C весны 2009 года на Звуках выходит "Целлулоид" - авторская колонка Сергея Степанова, рассказывающая о музыке в кино и кино в музыке. С декабря того же 2009-го публикуются итоговые топ-10 лучших саундтреков года, которых уже хватило на целый Зал славы с триумфаторами в диапазоне от тарантиновских "Бесславных ублюдков" до телевизионного "Чернобыля". Парализовавшая мировой кинопрокат пандемия - подходящий повод копнуть поглубже, подытожив аналогичными рейтингами остальные киногоды нулевых. Ну а чтобы было еще интереснее, по окончании этой ретроспективы (и 2020 года) "Целлулоид" выберет лучших из лучших - 21 выдающийся саундтрек XXI века.
Основные правила неизменны: в расчет идет только официально изданная (в каком угодном формате) музыка к фильмам и - в избранных случаях - сериалам, которые я смотрел. А посмотрел я за эти 20 с чем-то лет примерно пару сотен шоу и никак не меньше 2500 картин - всякий раз прислушиваясь к звучавшим с экранов мелодиям и песням и, откровенно говоря, не планируя останавливаться. Для начала вернемся в 2008 год, когда альбомный чарт Billboard умудрились на неделю возглавить аж три саундтрека: "Mamma Mia!", первых "Сумерек" и, страшно сказать, "Джуно".
Ни одного из них в нашем топ-10 нет (хотя у "Джуно" есть шанс на попадание в следующую десятку) - зато здесь есть Клинт Иствуд! Лучший режиссер среди кинозвезд был в 2008 году в особенно впечатляющей форме, выпустив сразу два отличных фильма, "Подмена" и "Гран Торино" (и отметившись на саундтреках к обоим). Это был год, когда на широких экранах дебютировали Мартин МакДона ("Залечь на дно в Брюгге") и киновселенная Marvel ("Железный человек"), но принадлежал 2008-й не супергерою, а суперзлодею - Джокеру в ураганном исполнении умершего за полгода до премьеры "Темного рыцаря" Хита Леджера. So here. we. go.
№10 "Прослушка" (The Wire)
Шоу: Любимый сериал Барака Обамы и составителей рейтингов лучших шоу в истории телевидения (где первенство "Прослушки" иногда оспаривают разве что "Клан Сопрано" с "Безумцами") - по-репортерски трезвый и дотошный взгляд на будни, проблемы и классовую иерархию отдельно взятого города (Балтимора).
Музыка: Вышедший под занавес шестилетнего забега "Прослушки" 80-минутный сборник, где его избранные диалоги и оригинальная музыка Блейка Ли (Blake Leyh) соседствуют с блюзом, хип-хопом и почему-то только четырьмя из пяти звучавших на начальных титрах версий уэйтсовской "Way Down in the Hole".
Момент: Tom Waits "Way Down in the Hole"
№9
"ВАЛЛ•И" (WALL•E)
Кино: Один из самых оригинальных - и визуально изобретательных - хитов анимационной студии Pixar: где-то постапокалиптическая драма, где-то космическая опера, а где-то и трогательная мелодрама о приключениях титульного робота-мусорщика.
Музыка: Выигравший пару "Грэмми" и номинированный на пару "Оскаров" эффективный саундтрек хронически обижаемого академиками Томаса Ньюмана (Thomas Newman), которому точечно ассистируют Луи Армстронг (Louis Armstrong), Питер Гэбриел и мюзикл "Хеллоу, Долли!"
Момент: Peter Gabriel "Down to Earth"
№8
"Пекло" (Sunshine)
Кино: Вышедший за год до его главного триумфа фильм Дэнни Бойла - мрачный психологический триллер об интернациональном экипаже космического корабля, надеющемся реанимировать умирающее солнце.
Музыка: Обнародованная с опозданием на полтора года коллаборация серийных соратников Бойла, композитора Джона Мерфи и электронщиков Underworld, в совместную работу которых удачно встряла песня группы I Am Kloot. Главная музыкальная тема "Пекла" пригодилась впоследствии десяткам рекламных роликов, трейлеров и других картин.
Момент: John Murphy "Sunshine (Adagio in D Minor)"
№7
"Рок-н-рольщик" (RocknRolla)
Кино: Фильм, который вернул миру выбравшегося из постели с Мадонной (Madonna) Гая Ричи, - остроумный боевик о лондонских гангстерах, русских олигархах, отпетых рокерах и всем остальном, чего стоило ждать от режиссера "Карт, денег..." и "Большого куша", с восходящими суперзвездами вроде Идриса Эльбы и Тома Харди в ролях второго плана.
Музыка: Лихая компиляция с уклоном в панк и гаражный рок: The Clash и Лу Рид (Lou Reed) передают эстафету The Hives и 22-20s (а, например, в сцене с участием полуголых братков звучит песня "Ex-Сектора Газа").
Момент: The Subways "Rock & Roll Queen"
№6
"Че" (Che)
Кино: Грандиозный не только в смысле хронометража (две части, свыше четырех часов) байопик аргентинского революционера и контркультурной иконы Че Гевары - один из самых недооцененных фильмов Стивена Содерберга и лучшая работа в карьере Бенисио дель Торо.
Музыка: Строгий и сдержанный, под стать режиссуре Содерберга и tour de force дель Торо, саундтрек Альберто Иглесиаса (Alberto Iglesias) - штатного композитора Альмодовара, здесь осваивающего не особенно свойственный ему диапазон, который подчеркивают две очень разные песни в концовках обеих частей.
