C весны 2009 года на Звуках выходит "Целлулоид" - авторская колонка Сергея Степанова, рассказывающая о музыке в кино и кино в музыке. С декабря того же 2009-го публикуются итоговые топ-10 лучших саундтреков года, которых уже хватило на целый Зал славы с триумфаторами в диапазоне от тарантиновских "Бесславных ублюдков" до телевизионного "Чернобыля". Парализовавшая мировой кинопрокат пандемия - подходящий повод копнуть поглубже, подытожив аналогичными рейтингами остальные киногоды нулевых. Ну а чтобы было еще интереснее, по окончании этой ретроспективы (и 2020 года) "Целлулоид" выберет лучших из лучших - 21 выдающийся саундтрек XXI века.
Основные правила неизменны: в расчет идет только официально изданная (в каком угодном формате) музыка к фильмам и - в избранных случаях - сериалам, которые я смотрел. А посмотрел я за эти 20 с чем-то лет примерно пару сотен шоу и никак не меньше 2500 картин - всякий раз прислушиваясь к звучавшим с экранов мелодиям и песням и, откровенно говоря, не планируя останавливаться. Для начала вернемся в 2008 год, когда альбомный чарт Billboard умудрились на неделю возглавить аж три саундтрека: "Mamma Mia!", первых "Сумерек" и, страшно сказать, "Джуно".
Ни одного из них в нашем топ-10 нет (хотя у "Джуно" есть шанс на попадание в следующую десятку) - зато здесь есть Клинт Иствуд! Лучший режиссер среди кинозвезд был в 2008 году в особенно впечатляющей форме, выпустив сразу два отличных фильма, "Подмена" и "Гран Торино" (и отметившись на саундтреках к обоим). Это был год, когда на широких экранах дебютировали Мартин МакДона ("Залечь на дно в Брюгге") и киновселенная Marvel ("Железный человек"), но принадлежал 2008-й не супергерою, а суперзлодею - Джокеру в ураганном исполнении умершего за полгода до премьеры "Темного рыцаря" Хита Леджера. So here. we. go.
№10 "Прослушка" (The Wire)
Шоу: Любимый сериал Барака Обамы и составителей рейтингов лучших шоу в истории телевидения (где первенство "Прослушки" иногда оспаривают разве что "Клан Сопрано" с "Безумцами") - по-репортерски трезвый и дотошный взгляд на будни, проблемы и классовую иерархию отдельно взятого города (Балтимора).
Музыка: Вышедший под занавес шестилетнего забега "Прослушки" 80-минутный сборник, где его избранные диалоги и оригинальная музыка Блейка Ли (Blake Leyh) соседствуют с блюзом, хип-хопом и почему-то только четырьмя из пяти звучавших на начальных титрах версий уэйтсовской "Way Down in the Hole".
Момент: Tom Waits "Way Down in the Hole"
№9
"ВАЛЛ•И" (WALL•E)
Кино: Один из самых оригинальных - и визуально изобретательных - хитов анимационной студии Pixar: где-то постапокалиптическая драма, где-то космическая опера, а где-то и трогательная мелодрама о приключениях титульного робота-мусорщика.
Музыка: Выигравший пару "Грэмми" и номинированный на пару "Оскаров" эффективный саундтрек хронически обижаемого академиками Томаса Ньюмана (Thomas Newman), которому точечно ассистируют Луи Армстронг (Louis Armstrong), Питер Гэбриел и мюзикл "Хеллоу, Долли!"
Момент: Peter Gabriel "Down to Earth"
№8
"Пекло" (Sunshine)
Кино: Вышедший за год до его главного триумфа фильм Дэнни Бойла - мрачный психологический триллер об интернациональном экипаже космического корабля, надеющемся реанимировать умирающее солнце.
Музыка: Обнародованная с опозданием на полтора года коллаборация серийных соратников Бойла, композитора Джона Мерфи и электронщиков Underworld, в совместную работу которых удачно встряла песня группы I Am Kloot. Главная музыкальная тема "Пекла" пригодилась впоследствии десяткам рекламных роликов, трейлеров и других картин.
Момент: John Murphy "Sunshine (Adagio in D Minor)"
№7
"Рок-н-рольщик" (RocknRolla)
Кино: Фильм, который вернул миру выбравшегося из постели с Мадонной (Madonna) Гая Ричи, - остроумный боевик о лондонских гангстерах, русских олигархах, отпетых рокерах и всем остальном, чего стоило ждать от режиссера "Карт, денег..." и "Большого куша", с восходящими суперзвездами вроде Идриса Эльбы и Тома Харди в ролях второго плана.
Музыка: Лихая компиляция с уклоном в панк и гаражный рок: The Clash и Лу Рид (Lou Reed) передают эстафету The Hives и 22-20s (а, например, в сцене с участием полуголых братков звучит песня "Ex-Сектора Газа").
Момент: The Subways "Rock & Roll Queen"
№6
"Че" (Che)
Кино: Грандиозный не только в смысле хронометража (две части, свыше четырех часов) байопик аргентинского революционера и контркультурной иконы Че Гевары - один из самых недооцененных фильмов Стивена Содерберга и лучшая работа в карьере Бенисио дель Торо.
