Lorenzo Senni "Scacco Matto" (Warp Records)
Итальянец дебютировал на Warp Records уже давно, но на запись альбома ушло целых четыре года – предыдущий лонг-плей, "Superpositions", вышедший на Boomkat Editions в 2014-м был как будто в прошлой жизни. По большому счету, всё, что мы слышим на "Scacco Matto", было уже на многочисленных ЕР, но здесь этот неотранс с ультрасовременным звуком (по тембральной палитре это уже почти EDM) наконец облечен в крупную форму. Самая удивительная черта Сенни в том, что обходясь почти без ударных, он ухитряется делать музыку на удивление танцевальную и прямо-таки рейверскую. Функцию бочки берет на себя упругий бас, а роль перкуссии выполняют резкие и громкие стаккато-синтезаторы. Ну а заканчиваются эти "танцы в лазерном дыму" наивно-ностальгическим номером "Think Big", где мелодии заставляют вспоминать уже не девяностые, а восьмидесятые.
Squarepusher "Lamental" (Warp Records)
Как это нередко бывает, послесловие к альбому получилось у Тома Дженкинсона (Tom Jenkinson) даже интереснее, чем сам альбом. 25-минутная ЕР звучит мягче, спокойнее и как-то субъективно красивее. Начинается пластинка с ностальгического рейв-ретроградства я прямой бочкой (тут вспоминается чуть ли не ранний Jonny L), продолжается парой синтезаторных зарисовок и заканчивается сразу двумя версиями хита "Midi Sans Frontiers", эпического "медляка", достойного финальных титров голливудского фильма. Вещь эта уже выходила отдельным цифровым релизом 4 года назад (а записана она была по случаю первого референдума о брекзите), но здесь смотрится как бриллиант в короне.
Boxcutter "Béaloideas" (Kinnego Records)
Карьера Барри Линна (Barry Linn) пошла по какой-то странной траектории – лет 10-15 назад он считался суперперспективным, издавался на Planet Mu и играл, страшно сказать, дабстеп (пусть и не в чистом виде). Теперь он ушел куда-то глубоко в нишу, издает свои пластинки сам и исследует самые разные территории от эмбиента до вейпорвейва, докапываясь в этом поиске до каких-то сакральных глубин – что ни альбом, то шедевр. В этом смысле "Béaloideas" – не исключение. По звуку пластинка расположилась где-то на полпути между Squarepusher'ом времен "Hard Normal Daddy" и ранними Black Dog (кажется, линию "Bytes" и "Temple of Transparent Balls" давно никто не продолжал, вот и получайте). В клавишах много космоса и влияний детройтского техно с легким привкусом джаза, ритм-секция построена на сэмплированных брейках, звуках старых драм-машин и совершенно джазовой бас-гитаре, звучащей так, словно на ней играет Том Дженкинсон. Сыграно всё это с каким-то феноменальным чувством стиля и баланса. Про такое хочется сказать "instant classic", но пластинка настолько выбивается из текущего контекста, что наверняка пройдет ниже радаров. А жаль!
Ital Tek "Outland" (Planet Mu)
Бывший однокашник Boxcutter'а по Planet Mu и коллега по интеллектуальному пост-дабстепу сохранил прописку на влиятельном лейбле, но звучание своё тоже изменил почти до неузнаваемости. Если на прошлом альбоме Алан Майсон (Alan Myson) исследовал территории мрачных постиндустриальных саундтреков а-ля Трент Резнор (Trent Reznor), то теперь заинтересовался тем, что другой его коллега Venetian Snares метко охарактеризовал как "traditional synthesizer music". На "Outland" мы слышим мелодичные и абсолютно классические по форме (настолько, что "Open Heart" звучит как ripoff "Лунной сонаты") синтезаторные пьесы, ближайшими ориентирами для которых оказываются Алессандро Кортини (Alessandro Cortini) и Катерина Барбьери (Caterina Barbieri). Конечно, Майсон не был бы собой, если бы время от времени не норовил придавить слушателя тяжеленными битом и басом, но даже это не лишает альбом ощущения воздуха и высоких сводов над головой.
Sunken Foal "Hexose" (Countersunk)
Данкан Мерфи (Duncan Murphy) тоже когда-то был клиентом Planet Mu, но дело было в далеком 2008-м и долго этот союз не продлился. Мерфи продолжил играть вроде бы немодный IDM, открыл у себя в Дублине лейбл и промо-группу Countersunk и развернул бурную деятельность, выпуская примерно по пластинке в год, как сольно, так и в разного рода дуэтах и коллаборациях. При этом Мерфи – совсем не из консерваторов, звучание у него современное и цифровое, с обилием к мельчайшим деталям и тщательной проработкой акустического пространства. А IDM в его понимании – совсем не та музыка, что издавалась, к примеру, на Merck или Toytronic, не говоря о раннем Warp. Более экспериментальные вещи выдержаны в эстетике Editions Mego (вспоминаются чуть ли не Second Woman), более мелодичные напоминают поздних Plaid, c которыми Данкана роднит умение собрать цепкую мелодию из совсем, казалось, бы алогичного набора звуков.
