C весны 2009-го на Звуках выходит "Целлулоид" - авторская колонка Сергея Степанова, рассказывающая о музыке в кино и кино в музыке, после чего выбирающая топ-10 лучших саундтреков года, которых уже хватило на целый Зал славы с триумфаторами в диапазоне от тарантиновских "Бесславных ублюдков" до телевизионного "Чернобыля". Парализовавшая мировой кинопрокат пандемия - подходящий повод копнуть поглубже, подытожив аналогичными рейтингами остальные киногоды нулевых. Ну а чтобы было еще интереснее, по окончании этой ретроспективы (и 2020 года) "Целлулоид" выберет лучших из лучших - 21 выдающийся саундтрек XXI века.
Основные правила неизменны: в расчет идет только официально изданная (в каком угодном формате) музыка к фильмам и - в избранных случаях - сериалам, которые я смотрел. На очереди - 2003 год, когда мировой кинематограф лишился Кэтрин Хепберн и Грегори Пека, но приобрел Еву Грин и Махершалу Али, а третий "Властелин колец" стал вторым фильмом-миллиардером (после "Титаника") и первым обладателем 11 "Оскаров" из 11 возможных (что не удалось даже "Титанику"). Однако куда большее отношение к этой колонке имеет оскаровский триумф Софии Копполы - возможно, единственной соперницы Квентина Тарантино за итоговое первенство в общем зачете "Целлулоида".
№10
"Трио из Бельвилля" (The Triplets of Belleville)
Кино: Эксцентричная анимационная комедия из Франции - история о юном велосипедисте, его бабушке, их собаке и трио пожилых певиц (подыгрывающих себе, в частности, на пылесосе), которая стала первым мультфильмом для взрослых, номинированном на "Оскар".
Музыка: Бойкий, лихой, во многом ответственный за нарратив саундтрек Бенуа Шаре (Ben Charest), заработавшего собственную оскаровскую номинацию за песню "Belleville Rendez-vous (вскоре ставшую "Геленджиком" группировки "Ленинград").
Момент: -M- "Belleville Rendez-vous"
№9
"Однажды в Мексике" (Once Upon a Time in Mexico)
Кино: Бурное завершение "мексиканской" трилогии Роберта Родригеса (Robert Rodriguez) - вдохновленное "Хорошим, плохим, злым", объединившее уйму - от Джонни Деппа до Энрике, страшно сказать, Иглесиаса - звезд и, в общем, не разочаровавшее.
Музыка: Более-менее традиционный для фильмов Родригеса текс-мекс: музыка авторства самого режиссера и (или) в исполнении его группы Chingon, приправленная хитами Ману Чао (Manu Chao) и Juno Reactor.
Момент: Juno Reactor "Pistolero"
№8
"Молодой Адам" (Young Adam)
Кино: Поездившая по фестивалям, от Канн и Торонто до ММКФ, детективно-эротическая драма: Юэн МакГрегор соблазняет каждую встречную (включая Тильду Суинтон и Эмили Мортимер), где-то между делом вылавливая из воды женское тело.
Музыка: Не перетягивающий одеяло на себя саундтрек Дэвида Бирна - известный под названием "Lead Us Not into Temptation" и включающий две песни с его вокалом и ремейк "Haitian Fight Song" Чарльза Мингуса (Charles Mingus).
Момент: David Byrne "Inexorable"
№7
"28 дней спустя" (28 Days Later)
Кино: Дешевый и сердитый постапокалиптический хоррор Дэнни Бойла - фильм, с успехом которого принято связывать возвращение моды на зомби вообще и их спринтерскую разновидность в частности.
Музыка: Еще одна нещадно цитируемая - например, в обоих "Пипецах" - работа чрезвычайно активного в нулевых Джона Мерфи. Плюс избранные треки Брайана Ино (Brian Eno), Grandaddy, Blue States и не вместившихся в саундтрек Godspeed You! Black Emperor.
Момент: John Murphy "In the House - In a Heartbeat"
№6
"Холодная гора" (Cold Mountain)
Кино: Олдскульная душещипательная драма о любви во время войны: Николь Кидман ждет ушедшего на фронт Джуда Ло, заводя дружбу с Рене Зеллвегер (премия "Оскар"), пока тот знакомится с Филипом Сеймуром Хоффманом и Натали Портман (актерский ансамбль здесь - на века).
Музыка: Спродюсированная Ти-Боуном Бернеттом (T-Bone Burnett) компиляция архивного фолка в исполнении то занятого в фильме Джека Уайта (Jack White), то королевы блюграсса Элисон Краусс (обе ее песни, написанные Элвисом Костелло и Стингом соответственно, были номинированы на "Оскар").
Момент: Alison Krauss "You Will Be My Ain True Love"
№5
"Гуд бай, Ленин!" (Good Bye Lenin!)