Музыка: Строгий и сдержанный, под стать режиссуре Содерберга и tour de force дель Торо, саундтрек Альберто Иглесиаса (Alberto Iglesias) - штатного композитора Альмодовара, здесь осваивающего не особенно свойственный ему диапазон, который подчеркивают две очень разные песни в концовках обеих частей.
Момент: Mercedes Sosa "Balderrama"
№5
"Подмена" (Changeling)
Кино: Предпоследний аккорд ударной пятилетки Клинта Иствуда, в "Подмене" напомнившего, какая превосходная драматическая актриса скрывается под ослепительной внешностью Анджелины Джоли, наигравшей на оскаровскую номинацию, закатывая истерики в роли матери пропавшего мальчика.
Музыка: Еще один аргумент в пользу непогрешимости тогдашнего Иствуда - его искусно балансирующий между академической музыкой и архивным джазом саундтрек, заработавший Клинту композиторскую номинацию на "Золотой глобус" (еще одну ему принесла по итогам того же 2008-го песня из "Гран Торино").
Момент: Clint Eastwood "Ride to School"
№4
"Вики Кристина Барселона" (Vicky Cristina Barcelona)
Кино: Один из лучших фильмов позднего Вуди Аллена - это и комедия, и драма, и любовное послание Барселоне, и любовный четырехугольник на века: занятые в нем Ребекка Холл, Скарлетт Йоханссон, Пенелопа Крус и Хавьер Бардем - один из самых фотогеничных актерских ансамблей на моей памяти.
Музыка: Идеально соответствующая открыточным красотам и соблазнительно-хмельному духу "Вики Кристины Барселоны" коллекция преимущественно инструментальных номеров в исполнении прославленных (Пако де Лусии, Хуана Серрано) и не очень фламенко-виртуозов.
Момент: Giulia y los Tellarini "Barcelona"
№3
"Миллионер из трущоб" (Slumdog Millionaire)
Кино: И снова Дэнни Бойл - с его покорившим планету и американскую Киноакадемию (восемь "Оскаров", включая самый главный) "маленьким фильмом, у которого все получилось". Вызывающе жизнеутверждающая драма о молодой любви и суровых секретах успеха в телеигре "Кто хочет стать миллионером?"
Музыка: Два из выигранных фильмом "Оскаров" получил индийский композитор А.Р. Рахман, награжденный за толковый перевод болливудских саундтреков на голливудский язык ("Лучшая оригинальная музыка") и зажигательные танцы на вокзальной станции ("Лучшая оригинальная песня" - хоть и не та).
Момент: A. R. Rahman & M.I.A. "O... Saya"
№2
"Залечь на дно в Брюгге" (In Bruges)
Кино: Остроумная, остросюжетная, отчаянно неполиткорректная и на удивление глубокая трагикомедия о двух ирландских наемниках (Колин Фаррелл и Брендан Глисон), ждущих дальнейших указаний вспыльчивого босса (Рэйф Файнс, все трое - на пике формы) в рождественском Брюгге.
Музыка: Необъяснимо обделенная вниманием работа Картера Беруэлла, написавшего музыку к 16 фильмам братьев Коэн, но своими самыми запоминающимися в этом веке мелодиями ("Фарго" все же вне конкуренции) украсившего режиссерский дебют Мартина МакДоны.
Момент: Carter Burwell "Thugs Passing in the Night"
№1
"Темный рыцарь" (The Dark Knight)
Кино: Середина трилогии Кристофера Нолана о Бэтмене - одна из главных удач супергеройского кино, вошедшая в историю как минимум дважды: великой ролью награжденного за нее посмертным "Оскаром" Хита Леджера и переписанными из-за "Темного рыцаря" правилами Киноакадемии, и по сей день извиняющейся за обиду, нанесенную когда-то Нолану.
Музыка: Коллаборация двух голливудских титанов Джеймса Ньютона Хауарда и Ганса Циммера - могучий сплав оркестрового пафоса и мрачной электроники (немец играл на струнных бритвенными лезвиями и сравнивал результат с записями своих земляков из Kraftwerk).
Момент: James Newton Howard & Hans Zimmer "Why So Serious?"
Зал славы "Целлулоида"
2008 - "Темный рыцарь" (The Dark Knight)
2009 - "Бесславные ублюдки" (Inglourious Basterds)
2010 - "Социальная сеть" (The Social Network)
2011 - "Древо жизни" (The Tree of Life)
2012 - "Джанго освобожденный" (Django Unchained)
2013 - "Великий Гэтсби" (The Great Gatsby)
2014 - "Исчезнувшая" (Gone Girl)
2015 - "Безумный Макс: Дорога ярости" (Mad Max: Fury Road)
2016 - "Ла-Ла Ленд" (La La Land)
2017 - "Малыш на драйве" (Baby Driver)
2018 - "Звезда родилась" (A Star Is Born)
2019 - "Чернобыль" (Chernobyl)
1935 – Родился Литтл Ричард - певец, пианист и композитор, который стоял у истоков рок-н-ролла »»
1966 – Родилась поп-звезда Патрисия Каас - мадемуазель, которая поет блюз и любима в России едва ли не больше, чем в родной Франции »»
Johnny PATE (1923)
Little RICHARD (1932)
Art DAVIS (1934)
J.J. CALE (1938)
Хосе КАРРЕРАС (1946)
Andy KIM (1946)
Keri HILSON (1982)