Геометрия - раздел математики, любимый школьниками всех тысячелетий. Самые интересные открытия ожидают вас, когда вы встречаете разные отклонения от эвклидовой геометрии, которые возникают при любых изменениях набора аксиом, лежащих в основе. Вполне уместно такие геометрии называть альтернативными, чем не преминули воспользоваться создатели независимого лейбла "Геометрия", созданного в Москве 20 лет назад. Альтернатива стала краеугольным камнем их деятельности, а основатели лейбла говорят: "Специализация издательства – "наша" музыка, т.е. музыка, основанная на культурной традиции советской подпольной и полуподпольной рок-музыки, с её пониманием рока (рок-н-ролла) с одной стороны, как принципиально некоммерческой ("антипопсовой") музыки, часто несущей значимую социальную и даже политическую нагрузку, а с другой стороны - как образа жизни, «коллективного музыкального сознания»."
К юбилейной дате был приурочен фестиваль «ГЕОМЕТРИЯ: 20 лет правильной музыки», проходивший с 5 по 19 декабря в нескольких городах. Ваш покорный слуга оказался на одном из концертов этого фестиваля, а именно на третьем, завершающем околоджазовую серию в молодом московском клубе Art Circle. Оказался я там не случайно, каждую пятницу в мою задачу входит просвещать уважаемую публику относительно базовых принципов устройства джаза. 18 декабря это было делать легко и приятно, ведь хедлайнером этого концерта был "человек-контрабас" Владимир Волков, питерец, давно ставший человеком Мира. Его выступление было заявлено вместе с арт-директором клуба, невероятно плодовитым и талантливым музыкантом Алексеем Кругловым и весьма интересным московским барабанщиком, композитором Рафкатом Бадретдиновым.
В течение многих лет в различного рода опросах Владимира Волкова называли джазменом России №1. Но рамками джаза его трудно ограничить. Музыкант нового джаза Владимир Волков, тем не менее, играет самую разную музыку. Его имя можно встретить на пластинках Сергея Курехина или Бориса Гребенщикова, очень много и активно он занимается ранней европейской музыкой (правда эту музыку он играет на виоле да гамба). Владимир Волков, изначально нацеленный на академическую музыку, очень многое получил от своего старшего партнера трубача Вячеслава Гайворонского. Этот дуэт, который однажды был назван "тихим", возник в 1979 году, когда уже опытный мастер Вячеслав Гайворонский объединился с 18-летним контрабасистом Владимиром Волковым, и просуществовал свыше 15 лет, став по оценке критики, одним из лучших камерных составов российского нового джаза. Уже многие годы Волков является как инициатором, лидером собственных проектов, таких как, например, ВОЛКОВТРИО, так и участником многих международных стабильных или спонтанных ансамблей, в которых он играет вместе с Владимиром Тарасовым, Андреем Кондаковым, Аркадием Шилклопером, Сергеем Старостиным, Леонидом Федоровым, Молой Силлой, Дафером Юсефом, Недом Ротенбергом, Саинхо, Казутоки Умезу, Стивом Райхом, Вячеславом Ганелиным и многими другими музыкантами.
В каталоге лейбла "Геометрия" Владимир занимает особую роль. Здесь его можно услышать и увидеть в изданиях группы "АукцЫон", а также в масштабном релизе лейбла "Новая музыка из России" из трех DVD, представляющем фильмы Лео Фейгина, снятые в конце 80-х годов. Он столь мастерски владеет этим инструментом и так органичен при игре на нем, что в концертах его порой трудно даже визуально отделить от контрабаса. Но главное в том, что его авангард всегда носит не деструктивный, а креативный характер. Именно поэтому в совместной импровизационной картине, которая рисовалась тремя музыкантами в первой части концерта, никаких границ стилей не было – возникали отчетливые картины, процессы имели четкие связи, а музыкальная форма главенствовала в смене эпизодов. Несмотря на достаточный радикализм музыки, возникали цитаты, например, из знаменитого "Аранхуэзского концерта" Хуана Родриго, причем сам Волков, как он признался позже, даже не заметил этого. Отдавая дань истории замшелого, классического фри-джаза, Алексей Круглов издавал "немузыкальные" звуки из нескольких саксофонов, порой одновременно, причем один из них, в традициях Орнетта Коулмана был пластмассовым.
Вовлечение слушателей в процесс оказалось столь мощным, что перерыв перед выступлением второго фестивального ансамбля оказался неожиданным. Из музыкального потока было трудно выйти. Второй состав приехал из Воронежа, в котором в последние годы формируется ядро музыкантов, исповедующих новые импровизационные идеи. Трио Duso было основан в 2017 году в Воронеже саксофонистом Денисом Успенским и бас-гитаристом Олегом Сальковым. Позже в качестве гитариста к ним присоединился Олег Даутов. Выходя за рамки канонического понимания фри-джаза, трио эксплуатирует разный музыкальный синтаксис, начиная от рок-музыки, электронной, шумовой до использования найденных записей и препарированных инструментов, тем самым стараясь отступать от джазовой идиомы. У музыкантов, видимо, была подготовленная программа, которую Алексей Круглов, будучи еще и профессиональным режиссером и оголтелым импровизатором, не дал осуществить полностью. В какой-то момент он сам, его постоянные партнеры начали выходить на сцену и превращать все действие в джем-сешн, ломая при этом обычные джазовые стереотипы. Все участники концерта заполнили небольшую сцену (за исключением Владимира Волкова, который ранним утром вылетал в Берлин для участия в переДВИЖ-фест в PANDA platforma), превращая все в безудержный хэппенинг. Этому состоянию невероятно способствовала пластическая актриса Карина со сказочной фамилией Несмеянова. Она частый партнер Алексея Круглова в разных перформансах, прекрасно читает стихи и, даже, при поддержке Алексея встала на сцене на руки. А потом почти по Булгакову: "И было в полночь видение в аду. Вышел на веранду черноглазый красавец…", нет, нет, не красавец. Вашего покорного слугу вывели на сцену, чтобы свои теоретические речи подтвердил он практическими действиями. Так что пришлось камлать и петь, устраивать небольшие дуэты с надеждой не испортить праздник.
Более всего порадовала реакция главы лейбла "Геометрия" Павла Кострикина, для которого издательство является частью его деятельности в совершенно иных сферах – девелопмент, капитальное строительство. Думаю, для него стало приятным открытием то, что сферы альтернативы безграничны, что альтернативная музыка вовлекает в себя мощные джазовые силы, а изменения аксиоматики в нашем мире это еще и очень весело.
Lou ADLER (1933)
Ted NUGENT (1948)
Lurrie BELL (1958)
Hideto MATSUMOTO (1964)
Nick MCCARTHY (1974)
Марина ДЕВЯТОВА (1983)
Taylor SWIFT (1989)