Отвлекшись от обратного отсчета лучших саундтреков XXI века (за которым можно следить на страницах канала "вольности перевода"), авторская колонка Сергея Степанова напоминает, что мировой кинопрокат предельно близок к возвращению в нормальный режим - даром что его главные новинки все чаще появляются одновременно в кино и в стриминге. Одна из таких новинок - диснеевская "Круэлла", теоретически способная обратить многих юных зрителей в радикально новую для них музыкальную веру.
Саундтрек весны
"Круэлла"
(Cruella)
Кино: Даже по меркам теперешней диснеевской (да и не только) моды переписывать историю остросюжетная комедия Крейга Гиллеспи ("Тоня против всех") впечатляет своим абсолютным безразличием к тому, что было до нее. Героинь "101 далматинца" и "Круэллы" одинаково зовут, и в новом фильме встречаются сюжетные нюансы и "пасхальные яйца", указывающие на то, что это как бы приквел. Но, положа на руку на сердце, это две совершенно разные героини: одержимая красивыми пальто карикатурная злодейка (уже удостоившаяся двух игровых ремейков c Гленн Клоуз) - и недопонятая жертва обстоятельств, пристраивающаяся в хвост к Малефисенте, Тоне Хардинг и, страшно сказать, Джокеру.
Далматинцы в "Круэлле" плохие, их будущие похитители Хорас и Джаспер - в целом хорошие, а истинное зло - это никакая не Круэлла (Эмма Стоун), а ее босс Баронесса (Эмма Томпсон). Одно то, что лбами и эго тут сталкиваются две великие актрисы, уже говорит о многом. У Walt Disney бездна амбиций и еще больше денег, поэтому при всех вопросах к последовательности или сюжетной логике у "Круэллы" хватает неоспоримых достоинств. Это Стоун, выжимающая из своей роли больше, чем в нее заложено (ее диалог с фонтаном - что-то из репертуара оскаровских нарезок). Это Томпсон, входящая в образ Мерил Стрип из "Дьявол носит Prada". Это феерический дизайн костюмов авторства Дженни Беван ("Безумный Макс: Дорога ярости"). Это декорации. И это музыка.
Музыка: Едва ли не первое, что тут бросается в глаза, это количество песен, на которые потратились в Walt Disney. Второе - это их вызывающая (для всякого, кто хотя бы поверхностно знаком с голливудскими прайс-листами) дороговизна. Действие фильма происходит в Лондоне эпохи панк-революции 1970-х, но "Круэлла" не ограничивается соответствующими вершками, заглядывая и во вторую половину 1960-х, и в начало 1980-х. Тут и Нина Симон (Nina Simone) с The Doors, и Blondie с Queen, и Нэнси Синатра (Nancy Sinatra) с Supertramp, и кто только не - такого обилия поп- и рок-стандартов в кино не звучало со времен "Почти знаменит".
Самый непреднамеренно забавный киномузыкальный момент "Круэллы" - надцатый needle drop, выбирающий не оригинал "Whola Lotta Love", а его кавер-версию в исполнении Айка и Тины Тернер (Ike & Tina Turner). Дело в том, что лицензирование песен Led Zeppelin на языке музыкальных супервайзеров - это что-то вроде черной икры или трюфелей: самое дорогое, с отрывом, блюдо в меню. Ну и, в общем, именно этот момент заставляет подумать, что деньги Walt Disney и Сьюзан Джейкобс ("Мой парень - псих", "Большая маленькая ложь", "Моцарт в джунглях" - короче, знает человек свое дело) все же иногда считали - хотя бы и для того, чтобы в одной из финальных сцен заиграл мэшап из хитов Black Sabbath и The Rolling Stones.
Лицензирование песен для переиздания еще дороже, чем для звучания за кадром, поэтому тот же "Почти знаменит" дождался релиза полнометражной версии своего саундтрека только через два десятка лет после премьеры (он выходит этим летом и стоит целое состояние). Стало быть, нет ничего удивительного и в том, что в официальный саундтрек к "Круэлле" вошло далеко не все, что звучало в фильме: скажем, The Clash и ELO тут есть, а вот Боуи и Deep Purple не замечены. Ну а начинается трек-лист со звучащей на финальных титрах - и предположительно облизывающейся на оскаровскую номинацию - оригинальной песни Florence + the Machine.
Также в продаже
"Подземная железная дорога"
(The Underground Railroad)
Шоу: Пожалуй, мощнейший сериал 2021 года - десять вдохновленных Тарковским душераздирающе красивых эпизодов по мотивам одноименного, награжденного Пулитцером романом Колсона Уайтхеда. Еще одно подтверждение того, что истории о черной Америке Барри Дженкинс рассказывает убедительнее и эффектнее всех.
Музыка: Самая экспансивная и наименее прикладная из работ Николаса Брителла (Nicholas Britell), составляющего с Дженкинсом связку серийных соратников уровня Линча-Бадаламенти, Мендеса-Ньюмана или П.Т. Андерсона-Гринвуда (а между делом написавшего и музыку к "Круэлле"). Без малого 200 минут и аж три саундтрека, один другого краше.
"Без жалости"
(Without Remorse)
Кино: Объединивший нескольких приятных людей (создателя сериала "НольНольНоль" Стефано Соллимы в режиссерском кресле, автора "Любой ценой" и "Ветреной реки" Тейлора Шеридана среди сценаристов, Майкла Б. Джордана в главной роли) заурядный и скучный боевик - по мотивам романа Тома Клэнси, на тему очередного обострения отношений между США и Россией.
Музыка: В высшей степени странная штука - фронтмен Sigur Rós Йонси (Jónsi) с саундтреком, который мог сочинить примерно кто угодно: неразборчивая экшн-смурь, условно разбитая на треки под характерными названиями ("Sniper", "Jail", "Rooftop", "Stairs", "Murmansk", "Rykov"). Sigur Rós недавно повторно оправдали по делу о неуплате налогов - похоже, Йонси тупо зарабатывал на услуги юристов.
Также важно
Сначала на "Сандэнсе", затем на South by Southwest и, наконец, на московском Beat Film Festival показали выдающуюся документальную ленту Эдгара Райта о группе Sparks. С тех пор "Братья Sparks" успели выйти и в широкий заокеанский прокат, ну а на днях стало известно, что осенью лучший рок-док этого года обзаведется крупнокалиберным - 4LP, 42 песни - саундтреком. Как фильм послужил для многих идеальным введением в массивную дискографию Sparks, так и грядущий бокс-сет похож на вызов в духе "либо покупайте все 24 альбома, либо заказывайте этот сборник".
Bob DOROUGH (1923)
Dodo MARMAROSA (1925)
Dionne WARWICK (1940)
Grover Jr. WASHINGTON (1943)
Гровер ВАШИНГТОН(мл.) (1943)
Alejandro "Alex" ACUЯA (1944)
Rob TYNER (1944)