Несмотря ни на что, на свете еще остались люди, которые мыслят старомодными - LP - категориями и даже ходят за новыми альбомами в магазины (сейчас, правда, в основном сетевые). Именно им адресована эта рубрика Звуков, делящая название с величайшим телесериалом всех времен, рассказывая о самых громких и наиболее интересных музыкальных новинках очередного месяца.
AC/DC "Power Up"
В год, полный прогибаний и потрясений, в самом факте существования "Power Up" есть что-то терапевтическое. После того, как AC/DC поочередно покинули барабанщик (проблемы с законом), вокалист (проблемы со слухом) и басист (проблемы со здоровьем), 17-го студийного альбома от группы не ждал никто. Однако решающей в этом смысле оказалась потеря Малкольма Янга (Malcolm Young), ушедшего из AC/DC еще раньше, а в 2017 году умершего после продолжительной болезни - и тем самым вдохновившего непредвиденный реюнион. "Power Up" - составленный из ауттейков разных лет и возглавивший альбомные чарты двух десятков стран трибьют Малкольму, и хотя до трибьюта Бону Скотту (канонический "Back in Black") он не дотягивает, сравнения с большинством пластинок AC/DC новая выдерживает уверенно.
Kylie Minogue "Disco"
Нельзя не порадоваться и долголетию Кайли, чья 15-я пластинка сделала ее первой женщиной, чьи альбомы возглавляли британский хит-парад на протяжении пяти декад (!) подряд. После сомнительных заигрываний с кантри на предыдущем альбоме "Golden" австралийская поп-дива вернулась на куда более комфортную для нее территорию, про которую многое понятно уже на стадии альбомного и песенных ("Real Groove", "Dance Floor Darling" etc) заголовков. Можно сказать, что Кайли припозднилась на футуро-ностальгическую вечеринку, которую уже закатила Дуа Липа (Dua Lipa), но, судя по их недавнему дуэту во время лайвстрима "Studio 2054" (нью-йоркским диско-клубом под похожим названием вдохновлялись обе), австралийку это не смущает.
Miley Cyrus "Plastic Hearts"
Поучаствовала в лайвстриме Липы и Майли Сайрус, вновь перезагрузившая свой бренд жанрово флюидной пластинкой, призванной убедить нас в том, что Nine Inch Nails Майли уважает не меньше, чем Бритни Спирс. (Функции альбомного пресс-релиза неплохо выполнил бы памятный эпизод "Черного зеркала", где Сайрус сыграла одну из главных ролей.) За обложку "Plastic Hearts" в ответе легендарный Мик Рок (Mick Rock), снимавший Боуи, Игги и Queen, на подпевках у Майли - та же Липа через запятую с Джоан Джетт (Joan Jett), Стиви Никс (Stevie Nicks) и Билли Айдолом (Billy Idol), среди бонус-треков - live-каверы Blondie и The Cranberries. Короче, все серьезно (хотя на самом деле не очень).
The Smashing Pumpkins "CYR"
Еще серьезнее - и, как всегда, запущенно - все у Билли Коргана (Billy Corgan), продолжающего туманно угрожать то сиквелом "Mellon Collie and the Infinite Sadness", то переизданием (и продолжением) "Machina", а где-то между делом соорудившего еще одну глыбу - 72-минутный, 20-песенный альбом, релиз которого успели предвосхитить аж пять двойных синглов. Уже по ним было ясно, что мультиинструменталист, певец и сам себе продюсер со свойственной ему самоуверенностью прыгает в пропасть между прог-роком и синтипопом, местами ("Wyttch") нехотя угождая поклонникам канонического звучания The Smashing Pumpkins, но в целом чихая на любое мнение, кроме своего собственного. В общем, если предыдущий альбом "тыкв" напоминал EP, то этому отчаянно не хватает редактуры.
Ólafur Arnalds "some kind of peace"
Пятый официальный альбом (не считая EP, песенных циклов, коллабораций и саундтреков) выпустил плодовитый исландский композитор Олавюр Арнальдс, предлагающий "что-то типа мира", подводя итоги этого как никогда хаотичного года. Это не самая приключенческая работа Арнальдса, решившего держаться корней (неоклассика, эмбиент), не добавляя к своему modus operandi ничего, кроме пары вокальных камео и коллаборации с Bonobo. Убедительнее всего тут концовка - сдержанная, в духе фортепианных записей Нильса Фрама (Nils Frahm), "We Contain Multitudes", и семплирующая пронзительный монолог покойной Ласы (Lhasa) "Undone".
