Вы когда-нибудь задумывались о том, как смена нравственных ориентиров общества убирает из культуры целый пласт явлений? В эпоху cancel culture любое радикальное высказывание может рассматриваться как оскорбительное и невозможное по отношению к группе людей либо личности, так что многие артисты отстаивают свое право на высказывание в судах, а другие занимаются самоцензурой. В последние годы с этой проблемой столкнулись множество музыкантов: от шок-рокера Мэрилина Мэнсона до рэпера Эминема или поп-стар Тейлор Свифт. Ник Кейв недавно метко заметил, что “культура отмены” оказала “удушающее воздействие на творческую душу общества”.
Уходит со сцены панк-рок, артисты перестают выпускать “мемуары-откровения” и документалки о своих похождениях юности. Вскрытие неприглядных секретов теперь происходит со скоростью новостной журналистики: открываешь глаза, а твоё липкое прошлое во всех лентах, в почтовом ящике — повестка в суд. Ты уже завязал и забыл, ты совсем другой человек, но можно завязать с чем угодно, кроме злопамятства людей, которым ты поганил жизнь в своё удовольствие.
Явление неоднозначное. С одной стороны, публика любит публичные казни. Вопрос прозрачности и справедливости тоже актуальный, если не сказать — больной. Но порой вскрываются такие уродливые болячки, что невольно задаешься вопросом: а так ли нужен этот “человеческий фактор” самому творчеству? Нужны ли песням бытовые обстоятельства их создания?
С огромным и неприятным трудом я прочитал недавно автобиографию Fieldy, басиста Korn, “Got the Life: My Journey of Addiction, Faith, Recovery, and Korn”. Из книги следует, что Реджинальд Арвизу — Роллс-Ройс в мире м*даков. Этого добра в рок-н-ролле вряд ли больше, чем в любой другой сфере жизни, просто они ярче блистают, оказавшись в зените славы. Всем плевать, что у простого м*удилы есть бас-гитара, но стоит ему продать миллион дисков - о нем обязательно напишут книгу или снимут фильм.
Книгу Филди, к сожалению, написал сам, поэтому она получилась такая же претенциозная, как его пресловутая “особая манера игры на бас-гитаре”: душное содержание, но в красивой позе. Написал он её очень вовремя - в 2009 году: в нынешнем расцвете cancel culture такие откровения вряд ли возможны.
Что же в этой книге?
В первой части Филди рассказывает каким он был феерическим м*дилой. Читать это не интересно, если не был очарован автором по фанатской линии. В таком очаровании хоть какой-то эмоциональный разрыв, типа, как так?! Я очарован не был, поэтому тихо офигевал от бесконечного “уж такой я был плохой парень, вы только поглядите! Ну просто очень плохой! Плохой-преплохой”.
И вот эти стенания размазаны по всей первой части, посвящённой детству, юношеским музицированиям и первым карьерным успехам.
"Мы все впятером спали в каморке за студией. Там не было кондиционера, там были повсюду мухи, они постоянно садились мне на лицо, когда я пытался заснуть. Там было довольно мерзко, это не по мне, но вся эта обстановка и вдохновила нас на создание того саунда, который называют классическим корновским".
Кроме занудного повествования меня поражало элементарное: как можно быть таким м*даком? Причем, просто м*даком, без какой-либо изюминки. В основе книги потенциально интересная история, но в самом центре — самый обычный м*дила, который только и делал, что портил жизнь буквально всем вокруг, а теперь, видите ли, не гордится этим.
"Я был экспертом по выпивке, курению дури, глотанию таблеток, всяческим ругательствам, грубостям и вечеринкам без тормозов. Но нельзя преуспеть в чём-то без должной практики. Со временем я разработал свой собственный свод извращенных правил:
1. Долой моральные принципы
2. Отвечать за свои поступки необязательно.
3. Никакой поступок не считается неправильным или аморальным
4. Ничто не считается выходящим за рамки дозволенного
5. Отсутствие веры в высшие силы
6. Весь мир вращается вокруг меня
7. Чем больше женщин, наркоты и бухла, тем лучше.
Это – правила Филди".
Фраза “не горжусь этим” — вообще классика подобного жанра. Я не припомню ни одной книги про рок-музыкантов, где не прозвучали бы эти слова. Но я впервые прочитал настолько нудную книгу об этом.
“Я плохой. О-о-о, какой я плохой! Всем вокруг было плохо от меня. Я только и делал, что был плохим. Если и есть кто-то плохой по-настоящему плохой, так это я”.
Однако ярких примеров в произведении - раз-два и обчелся. Всё, в основном, сводится к тому, что Филди много пил, торчал и бесконечно хамил окружающим. В основном тем, кто хоть как-то от него зависел: участникам группы, работникам туровой команды, людям на тусовках. Тех, кто его физически слабее, бил. Вот и весь рок-герой.
Попробую вспомнить яркие моменты. Однажды Реджинальд чуть не убил свою жену.
"Когда мы поднялись в номер, я набросился на неё, таскал по всей комнате как тряпичную куклу, орал на неё, называл её шлюхой. Я загнал Дину в ванную комнату, я толкнул её так сильно, что она упала в ванну. Она кричала и плакала. (...) Каким-то образом ей удалось вытолкнуть меня из ванной и запереться внутри. (...) Я решил выбить дверь, как это обычно делают в кино. Всё чего я этим добился – раздробленное плечо — но я был слишком пьян, чтобы чувствовать боль. (...)
Когда она открыла дверь, я бросился в ванную, схватил Дину и швырнул её на кровать. Я толкал и бил её, пока она не смогла больше сопротивляться. Тогда одной рукой я взял подушку и плотно прижал к её лицу, второй рукой я схватил её за шею и начал душить. Её тело билось в конвульсиях. Она была беспомощна и напугана".
В другой раз он разнес в клочья комнату своего охранника:
"... я пришёл домой из клуба, будучи совсем в хлам и обнаружил, что у меня на кровати вообще не было простыней. Я сбрендил. Я заорал и завопил, как безумный. Я вошёл в комнату Лока, чтобы схлестнуться с ним, но его там не было. Я пришёл в неуправляемое бешенство, собрал его постель и бросил. Я вытащил ящики из комодов и разбросал их по комнате. Я расколошматил лампу на полу, размахнулся ею так, словно я – Пит Таунсенд. Я взял его ноутбук и кинул так сильно, как мог, разбил его на тысячи кусочков. Я разнёс всю комнату на части. Она была завалена хламом, она выглядела настолько плохо, словно торнадо прошёлся."
В остальном — обычные истории любого алкаша или наркомана из соседнего подъезда, с той только разницей, что у этого парня была работа, и при этом становилось всё больше денег и внимания. А фантазии не прибавлялось.
Во второй половине книги, после смерти отца, Филди принимает Христа и резко тормозит свои вредные привычки. С этого места читать ещё труднее. Теперь он маниакально жуёт тему Библии и Бога, как Дмитрий Спирин — тему панк-рока.
“Я стал хорошим и мне стало хорошо. Стать хорошим мне помог Бог. Я поменял свою жизнь, спасибо Богу. А вот прочитайте, что говорит об этом Библия” — вот основное настроение второй части книги.
М*дак, однако, никуда не делся вместе с отказом от бухла и наркотиков. Он продолжает кичиться всем, что у него появилось в новой жизни. Гордость за то, что он отказался от саморазрушения лишь доверившись Библии, без всяких там рехабов и анонимных групп. Не то что некоторые.
Филди стал извиняться перед всеми за свои прежние поступки. Те, кто не принимал его извинений, “остались рабами своего узкого мышления и прошлых взглядов” — цитата не точная, но суть такова. Короче, кто с ним — молодцы, все остальные просто не поняли жизни и давай, до свидания!
Каких-то представителей религиозных ответвлений, объявляющих себя посланниками Бога, рокер осуждает за то, что приравняли себя к Богу. “Да как они посмели, да кто они такие?!”
Блин, чувак, ты видел обложку своей книги?
Отдельная песня — извинения перед участниками группы. Филди написал каждому письмо и опубликовал их в книге. Буквально, не отправил эти письма им, а опубликовал их в книге!
В этих ударах по сознанию книге точно нет равных. Можно ли это записать в плюсы? У меня не получается.
И всё это через бесконечную проповедь и откровения, в духе: как приятно гулять в парке с дочками, не похмеляясь втихаря пивом.
Вот так новость!
Главная проблема не в том, что я не хочу читать про Рождество с семьей на страницах автобиографии одного из самых бешеных рок-музыкантов. И не в том, что мне не хочется читать проповеди в духе “не бить жену — это круто”.
Главная проблема в том, что это не книга, а сеанс автопсихотерапии, на котором ты оказался, совершенно этого не планируя. Ты хотел захватывающих историй, а тебе сел на уши завязавший с наркотой зануда.
Но не столько от этого занудства тяжело, сколько от знания, что пройдет десяток лет и все вернется примерно в исходное состояние, только теперь пьянство перемешается с борьбой во Христе: торчу — борюсь — бухаю — опять борюсь.
Филди доборолся до очередной отставки из группы. Ровно по той причине, которая стала лейтмотивом этой “жизнеутверждающей” книги: м*дак торчит в центре рабочего процесса. В новостях об этом увольнении он пообещал выгребать заново.
Здесь хочется сказать: м*даки, просто не будьте м*даками! Но м*даки могут только бояться — крепкого кулака, Бога или увольнения. За рамками страха они мало что могут. Лично я не припомню людей, которые всерьез завязали с м*дачеством.
Может быть, cancel culture - это способ заставить таких людей задуматься?
1940 – Фрэнк Винсент Заппа - американский композитор, певец, гитарист, сатирик и режиссер - родился в Балтиморе. За свою 33-летнюю музыкальную карьеру Заппа выпустил более 60 альбомо - сольных и в составе своей группы The Mothers of Invention. Лауреат премии Grammy »»
1946 – Родился Карл Уилсон - один из основателей серф-группы Beach Boys »»
Steve ALLEN (1921)
Frank ZAPPA (1940)
Carla THOMAS (1942)
Reinhard MEY (1942)
Walter WASHINGTON (1943)
Albert LEE (1943)
Martin BELMONT (1948)
Betty WRIGHT (1953)
Алексей РЫБИН (1960)