Кино: Трогательная трагикомедия о заботливом сыне (Даниэль Брюль в его первой заметной роли), решающем не говорить матери, что, пока она лежала в коме, ее страны - ГДР - не стало. Герлфренд Брюля играет Чулпан Хаматова.
Музыка: Еще один безукоризненный саундтрек внезапно выбившегося в звезды Яна Тирсена - неотразимое в своей бессовестности эхо "Амели": тот же орнаментальный околопарижский шик, только в профиль.
Момент: Yann Tiersen "Summer 78"
№4
"Хлеммур" (Hlemmur)
Кино: Исландская документальная лента имени закрытого с тех пор автобусного терминала в самом центре Рейкьявика: не очень умело, но с душой рассказанные истории проводивших там дни напролет бездомных, алкоголиков и других по-своему несчастных людей.
Музыка: Первый саундтрек в дискографии безгрешных в то время Sigur Rós, на котором они, оценив деликатность темы, ушли из размашистого построка в уклончивую фолктронику, неожиданно напомнив своих земляков из múm.
Момент: Sigur Rós "Allt Tekur Sinn Tíma!"
№3
"Песня тела" (Bodysong)
Кино: Еще одна известная скорее саундтреком, чем сюжетом документалка - экспериментальный фильм о человеческом пути от рождения до смерти, мастерски смонтированный из сотен архивных, любительских и каких угодно еще материалов.
Музыка: Отличный композиторский дебют гитариста Radiohead Джонни Гринвуда - свободно переходящий с эмбиента на фри-джаз и до того впечатливший П.Т. Андерсона, что музыку к его фильмам сочиняет с тех пор только Джонни.
Момент: Jonny Greenwood "Moon Trills"
№2
"Убить Билла" (Kill Bill: Vol. 1)
Кино: Предпоследний безоговорочный шедевр Квентина Тарантино - первая часть дилогии о большой женской мести, где Невеста (Ума Турман) воскресает из мертвых и наносит более или менее незабываемые визиты другим бойцам "Отряда смертоносных гадюк".
Музыка: Еще один канонический саундтрек великого компилятора (и ассистирующего ему RZA из Wu-Tang Clan): Нэнси Синатра (Nancy Sinatra), "The Lonely Shepherd", мелодии и ритмы японской эстрады и феерическая версия "Don't Let Me Be Misunderstood".
Момент: Tomoyasu Hotei "Battle Without Honor Or Humanity"
№1
"Трудности перевода" (Lost in Translation)
Кино: Один из лучших фильмов этого века: впервые отличившийся в драматическом амплуа Билл Мюррей и совсем еще юная Скарлетт Йоханссон мучаются от бессонницы и скрашивают друг другу одиночество в снятом Софией Копполой открыточном Токио. "Оскар" за лучший оригинальный сценарий.
Музыка: Идеальный саундтрек, сблизивший обычных для фильмов Копполы подозреваемых (Air, Phoenix) с британскими электронщиками и шугейзерами (есть мнение, что интерес к жанру - и его классики - вернулись во многом благодаря "Трудностям перевода").
Момент: The Jesus and Mary Chain "Just Like Honey"
Зал славы "Целлулоида"
2003 - "Трудности перевода" (Lost in Translation)
2004 - "Убить Билла 2" (Kill Bill: Vol. 2)
2005 - "Клиент всегда мертв" (Six Feet Under)
2006 - "Мария-Антуанетта" (Marie Antoinette)
2007 - "Однажды" (Once)
2008 - "Темный рыцарь" (The Dark Knight)
2009 - "Бесславные ублюдки" (Inglourious Basterds)
2010 - "Социальная сеть" (The Social Network)
2011 - "Древо жизни" (The Tree of Life)
2012 - "Джанго освобожденный" (Django Unchained)
2013 - "Великий Гэтсби" (The Great Gatsby)
2014 - "Исчезнувшая" (Gone Girl)
2015 - "Безумный Макс: Дорога ярости" (Mad Max: Fury Road)
2016 - "Ла-Ла Ленд" (La La Land)
2017 - "Малыш на драйве" (Baby Driver)
2018 - "Звезда родилась" (A Star Is Born)
2019 - "Чернобыль" (Chernobyl)
1947 – Родился Дэвид Боуи - певец, композитор и музыкант, известный не только разным цветом глаз, но и чрезвычайным стилевым разнообразием своего творчества. До 1967 г. выступал под собственным именем - Дэвид Джонс »»
1963 – Родился лидер группы "Аукцыон", музыкант и композитор Леонид Федоров »»
Luther PERKINS (1928)
Elvis PRESLEY (1935)
Shirley BASSEY (1937)
Robby KRIEGER (1946)
David BOWIE (1947)
Terry SYLVESTER (1947)
Леонид ФЕДОРОВ (1963)
Екатерина КАРИНИНА (1970)
Jenny LEWIS (1976)