САУНДТРЕК  Зал славы "Целлулоида": 2005

Эфиопский джаз, французская Бьорк и опять Дилан - в ретроспективной колонке о музыке в кино и кино в музыке.

C весны 2009-го на Звуках выходит "Целлулоид" - авторская колонка Сергея Степанова, рассказывающая о музыке в кино и кино в музыке, после чего выбирающая топ-10 лучших саундтреков года, которых уже хватило на целый Зал славы с триумфаторами в диапазоне от тарантиновских "Бесславных ублюдков" до телевизионного "Чернобыля". Парализовавшая мировой кинопрокат пандемия - подходящий повод копнуть поглубже, подытожив аналогичными рейтингами остальные киногоды нулевых. Ну а чтобы было еще интереснее, по окончании этой ретроспективы (и 2020 года) "Целлулоид" выберет лучших из лучших - 21 выдающийся саундтрек XXI века.

Основные правила неизменны: в расчет идет только официально изданная (в каком угодном формате) музыка к фильмам и - в избранных случаях - сериалам, которые я смотрел. На очереди - 2005 год, по части кино оказавшийся, по правде говоря, так себе. Самый главный "Оскар" достался по его итогам не очень хорошей картине ("Столкновение"), сенсационно оставившей не у дел еще одну, тоже не ахти какую ("Горбатая гора"), в то время как тройку призеров мирового бокс-офиса составили не лучшая из серий поттерианы ("Кубок огня"), не лучший из эпизодов "Звездных войн" ("Месть ситхов") и, что совсем уж печально, "Хроники Нарнии".

Были и хорошие новости: Вуди Аллен выпустил свой, может статься, лучший фильм ("Матч-пойнт"), Кристофер Нолан распечатал трилогию о Темном рыцаре ("Бэтмен: Начало"), а Анджелина Джоли и Брэд Питт стали первой парой Голливуда ("Мистер и миссис Смит"). Что до саундтреков, то событие года - экранное выступление ведомой Джарвисом Кокером (Jarvis Cocker) супергруппы The Weird Sisters (также известной как Pulp meets Radiohead) - состоялось в том же "Гарри Поттере", а широкоэкранная музыка впервые на моей памяти не смогла сравниться с той, что звучала из телевизора.

№10
"Переступить черту" (Walk the Line)

Кино: Один из лучших музыкальных байопиков XXI века - академичная, но убедительная драма о суперзвезде кантри Джонни Кэше (Johnny Cash): его песнях, его демонах, его и Джун Картер (June Carter) большой и душеспасительной любви.
Музыка: Несколько доказательств того, что на свои награды (включая "Оскар" и пару "Золотых глобусов") Риз Уизерспун и Хоакин Финикс не только наиграли, но и напели - впоследствии удостоившись еще и "Грэмми" за лучший саундтрек.
Момент: Joaquin Phoenix and Reese Witherspoon "Jackson"


№9
"Преданный садовник" (The Constant Gardener)

Кино: Снятая по роману Джона ле Карре геополитическая драма, убедившая в том, что режиссер "Города Бога" Фернанду Мейреллиш - не чудо одного хита, а Рейчел Вайс - чудо природы, достойное актерского "Оскара".
Музыка: Номинированный на "Оскар" компетентный саундтрек любимца Альмодовара Альберто Иглесиаса (Alberto Iglesias), разбавленный парой могучих песен кенийца Аюба Огады (действие фильма происходит в Африке).
Момент: Ayub Ogada "Kothbiro"


№8
"Братья" (Brødre)

Кино: Один из лучших фильмов оскароносной датчанки Сюзанны Бир ("Месть", "Ночной администратор") - успевший нарваться на голливудский ремейк гибрид военной драмы и психологического триллера о братских (и не только) чувствах.
Музыка: Подозрительно напоминающий орденоносные саундтреки аргентинца Сантаолальи ("Горбатая гора", "Вавилон") и музыку из титров "Дедвуда", но запоминающийся и сам по себе саундтрек шведа Юхана Седерквиста.
Момент: Johan Söderqvist "Brothers"


№7
"Птицы 2: Путешествие на край света" (La marche de l'empereur)

Кино: Оскароносная документалка о жертвах, на которые идут ради потомства императорские пингвины. В оригинале повествование велось от лица их самих, в американской версии роль рассказчика доверили, кому же еще, Моргану Фриману.
Музыка: Вмешались американцы и в саундтрек: электронные бульканья и воздушные трели удачно закосившей под Бьорк француженки Эмили Симон (они же - ее второй альбом) были заменены заурядной голливудской киномузыкой.
Момент: Émilie Simon "To the Dancers on the Ice"


№6
"Новый Свет" (The New World)