Момент: Mercedes Sosa "Balderrama"
№5
"Подмена" (Changeling)
Кино: Предпоследний аккорд ударной пятилетки Клинта Иствуда, в "Подмене" напомнившего, какая превосходная драматическая актриса скрывается под ослепительной внешностью Анджелины Джоли, наигравшей на оскаровскую номинацию, закатывая истерики в роли матери пропавшего мальчика.
Музыка: Еще один аргумент в пользу непогрешимости тогдашнего Иствуда - его искусно балансирующий между академической музыкой и архивным джазом саундтрек, заработавший Клинту композиторскую номинацию на "Золотой глобус" (еще одну ему принесла по итогам того же 2008-го песня из "Гран Торино").
Момент: Clint Eastwood "Ride to School"
№4
"Вики Кристина Барселона" (Vicky Cristina Barcelona)
Кино: Один из лучших фильмов позднего Вуди Аллена - это и комедия, и драма, и любовное послание Барселоне, и любовный четырехугольник на века: занятые в нем Ребекка Холл, Скарлетт Йоханссон, Пенелопа Крус и Хавьер Бардем - один из самых фотогеничных актерских ансамблей на моей памяти.
Музыка: Идеально соответствующая открыточным красотам и соблазнительно-хмельному духу "Вики Кристины Барселоны" коллекция преимущественно инструментальных номеров в исполнении прославленных (Пако де Лусии, Хуана Серрано) и не очень фламенко-виртуозов.
Момент: Giulia y los Tellarini "Barcelona"
№3
"Миллионер из трущоб" (Slumdog Millionaire)
Кино: И снова Дэнни Бойл - с его покорившим планету и американскую Киноакадемию (восемь "Оскаров", включая самый главный) "маленьким фильмом, у которого все получилось". Вызывающе жизнеутверждающая драма о молодой любви и суровых секретах успеха в телеигре "Кто хочет стать миллионером?"
Музыка: Два из выигранных фильмом "Оскаров" получил индийский композитор А.Р. Рахман, награжденный за толковый перевод болливудских саундтреков на голливудский язык ("Лучшая оригинальная музыка") и зажигательные танцы на вокзальной станции ("Лучшая оригинальная песня" - хоть и не та).
Момент: A. R. Rahman & M.I.A. "O... Saya"
№2
"Залечь на дно в Брюгге" (In Bruges)
Кино: Остроумная, остросюжетная, отчаянно неполиткорректная и на удивление глубокая трагикомедия о двух ирландских наемниках (Колин Фаррелл и Брендан Глисон), ждущих дальнейших указаний вспыльчивого босса (Рэйф Файнс, все трое - на пике формы) в рождественском Брюгге.
Музыка: Необъяснимо обделенная вниманием работа Картера Беруэлла, написавшего музыку к 16 фильмам братьев Коэн, но своими самыми запоминающимися в этом веке мелодиями ("Фарго" все же вне конкуренции) украсившего режиссерский дебют Мартина МакДоны.
Момент: Carter Burwell "Thugs Passing in the Night"
№1
"Темный рыцарь" (The Dark Knight)
Кино: Середина трилогии Кристофера Нолана о Бэтмене - одна из главных удач супергеройского кино, вошедшая в историю как минимум дважды: великой ролью награжденного за нее посмертным "Оскаром" Хита Леджера и переписанными из-за "Темного рыцаря" правилами Киноакадемии, и по сей день извиняющейся за обиду, нанесенную когда-то Нолану.
Музыка: Коллаборация двух голливудских титанов Джеймса Ньютона Хауарда и Ганса Циммера - могучий сплав оркестрового пафоса и мрачной электроники (немец играл на струнных бритвенными лезвиями и сравнивал результат с записями своих земляков из Kraftwerk).
Момент: James Newton Howard & Hans Zimmer "Why So Serious?"
Зал славы "Целлулоида"
2008 - "Темный рыцарь" (The Dark Knight)
2009 - "Бесславные ублюдки" (Inglourious Basterds)
2010 - "Социальная сеть" (The Social Network)
2011 - "Древо жизни" (The Tree of Life)
2012 - "Джанго освобожденный" (Django Unchained)
2013 - "Великий Гэтсби" (The Great Gatsby)
2014 - "Исчезнувшая" (Gone Girl)
2015 - "Безумный Макс: Дорога ярости" (Mad Max: Fury Road)
2016 - "Ла-Ла Ленд" (La La Land)
2017 - "Малыш на драйве" (Baby Driver)
2018 - "Звезда родилась" (A Star Is Born)
2019 - "Чернобыль" (Chernobyl)
1947 – Родился Дэвид Боуи - певец, композитор и музыкант, известный не только разным цветом глаз, но и чрезвычайным стилевым разнообразием своего творчества. До 1967 г. выступал под собственным именем - Дэвид Джонс »»
1963 – Родился лидер группы "Аукцыон", музыкант и композитор Леонид Федоров »»
Luther PERKINS (1928)
Elvis PRESLEY (1935)
Shirley BASSEY (1937)
Robby KRIEGER (1946)
David BOWIE (1947)
Terry SYLVESTER (1947)
Леонид ФЕДОРОВ (1963)
Екатерина КАРИНИНА (1970)
Jenny LEWIS (1976)