Days Light Behind" (Captured Visions)
Inhmost "Space And Awareness" (Tonight’s Dream Records)
Один из главнвх героев прошлогодних проверок (напомним, что Саймон Хакстебл известен нам как патриарх "атмосферных танцев" и участник проектов Aural Imbalance и Deep Space Organisms) продолжает эмбиент-тему сразу двумя альбомами. Про эти записи трудно сказать что-то большее, чем "очень красиво и умиротворяюще" – пэды, шумы (природные и синтезаторные), чуточку журчащих секвенций, глубокий бас (который совершенно не давит, а скорее как-то приятно "заземляет"), а главное – полнейший консонанс и гармония. Музыка комфортная насколько, что может использоваться для психотерапии. Казалось бы – ну что здесь еще можно добавить со времен расцвета чиллаутной сцены 90-х? Но формальная новизна – далеко не единственный критерий, по которому можно оценивать музыку, и у Саймона этот "комфи-эмбиент" выходит так, что воздействует непосредственно на центры удовольствия. Освобождайте место на полочке где-то между Global Communication и Detroit Escalator Co.
Zake & The City Of Dawn "Agape" (Azure Vista Records)
Под именем Заке (или даже "Жа Ке" – таким образом имя Зак транслитерируется в китайские иероглифы) скрывается эмбиент-музыкант из Индианаполиса Зак Фризелл (Zach Frizzell), которого мы знаем также как босса лейбла Past Inside The Present, где издаются например 36, Джеймс Бернард (James Bernard), Celer или Warmth. City Of Dawn – это коллега Зака по американскому эмбиент-подполью Дэмиен Дюк (Damien Duque), а издаются они на лейбле Йонаса Мунка (Jonas Munk) aka Manual aka Bilow Observatory. Начинается диск с "дрим-попа из-за стены" в духе Робина Гатри (Robin Guthrie) или Hammock, но постепенно мутирует в сторону альтернативного саундтрека к "Солярису" – события происходят со скоростью ледника, один аккорд висит в пустоте по несколько минут, но звук прямо гипнотически красивый. В "Agape Suite" появляется даже русскоязычный сэмпл (и кажется именно из Тарковского). А заканчивается всё нью-эйджевой пьесой с фортепиано, струнными и журчанием воды.
eng8 "A Year in Suspense" (Backside Slice)
Сергея Баранова вы знаем в первую очередь по IDM-проекту Midimode и его неотранс-ответвлению MDMD. C тех пор Сергей успел перебраться из России в Минск и запустить новую ипостась, с которой занимается поисками нового звука уже на стыке брейкбита, эйсида и экспериментального техно. "Кислотный" корень доминирует и на этой ЕР, но теперь Сергей исследует этакий "анти-рейв". В этой музыке есть все ингредиенты брутального эйсидного технотранса начала 90-х (в духе, к примеру, наиболее жестких вещей FUSE) кроме одной важной вещи - ударных. Ни бочки, ни тарелок, ни даже перкуссии. При этом в звуковой палитре много пространства, эха и гулкого сверхнизкого баса – как если бы треки ранних Hardfloor или молодого Ричи Хоутина (Richie Hawtin) прошли даб-деконструкцию в исполнении Андреаса Тилландера (Andreas Tillander) aka TM404.
Recondite "Taum" (Plangent Records)
Лоренц Брюннер (Lorenz Brunner) тоже неравнодушен к наследию молодого Ричи Хоутина и тоже не прочь переложить его фирменный 303-минимализм на новый лад. Ноухау этого альбома в том, чтобы впрячь в одну телегу эйсид-техно с ломаными бейс-ритмами (происходит это, впрочем, примерно через трек, а в другой половине Лоренц остается верен сильно окислившемуся тек-хаусу). Получается этакий "немецкий ответ" голландцу Дейву Хюйсмансу (Dave Huismans) aka 2562, который еще в конце нулевых скрестил дабстеп и даб-техно. Не сказать, чтобы эйсид и бейс были созданы друг для друга (эмбиент-деконструкция подходит рифам из "серебристой коробки" куда больше), но задумка небезынтересная, да и само по себе стремление к поиску новых форм уже заслуживает похвалы.
King Gizzard & The Lizard Wizard "Butterfly 3001" (Not On Label)
Двухчасовая (!) подборка ремиксов на треки с последнего альбома одной из главных нео-психоделических групп. Состав участников разнообразен до крайности – тут вам и Peaches, и DJ Shadow, и Donato Dozzy, и Scientist, и Confidence Man, и Hieroglyphic Being, даже Кейтлин Аурелия Смит (Kaitlyn Aurelia Smith) и группа Flaming Lips. При этом ощущения стилистического совсем нет – всё авторы ремиксов к оригиналам относятся в меру бережно, почти везде сохраняя хотя бы вокал или его элементы, но главное – сохраняя и развивая фирменный гиззардовский "psychedelic feel". На пользу альбому срабатывает и то, что песни King Gizzard в оригинале не то, чтобы были поп-хитами. "Butterfly 3001" – такое же псхиоделическое полотно, что и альбом оригинальных версий, просто в основе его не рок, а полистилистическая электроника – джангл, хип-хоп, электро, лоу-фай хаус, броукен-бит и обновленческий нью-эйдж.
1942 – Родился Джими Хендрикс (настоящее имя - Johnny Allen Hendrix, далее - James Marshall ) - виртуоз, признанный величайшим гитаристом всех времен »»
1953 – Родился Борис Гребенщиков - лидер группы Аквариум »»
Al Jackson, JR. (1934)
Jimi HENDRIX (1942)
Борис ГРЕБЕНЩИКОВ (1953)
Maria SCHNEIDER (1960)
Richard Kennedy MILES (1969)