Ane Brun "Beauty Holds the Hand of Sorrow"
На финишной прямой пленяет и новый альбом норвежки Ане Брун - десятый вообще и второй за два месяца. "After the Great Storm" и "Beauty Holds the Hand of Sorrow" задумывались как двойной LP, но локдаун заставил Брун взглянуть на эти песни иначе. Оказалось, что некоторым из них совсем не идут трип-хоповый вайб и пышный продакшн (в итоге отличающие "After the Great Storm"), а вот камерные, для голоса и пианино, аранжировки ее ранних записей - еще как. Кульминации этот старый новый метод достигает в последней трети "Beauty...": в изумительной "Breaking the Surface", в тандеме с оскаровским номинантом Дастином О'Хэллораном (Dustin O'Halloran) и в piano-версии одной из песен с предыдущего - то есть, октябрьского - альбома.
Chilly Gonzales "A very chilly christmas"
Практически без предупреждения появился в магазинах - по крайней мере, на его малой родине в Монреале - рождественский альбом Чилли Гонсалеса, в последние годы все чаще предпочитающего одно из своих амплуа (solo piano) всем остальным. "A very chilly christmas" - инструментальные прочтения сезонных, от "Jingle Bells" до "Last Christmas", стандартов, а также кавер-версия "Snow Is Falling in Manhattan" покойного Дэвида Бермана (Purple Mountains, Silver Jews) и оригинальная песня "The Banister Bough", в записи которых приняли участие Джарвис Кокер (Jarvis Cocker) и Файст (Feist), серийные напарники базирующегося в Германии канадца.
Marika Hackman "Covers"
Конец года вышел щедрым на карантинные альбомы и EP в жанре holiday music, но если без чьей угодно версии "Silent Night" мы как-нибудь переживем, то лаконичная и эклектичная коллекция непраздничных каверов в исполнении Марики Хэкмен - и приятный, и сюрприз. Записанный и спродюсированный самой англичанкой, "Covers" напоминает о ее увековеченном прошлогодней пластинкой "Any Human Friend" путешествии из инди-фолка в инди-рок, козыряя надлежащим набором первоисточников: от Эллиотта Смита (Elliott Smith) до Граймс (Grimes), от би-сайда Radiohead до самой узнаваемой песни Air.
Bent "Up in the Air"
Практически одновременно напомнили о себе две английские группы, лет 20 назад пристроившиеся в хвост к тем же Air и прочим рафинированным электронщикам, украшая сборники из серии "сливки даунтемпо". Характерно, что и из поля зрения они - Bent и Blue States - исчезли дружно, во второй половине нулевых, но если последние решили вернуться с переизданием классики (дебютного альбома "Nothing Changes Under the Sun", дополненного EP с ауттейками), то Bent хватило на целый новый альбом - первый за 14 лет. Его первая сторона заметно интереснее второй, и ни одна из этих песен не забирается на уровень сделавшей дуэту имя пластинки "Programmed to Love", но такие камбэки нам скорее нужны.
Альбом месяца
Grandaddy "The Sophtware Slump ..... on a wooden piano"
Вопреки всему, 2020 год был для музыки выдающимся, а может стать еще лучше: в декабре выйдут новые альбомы The Avalanches и сэра Пола Маккартни (Paul McCartney). Не хочется, однако, делать вид, что ноябрь в этот тренд вписался: заметных пластинок было мало, хороших - еще меньше, а бесспорно лучшей из них оказался сыгранный Джейсоном Лайтлом (Jason Lytle) на пианино сольный авторемейк главного альбома ведомой им группы Grandaddy. "The Sophtware Slump" отметил в этом году 20-летие, не состарившись ни на секунду: думы и тревоги, связанные с наступлением нового века, зафиксированы здесь с элегантностью и прозорливостью вышедшего чуть позже "Kid A" Radiohead. Новые, аскетичные аранжировки давно знакомых песен работают на ура - ведь, в конце концов, и сочинял их Лайтл когда-то в условиях самоизоляции, "в семейных трусах, склонившись над клавишными, истекая потом - раздраженный, с похмелья, пытаясь раздобыть кокаина".
Sam PHILLIPS (1923)
Maynard SOLOMON (1930)
Johnny ADAMS (1932)
Arthur WHETSOL (1940)
Louis STEWART (1944)
Chris STEIN (1950)
Scott ALARIK (1951)
Martin ALLCOCK (1957)
Iris DEMENT (1961)
Phil THORNALLEY (1964)