C весны 2009-го на Звуках выходит "Целлулоид" - авторская колонка Сергея Степанова, каждый год выбирающая десятку его лучших саундтреков. Таковых уже давно хватило на целый Зал славы: от тарантиновских "Бесславных ублюдков" до пиксаровской "Души". Временно парализовавшая мировой кинопрокат пандемия оказалась подходящим поводом копнуть поглубже, подытожив аналогичными рейтингами остальные киногоды нулевых. Ну а чтобы было еще интереснее, по окончании этой ретроспективы "Целлулоид" выберет лучших из лучших - 21 выдающийся саундтрек XXI века.
Момент истины все ближе: обратный отсчет начнется уже на следующей неделе, а следить за ним в режиме реального времени можно будет на страницах канала "вольности перевода". Основные правила неизменны: в расчет идет только официально изданная (в каком угодном формате) музыка к фильмам и - в избранных случаях - сериалам, которые я смотрел. Ну а замыкает нашу эстафету 2000 год, к XXI веку, строго говоря, не относящийся, зато давший начало нулевым - и, согласитесь, было бы странно лишать позапрошлую декаду целого (да еще и такого плодовитого!) года из-за прихоти летоисчисления.
Как бы то ни было, самым дорогим фильмом 2000 года оказался диснеевский "Динозавр", а самым кассовым - вторая "Миссия: невыполнима". Помимо них, в десятку главных хитов года вошли картины, где Том Хэнкс разговаривал с волейбольным мячом, Мел Гибсон подслушивал мысли женщин, а Харрисон Форд играл, подумать только, злодея. Главным фильмом года повсеместно признали "Гладиатор" Ридли Скотта, а лучшим режиссером - отличившегося аж дважды Стивена Содерберга. Что до киномузыки, то она окончательно перестала быть уделом узкопрофильных мастеров: конкуренцию Уильямсу, Циммеру и Морриконе составили в числе прочих Air, Бьорк и Боно.
№10
"Брат 2"
Кино: Мягко говоря, проблематичное и вроде бы даже не отбившее собственный бюджет кино - без которого, однако же, невозможно представить Россию XXI века. Мейнстримовый криминальный боевик о деньгах, правде и эхе войны, узаконивший место Сергея Бодрова-младшего в отечественном поп-культурном иконостасе.
Музыка: Памятник новому русскому року конца 1990-х - начала нулевых - спродюсированный Михаилом Козыревым саундтрек, ставший всем "Нашествиям" "Нашествием": от "Аукцыона" и обязательного Бутусова до Земфиры и "Би-2".
Момент: Сплин "Линия жизни"
№9
"Танцующая в темноте" (Dancer in the Dark)
Кино: Еще более противоречивая (хотя, казалось бы, куда уж) мелодрама датского enfant terrible Ларса фон Триера, разделившая на полярные лагеря даже его поклонников и надолго отвадившая от игрового кино исполнительницу главной роли Бьорк.
Музыка: Получившийся не в пример лучше фильма внеочередной альбом Бьорк "Selmasongs", он же - косметически отремонтированный саундтрек к снятому фон Триером "мюзиклу" (актера Питера Стормаре тут, в частности, заменили Томом Йорком), давший исландке повод прийти на "Оскар", одевшись лебедем.
Момент: Björk feat. Thom Yorke "I've Seen It All"
№8
"Фанатик" (High Fidelity)
Кино: Редкий ромком, который придется по душе самому отъявленному цинику - особенно если он при этом еще и меломан: владелец музыкального магазина (Джон Кьюсак) и другие более или менее обаятельные лузеры делают идеальные микстейпы и составляют топ-5 всего на свете - вплоть до самых памятных брейкапов.
Музыка: 15 из 70 звучащих в фильме песен, в свою очередь отобранных из двух тысяч (!) треков, изначально находившихся в лонг-листе сценаристов (включая Кьюсака): от Боба Дилана до Стиви Уандера, от 13th Floor Elevators до Stereolab.
Момент: The Beta Band "Dry the Rain"
№7
"О, где же ты, брат?" (O Brother, Where Art Thou?)
Кино: Триумфальный старт "трилогии идиотов" (в итоге превратившейся в тетралогию), сыгранных у братьев Коэн Джорджем Клуни, - вдохновленная гомеровской "Одиссеей" и Великой депрессией трагикомедия о трех зеках, убегающих из тюрьмы в надежде найти - как вскоре выясняется, каждый свое - сокровище.
Музыка: Единственный саундтрек, награжденный "Грэмми" в категории "Альбом года": спродюсированное Ти-Боуном Бернеттом (T Bone Burnett) введение в фолк-традиции американского Юга.
Момент: The Soggy Bottom Boys "I Am a Man of Constant Sorrow"
№6
"Большой куш" (Snatch.)
Кино: Второй и, возможно, лучший фильм Гая Ричи - "британского Тарантино", которому обязаны карьерами Джейсон Стейтем и Стивен Грэм: они играют номинально главных из двух десятков живописных героев, которых связывает украденный бриллиант в 86 карат.
Музыка: Довольно неотразимая компиляция диалогов, модной в начале нулевых электроники, группы Oasis, "Хава нагилы" и золотых стандартов, один из которых исполняет будущая бывшая жена Ричи Мадонна.
Момент: Mirwais "Disco Science"
№5
"Почти знаменит" (Almost Famous)
Кино: Во многом автобиографическая трагикомедия о взрослении, окончательно узаконившая статус Кэмерона Кроу - самого нестыдного сентименталиста современного Голливуда, начинавшего журналистом в Rolling Stone (о чем, собственно, и фильм).
Музыка: Еще один хит-парад общих мест, к которому при этом не придраться: далеко не все из звучавшего в фильме попало в саундтрек (в противном случае его авторы разорились бы на одних Led Zeppelin), но все самое главное - включая singalong на века и песню списанной с "цеппелинов" вымышленной группы Stillwater - тут есть.
Момент: Elton John "Tiny Dancer"
№4
"Ангелы вселенной" (Englar alheimsins)
Кино: Исландская драма, регулярно сравниваемая с "Пролетая над гнездом кукушки": шизофреник Паул (национальное достояние Ингвар Сигурдссон) болезненно переживает расставание с девушкой, коротая дни в компании других заблудших душ.
Музыка: Экспериментальный, но страшно при этом красивый саундтрек Хильмара Ерна Хильмарссона (композитора и музыканта широкого профиля, записывавшегося, в частности, с Psychic TV и Current 93), к которому в кульминационный момент подключаются, кто же еще, Sigur Rós.
Момент: Sigur Rós "Dánarfregnir og jarðarfarir"
№3
"Красота по-американски" (American Beauty)
Кино: Голливудский дебют Сэма Мендеса, с первой попытки снявшего окончательный фильм об "одноэтажной Америке". Написанная еще одним дебютантом Аланом Боллом (будущим создателем великого телесериала "Клиент всегда мертв") и сделанная за скромные 15 миллионов, "Красота по-американски" заработала 350 - и пять "Оскаров" (включая самый главный) на сдачу.
Музыка: Вышедшая во второй вторник нулевых революционная работа Томаса Ньюмана, сделавшего перкуссии пульсом фильма, а электронный минимализм - своим (и много чьим еще) modus operandi на многие годы вперед.
Момент: Thomas Newman "Dead Already"
№2
"Отель "Миллион долларов" (The Million Dollar Hotel)
Кино: Награжденная Серебряным медведем Берлинале, после чего вдохновенно втоптанная в грязь (в том числе, собственной звездой Мелом Гибсоном) медитативная драма Вима Вендерса, идея которой пришла в голову Боно во время съемок видео U2 "Where the Streets Have No Name" на лос-анджелесской крыше.
Музыка: Саундтрек уровня, на котором синие сны Вендерса всерьез начинают казаться недопонятым шедевром: выдающиеся происки джазового ансамбля, где числятся Брайан Ино (Brian Eno) и Дэниел Лануа (Daniel Lanois), а солируют то Боно, то Милла Йовович (Milla Jovovich). Плюс три великие - одна старая, две новые - песни U2.
Момент: U2 "The Ground Beneath Her Feet"
№1
"Девственницы-самоубийцы" (The Virgin Suicides)
Кино: Режиссерский дебют возглавившей десятку "Целлулоида" в третий раз (и тем самым догнавшей ее экс-бойфренда Квентина Тарантино) Софии Копполы - мастерская, навязчивая адаптация одноименного романа о тяготах взросления и вечной молодости.
Музыка: 40 минут гипнотического спейс-рока, которые можно считать одним из двух саундтреков к фильму (есть и песенный), а можно - вторым (после великого "Moon Safari") LP Air. Здесь же многие впервые услышали голос фронтмена никому не известных тогда Phoenix - и будущего мужа Копполы - Томаса Марса.
Момент: Air "Playground Love"
Зал славы "Целлулоида"
2000 - "Девственницы-самоубийцы" (The Virgin Suicides)
2001 - "Амели" (Le Fabuleux Destin d'Amélie Poulain)
2002 - "Банды Нью-Йорка" (Gangs of New York)
2003 - "Трудности перевода" (Lost in Translation)
2004 - "Убить Билла 2" (Kill Bill: Vol. 2)
2005 - "Клиент всегда мертв" (Six Feet Under)
2006 - "Мария-Антуанетта" (Marie Antoinette)
2007 - "Однажды" (Once)
2008 - "Темный рыцарь" (The Dark Knight)
2009 - "Бесславные ублюдки" (Inglourious Basterds)
2010 - "Социальная сеть" (The Social Network)
2011 - "Древо жизни" (The Tree of Life)
2012 - "Джанго освобожденный" (Django Unchained)
2013 - "Великий Гэтсби" (The Great Gatsby)
2014 - "Исчезнувшая" (Gone Girl)
2015 - "Безумный Макс: Дорога ярости" (Mad Max: Fury Road)
2016 - "Ла-Ла Ленд" (La La Land)
2017 - "Малыш на драйве" (Baby Driver)
2018 - "Звезда родилась" (A Star Is Born)
2019 - "Чернобыль" (Chernobyl)
2020 - "Душа" (Soul)
1947 – Родился Дэвид Боуи - певец, композитор и музыкант, известный не только разным цветом глаз, но и чрезвычайным стилевым разнообразием своего творчества. До 1967 г. выступал под собственным именем - Дэвид Джонс »»
1963 – Родился лидер группы "Аукцыон", музыкант и композитор Леонид Федоров »»
Luther PERKINS (1928)
Elvis PRESLEY (1935)
Shirley BASSEY (1937)
Robby KRIEGER (1946)
David BOWIE (1947)
Terry SYLVESTER (1947)
Леонид ФЕДОРОВ (1963)
Екатерина КАРИНИНА (1970)
Jenny LEWIS (1976)