Norken & Nyquist "Synchronized Minds" (Not On Label)
Norken "Galaxy Driven" (Not On Label)
Сверхплодовитый британец Ли Норрис (Lee Norris), известный также по Metamatics, Autumn Of Communion, Nacht Plank и множеству других проектов, решил опубликовать сразу два альбома своей чуть более танцевальной ипостаси. Строго говоря, оба релиза (первый из которых – дуэт с Фрэнком Рампелтом, а второй – сольный) – это компиляции, практически весь материал уже выходил на виниле на многочисленных ЕР. Но собрать всё это вместе, что называется, дорогого стоит. Стилистически Norken обитает где-то между дип-хаусом, максимально легким и воздушным детройтским техно, а также брейкбитом и электро. При этом "начинка" у этой музыки всё равно глубоко интеллигентская. При современном HD-звуке и наличии внешних признаков клубных жанров, нацелено всё это не на посетителей Berghain, а скорее на любителей старого Warp, Карла Крейга (Carp Craig) и Кирка ДеДжорджио (Kirk DeGiorgio). Из двух сборников мне, пожалуй, более по душе первый – тут треки в целом помелодичней, да и игриво-свингованный бит чудо как хорош. Ну а главное, без прекрасной вещи "Imago", одного из главных электронных хитов последнего времени, вышедшего в прошлом году на лимитированной семидюймовке в Исландии, тут тоже не обошлось.
Maserati "Enter The Mirror" (Temporary Residence Limited)
Квартет из Атланты – редкая по нашим временам группа с собственным, ни на кого не похожим звучанием. Ингредиенты вроде бы все знакомые (спейс-электроника, танцевальный бит и тяжелые пост-роковые гитары), но вот уже много лет группа остается единственными в мире носителем этого знания. Выдержав пятилетнюю паузу, Maserati вернулись, основательно подкачав за это время каждую из своих музыкальных мышц. Синтезаторы стали еще эпичнее, бит – еще энергичнее, а гитары – еще тяжелее. Вдобавок, в коктейль на постоянной основе добавился вокодерный вокал. В результате, начинается альбом как Джорджио Мородер (Giorgio Moroder), решивший поджемовать с Брайаном Мэем (Brian May), но к третьему треку воображаемый Мэй удаляется, а на его место заступают Judas Priest. Получается натуральный олдовый хард-н-хеви с вокодерами и арпеджиаторами. Причем сыгранный не с пост-модернисткой ухмылочкой а-ля Blanck Mass, а со всей серьезностью. Нужно ли добавлять, что получилось СВЕЖО?
Buspin Jieber "V.H.S. Volcanic Harmonic Sounds" (Touched Music)
Гудмундур Гудмундсон (Gudmundur Gudmundsson) – давний резидент Touched Music, где издавал IDM под именем Murya. В synthwave-ипостаси Buspin Jieber он выпустил несколько ЕР на исландском нет-лейбле, но "V.H.S." – формально первый его альбом. Разумеется, первая ассоциация, возникающая при прослушивании этой записи – Com Truise. Тот же заторможенный диско-бит в темпе меньше ста ударов в минуту, те же синтезаторные ходы под восьмидесятые, тот же кассетный лоу-фай звук. Но если американец в последнее время явно страдает от недостатка идей, то у его исландского коллеги наоборот есть свежий взгляд на возрождение 80-х. То бочку трансовую в этот туманно-ностальгический ретро-звук впишет, то нервический кислотный запил.
Nathan Fake "Blizzards" (Cambria Instruments)
К пятому альбом экс-резидент Ninja Tune и протеже Джеймса Холдена (James Holden), кажется, наконец нащупал баланс между разными своими ипостасями. Синкопированные тек-хаус танцы с эпизодическими рейдами на территорию ломаных ритмов, аутсайдерский кассетно-синтезаторный лоу-фай и мелодичный до наивности IDM Натан каким-то образом объединил даже не просто в одном альбоме, а в каждом из треков. На выходе наконец получилось что-то сравнимое с его прекрасным дебютным диском "Drawning In The Sea Of Love", пусть и сильно смещенное в сторону модного звука. "North Brink", "Ezekiel", "Eris & Dysnomia", да и не только они – всё это звучит ярко, привязчиво и как-то неизбито, при этом почерк Фейка узнается буквально по паре нот.