Кино: Еще один идиосинкратический шедевр великого голливудского поэта Терренса Малика, на сей раз взявшегося за историю коренной американки Покахонтас и британских колонизаторов во главе с патлатым Колином Фарреллом.
Музыка: Одна из лучших работ десятикратного оскаровского номинанта Джеймса Хорнера (прославившегося неисчерпаемым пафосом "Титаника" и "Храброго сердца") - даром что по итогам монтажа от нее остались одни вершки.
Момент: James Horner "Pocahontas and Smith"


№5
"Нет пути назад: Боб Дилан" (No Direction Home: Bob Dylan)

Кино: Уже дежурные для этой рубрики упоминания Боба Дилана и Мартина Скорсезе - снятая классиком и слывущая образцовой документальная лента о фолк-корнях и нашумевшем рок-н-ролльном перерождении нобелевского лауреата.
Музыка: Седьмой volume не устающей радовать фанатов Дилана серии "The Bootleg Series" (сейчас их уже 15) - архивные записи, датирующиеся 1959-1966 годами и включающие уйму редких версий дилановской классики.
Момент: Bob Dylan "Don't Think Twice, It's All Right" (Demo)


№4
"Вопящие шедевры" (Gargandi snilld)

Кино: Еще один - не такой захваленный, но ничуть не менее занимательный - рок-док, пытающийся ответить на популярный в нулевых вопрос: откуда в маленькой и скромной Исландии столько больших и крутых артистов?
Музыка: Подобающе пестрая компиляция - достойный праймер на избранную тему: гранды калибра Бьорк (Björk) и Sigur Rós соседствуют с малоизвестными электронщиками и инди-группами.
Момент: Steindór Andersen & Sigur Rós "Á Ferð Til Breiðafjarðar"


№3
"Предложение" (The Proposition)

Кино: Брутальный, бескомпромиссный австралийский вестерн по сценарию дебютировавшего в этом амплуа Ника Кейва (в конце 1980-х он и режиссер "Предложения" Джон Хиллкоут вошли в число соавторов его первого фильма).
Музыка: Оригинальная формула, по которой были исполнены все будущие саундтреки Кейва и Уоррена Эллиса: чуть-чуть вокала, много скрипок - и 16 тонн экзистенциального мрака.
Момент: Nick Cave & Warren Ellis "Martha's Dream"


№2
"Сломанные цветы" (Broken Flowers)

Кино: Поздний Джармуш в лучшем виде: стареющий донжуан (Билл Мюррей в условно драматической роли) путешествует по Америке, гадая, кто из его бывших (Шерон Стоун? Тильда Суинтон? Джессика Лэнг?) могла родить ему сына.
Музыка: Упоительная коллекция гаражного рока, канонического соула, стоунер-метала и классики, на удивление органично объединяемая музыкой крестного отца эфиопского джаза Мулату Астатке.
Момент: Mulatu Astatke "Yekermo Sew"


№1
"Клиент всегда мертв" (Six Feet Under)

Шоу: Феноменально финишировавший 15 лет назад великий сериал HBO - о жизни, смерти и жизни после смерти в декорациях одного похоронного бюро в Лос-Анджелесе. Есть мнение, что эпоха расцвета не знающих запретных тем "сандэнсовских" трагикомедий случилась именно благодаря этому шоу.
Музыка: Вторая часть эклектичного и отличного саундтрека, где главные песни Нины Симон (Nina Simone) и Ирмы Томас (Irma Thomas) чередуются с раритетами Arcade Fire и Interpol. Кульминация - украсившая последние минуты шоу и остающаяся идеальным киномузыкальным моментом баллада Сии.
Момент: Sia "Breathe Me"


Зал славы "Целлулоида"

2005 - "Клиент всегда мертв" (Six Feet Under)
2006 - "Мария-Антуанетта" (Marie Antoinette)
2007 - "Однажды" (Once)
2008 - "Темный рыцарь" (The Dark Knight)
2009 - "Бесславные ублюдки" (Inglourious Basterds)
2010 - "Социальная сеть" (The Social Network)
2011 - "Древо жизни" (The Tree of Life)
2012 - "Джанго освобожденный" (Django Unchained)
2013 - "Великий Гэтсби" (The Great Gatsby)
2014 - "Исчезнувшая" (Gone Girl)
2015 - "Безумный Макс: Дорога ярости" (Mad Max: Fury Road)
2016 - "Ла-Ла Ленд" (La La Land)
2017 - "Малыш на драйве" (Baby Driver)
2018 - "Звезда родилась" (A Star Is Born)
2019 - "Чернобыль" (Chernobyl)

24.08.2020, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

САУНДТРЕК - свежие публикации: