Несмотря ни на что, на свете еще остались люди, которые мыслят старомодными - LP - категориями, а иногда даже ходят за новыми альбомами в магазины. Им адресована авторская рубрика Сергея Степанова ("вольности перевода"), делящая название с величайшим телесериалом всех времен, рассказывая о лучших пластинках очередного месяца.
Various Artists "I'll Be Your Mirror: A Tribute to The Velvet Underground & Nico"
Едва ли не самыми обсуждаемыми новинками сентября оказались представительные трибьюты. И если о 4-часовом, 53-песенном "The Metallica Blacklist" лучше поскорее забыть (оставив на память "The Unforgiven" Мозеса Самни), то "I'll Be Your Mirror" - история несколько более интересная. Тут тоже хватает эклектики, но она, по крайней мере, обусловлена не праздным интересом, а искренним уважением к первоисточнику - благо им является один из самых влиятельных альбомов в истории популярной музыки. Иногда ("I'm Waiting for the Man" в сонном исполнении Мэтта Бернингера, "Run Run Run" в буквальном прочтении Курта Вайла) этого недостаточно, но местами (деконструированная St. Vincent и Doveman "All Tomorrow’s Parties") - вполне, а где-то ("Sunday Morning", превратившаяся стараниями Майкла Стайпа в рассветную молитву) - более чем.
Sufjan Stevens and Angelo De Augustine "A Beginner's Mind"
Мало кто переживает пандемию так плодотворно, как Суфьян Стивенс. "A Beginner's Mind" - его четвертый альбом за полтора года (причем третий, "Convocations", состоял из 49 треков общей продолжительностью 2,5 часа), и к нему снова не придерешься. В коллаборации с соседом по лейблу Asthmatic Kitty Стивенс делит место под софитами (голоса двух фолк-певцов дополняют друг друга настолько гармонично, что в какой-то момент их перестаешь различать) и осваивает очередной концепт: каждая из 14 песен так или иначе вдохновлена одним из фильмов (от "Неба над Берлином" до "Молчания ягнят", от "Безумного Макса" до "Восставшего из ада 3"), который Суфьян с Анджело смотрели накануне ее записи.
José González "Local Valley"
Еще один душеспасительный фолк-альбом - возвращение Kings of Convenience, похоже, стало началом тренда - выпустил в сентябре шведский певец и песнописец аргентинского происхождения, в последний раз напоминавший о себе, когда его старинный кавер "Teardrop" Massive Attack украсил одну из кульминационных сцен документального хита "Последний танец". От новых песен Гонсалеса (одна из которых - авторемейк "Line of Fire" его же группы Junip) не стоит ждать откровений, но попадать в настроение осенней (или она теперь демисезонная?) меланхолии умеет и он. При этом есть на "Local Valley" и вполне себе хит - записанная дуэтом с его герлфренд и лихо выбивающая карибский ритм "Swing".
Martina Topley-Bird "Forever I Wait"
Хотя в ее послужном списке есть коллаборации с Gorillaz, Massive Attack и The Prodigy, песня, которую семплировал The Weeknd, и несколько хороших сольных альбомов, Мартина Топли-Берд обречена остаться в истории как голос эпохального "Maxinquaye" Трики (Tricky). В этой связи объяснимо, что, как и последние записи самого Трики, "Forever I Wait" выглядит и звучит как эхо утраты - их родившейся через месяц после выхода "Maxinquaye" и покончившей с собой два года назад дочери Мины Мейзи. Это безрадостная, местами совершенно безнадежная пластинка, чья печальная красота напоминает о золотых днях трип-хопа (тем более что за отдельные аранжировки в ответе Роберт "3D" Дель Найя), но не очень располагает к тому, чтобы к ней возвращаться.
Saint Etienne "I've Been Trying to Tell You"
В 1990-е возвращают и удачно укравшие название у французского футбольного клуба трое из Кройдона, чей десятый альбом пропитан последним в своем роде "оптимизмом" конца прошлого века (оказывается, у Англии и России куда больше общего, чем мы думали) и полон семплов из поп-песен той поры, от Lightning Seeds и Lighthouse Family до Натали Имбрульи (Natalie Imbruglia). Это первая семплоцентричная пластинка Saint Etienne за без малого три декады, и хотя 2020-е - не 1990-е и действовать в этом смысле приходится экономнее, сочинительскую хватку и продюсерский нюх англичане не утратили: это охватывающие целый ряд жанров, от шугейза до того же трип-хопа, late night tales в лучших традициях одноименной серии микстейпов.
Jordan Rakei "What We Call Life"
Последним - весной - один из таких микстейпов курировал новозеландский певец и продюсер, шесть лет назад переехавший в Лондон, поучаствовавший в записи номинированного на "Грэмми" альбома Disclosure и вскоре подписанный лейблом Ninja Tune. Четвертая пластинка Ракая - это ухоженный, аккуратно спродюсированный неосоул без острых углов и в духе другого лондонского вундеркинда Тома Миша (Tom Misch), с которым Джордан тоже, было дело, сотрудничал. Ничего из ряда вон, но что-то - см. проникновенный вокал в изощренно аранжированной "Unguarded" - в этом есть.
Immersion "Nanocluster, Vol. 1"
Immersion - сайд-проект фронтмена постпанк-группы Wire Колина Ньюмана (Colin Newman), с середины 1990-х выпускающего на своем лейбле уклончиво электронные альбомы на пару с женой Малкой Шпигель (Malka Spiegel). Все это могло оставаться нарративом для внутреннего пользования, не собери дуэт настоящую дрим-тим специальных гостей: Летисья Садье (Laetitia Sadier) из Stereolab, Ульрих Шнаусс (Ulrich Schnauss), группа Tarwater и Робин Римбо aka Scanner разобрали по три трека, наделив четыре стороны пластинки идиосинкратическими вайбами в диапазоне от краут- до построка.
Ada Lea "one hand on the steering wheel the other sewing a garden"
Второй альбом монреальской певицы Александры Леви (Alexandra Levy), чей дар сонграйтера раскрывается здесь не в пример ярче, чем на ее дебютной пластинке двухлетней давности. Вдохновленный романами Элены Ферранте и личным опытом Леви, "one hand…" - сборник занимательных рассказов о жизни в Монреале, которые уклоняются от однозначных трактовок и переводят Ada Lea из категории "девушки с гитарой" в высшую сочинительскую лигу - где лоу-фай и бедрум-поп прибавляют в качестве, не теряя интимности.
#Rewind
ALL HANDS_MAKE LIGHT "ALL HANDS_MAKE LIGHT"
Обилие новой музыки чревато пробелами в ежемесячных топ-10, восполнению которых посвящен этот жульнический хэштег. В самом конце августа на Bandcamp (а также ограниченным тиражом в 200 кассет) вышел дебютный альбом нового проекта Эфрима Менука (Efrim Menuck) - идеолога великих монреальских групп Godspeed You! Black Emperor и Thee Silver Mt. Zion, на сей раз объединившего силы с участницей Broken Social Scene Ариэль Энгл (Ariel Engle), также известной как La Force. Их официально дебютировавшая на фестивале POP Montreal коллаборация - это 45 минут абстрактного электронного нойза, над которым парит неотступный и намеренно неразборчивый вокал в духе визитных карточек лейбла 4AD 1980-х. Как всегда у Менука, кульминации все достигает в треке продолжительностью 13 минут.
Альбом месяца
MONO "Pilgrimage of the Soul"
Следящие за тем, что в этом году признавалось альбомами месяца, имеют полное право предположить, что автор рубрики вконец осатанел со своим построком, но что ты будешь делать: отслуживший объектом насмешек высокопарно-заунывный субжанр инструментальной рок-музыки переживает в 2021 году очевидный - продиктованный понятно чем - ренессанс. Вот и чрезвычайно активные на протяжении всего XXI века, но никогда не хватавшие звезд с неба японцы MONO записали свой, может статься, лучший альбом - все реже следующий построковым лекалам ("тихо / громко / тихо / чтоб вы оглохли"), все чаще оглядывающийся на традиционные песенные структуры (кое-где это совершеннейший Sigur Rós), явно увлеченный электроникой и как никогда деликатно спродюсированный обычным подозреваемым Стивом Альбини (Steve Albini).
Frank WESS (1922)
John MCLAUGHLIN (1942)
Arthur CONLEY (1946)
Chris CUTLER (1947)
Eugene CHADBOURNE (1954)
Nels CLINE (1956)
Bernard SUMNER (1956)
Michael STIPE (1960)