Просто удивительно, сколько больших музыкантов, певцов, композиторов родилось именно в этот день - 21 марта. Юбилейные даты связаны с именами эстонского певца Георга Отса, знаменитого одессита Лазаря Иосифовича Вайсбейна, более известного как Леонид Утесов...
Однако есть юбилей, который отмечают во всем мире: 335 лет назад в маленьком тюрингском городке Эйзенах в Германии появился на свет один из величайших музыкантов всех времен - Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach).
Когда об этом органисте, канторе говорят, что он является представителем эпохи барокко, понимающие люди возмущаются. Гений не может представлять одну эпоху: он шире, чем любая эпоха . В Бахе заложено то, чем питалась и продолжает питаться музыка нескольких веков.
Иоганн Себастьян Бах родился в тюрингском городе Эйзенах, расположившемся между взгорьями Хайнигского национального парка и Тюрингенского Леса. Он стал младшим и восьмым ребенком в семействе профессионального музыканта Иоганна Амброзиуса Баха - всего фамилия Бах насчитывает пять поколений профессиональных музыкантов и композиторов.
Иоганн Бах с детства пел в церковном хоре; любовь к музыке ему привил отец, игравший в церкви на скрипке. Однако юному Иоганну Себастьяну пришлось достаточно рано повзрослеть и пробивать себе дорогу в жизнь самостоятельно: в 10 лет он стал круглым сиротой. Его взял под свое крыло старший брат Иоганн Кристоф, служивший церковным органистом при Санкт-Михаэлис-кирхе в Ордруфе.
В 1700-1703 годах Иоганн Себастьян учился в школе церковных певчих в Люнебурге. Он много путешествовал и создавал свои первые произведения для органа и клавира под впечатлением от работ лучших музыкантов своего времени.
В 1703 году Бах работал в Веймаре в качестве придворного скрипача, в 1703-1707 годах ‒ церковным органистом в Арнштадте, затем с 1707 года по 1708 год — в Мюльхазенской церкви. В одном лишь Арнштадте Бах написал более 30 органных произведений, каприччио, кантат и сюит.
В 1708 году композитор вернулся в Веймар, где стал придворным музыкантом у герцога Веймарского. В этот период он создал множество произведений: хоральные прелюдии, органную токкату и фугу ре-минор, пассакалью до-минор. С 1708 по 1717 год он написал более 20 кантат и произведений для клавира.
В 1717-1723 годах Бах служил у герцога Анхальт-Кетенского Леопольда в Кетене. Здесь были написаны три сонаты и три партиты для скрипки соло, шесть сюит для виолончели соло, Английские и Французские сюиты, шесть Бранденбургских концертов для оркестра. И, разумеется, знаменитый сборник "Хорошо темперированный клавир".
В ту эпоху мастерство композитора и придворного музыканта оплачивалось крайне скудно: Игоанн Себастьян Бах часто вынужден был заниматься преподаванием и регентством, много писал на заказ. В 1736 году он получил от дрезденского двора титул королевско-польского и саксонского курфюрстского придворного композитора. Это годы расцвета его мастерства, когда были созданы известные на весь мир духовные кантаты (до нас дошло порядка 200), "Магнификат" (1723), мессы, в том числе бессмертная "Высокая месса" си-минор (1733), "Страсти по Матфею" (1729); светские кантат (среди них — комические "Кофейная" и "Крестьянская"); произведения для органа, оркестра, клавесина, среди последних – "Ария с 30 вариациями" ("Гольдберг-вариации", 1742). В 1747 году Бах написал цикл пьес "Музыкальные приношения", посвященный прусскому королю Фридриху II. Последней работой композитора стало произведение "Искусство фуги" (1749-1750) – 14 фуг и 4 канона на одну тему.
Трудная жизнь Баха закончилась в болезнях, бедности и в пренебрежении его музыкой. Спустя полвека человечество начало заново открывать его величие. Высказывание великого Гёте об органной музыке Баха весьма красноречиво свидетельствует о настроениях того времени: "Музыка Баха – это беседа вечной гармонии с самой собой, она подобна Божественной мысли перед сотворением мира".
В основном композитор создавал инструментальные произведения. Вокальные произведения композитора начали звучать после исторического исполнения Страстей по Матфею под управлением Феликса Мендельсона (это произошло в Берлине в 1829, в сотую годовщину первого исполнения Страстей в Лейпцигской церкве св. Фомы).
Lou ADLER (1933)
Ted NUGENT (1948)
Lurrie BELL (1958)
Hideto MATSUMOTO (1964)
Nick MCCARTHY (1974)
Марина ДЕВЯТОВА (1983)
Taylor SWIFT (1989)