Leif "Music For Screen Tests" (Whities)
За лейблом Whities в последнее время нужно следить особенно пристально, а уж за выходящими там альбомами (лейбл все же ориентирован скорее на короткие формы) – тем паче. "Music For Screen Tests" (саундтрек к одноименному фильму Энди Уорхола, записанный специально к показу в лондонском Barbican Centre) – уже второй полнометражный релиз Лифа Ноулза (Leif Knowles) и первый, где британец играет уже стопроцентный эмбиент. 55-минутный нон-стоп, записанный одним треком, условно поделен на 11 частей, каждая из которых соответствует одному из эпизодов фильма. И если саундтреки к драматическому кино всё же сложно слушать без привязки к видеоряду (слишком довлеет структура действия, длина сцен и т.д.), то здесь музыка самодостаточна. Это почти статический эмбиент-минимализм в духе лейбла 12k – здесь нет какой-то мелодико-гармонической драматургии, а есть чередование изолированных нот, висящих в пустоте аккордов, шумов и электронной перкуссии, которое вместе дает неожиданно цельную и приятную картину.
Maria Teriaeva "Conservatory Of Flowers" (Hidden Harmony)
Второй соло-альбом Марии Теряевой, главной в Москве энтузиастки модульных синтезаторов Дон Буклы. Проблема нынешней модульной сцены в том, что чаще всего на этих синтезаторах исполняют или совсем уже шумовой импров (который хорош живьем, но многое теряет в записи), или же какую-то конвенциональную электронику (условное техно), для которого использование модуляров – очевидная пальба из пушек по воробьям, всё же модульные машины – особый тип инструментов, который хорошо раскрывается лишь в определенных жанрах. В этом смысле Маша как раз умело обходит подводные камни и идет скорее по стопам Кейтлин-Аурелии Смит (Kaitlyn Aurelia Smith). "Conservatory Of Flowers" привлекает балансом между сложностью (хитросплетением секвенций и затейливыми ритмическими рисунками в духе Мортона Суботника), грувом (это совсем не абстрактный авангард, а музыка ритмичная, местами почти танцевальная) и "музыкальностью" – в этом полотне то духовой инструмент прорежется с простой мелодией, то зазвучит нашинкованный вокал в духе Холли Херндон (Holly Herndon), то синтезаторное журчание вдруг сложится в какую-то совсем уже умиротворенную, почти нью-эйджевую гармонию.
Anton Kubikov "Waitness" (Not On Label)
Антон Кубиков, довольно долго занимавшийся главным образом клубной музыкой, в последнее время увлекся эмбиентом и выпускает уже второй home-listening альбом. Строго говоря, эмбиент-пьес в чистом виде на "Waitness" не так и много, чаще это скорее абстрактный даб, где клавиши, синтетическая перкуссия из шороха, шелеста и позвякивание, а также ненавязчивый бит погружены в долгое "нелинейное" эхо. Ближайший ориентир для сравнения – Vladislav Delay времен "The Four Quarters". В итоге, вышло, кажется, даже интереснее, чем предыдущий диск "Whatness".
Fluctuosa "Carbon Chauvinism" (Sitdownandance)
Arketip "Bu Her Şey Neler Neler" (Sitdownandance)
Напоследок – пара релизов с замечательного стамбульского лейбла Sitdownandance. Широкой публике он не слишком известен, и это большое упущение. В апреле новыми релизами отметились оба руководителя Sitdownandance, Салих Топуз (Salih Topuz) aka Arketip и Доукан Аджар (Doğukan Acar) aka Fluctuosa, и эти два альбома отлично описывают матрицу лейбла. Fluctuosa играет скоростной эйсид по заветам Ceephax и Kosmik Kommando, чаще тревожный, если не сказать "мятежный", на фоне которого резко выделяется сногсшибательный эйфорический рейв-хит "Fine-Tuned Universe". Салих исследует территорию где-то между электро, skweeee (который, как оказывается, могут играть не только скандинавы) и этаким "старорежимным IDM" в духе лейбла Musik Aus Strom или более динамичных вещей Gescom. Снизу увесистые, но быстрые ударные, сверху – лаконичные мелодии и пэды, а баса как будто и нет вовсе.
1940 – Фрэнк Винсент Заппа - американский композитор, певец, гитарист, сатирик и режиссер - родился в Балтиморе. За свою 33-летнюю музыкальную карьеру Заппа выпустил более 60 альбомо - сольных и в составе своей группы The Mothers of Invention. Лауреат премии Grammy »»
1946 – Родился Карл Уилсон - один из основателей серф-группы Beach Boys »»
Steve ALLEN (1921)
Frank ZAPPA (1940)
Carla THOMAS (1942)
Reinhard MEY (1942)
Walter WASHINGTON (1943)
Albert LEE (1943)
Martin BELMONT (1948)
Betty WRIGHT (1953)
Алексей РЫБИН (1960)