В 2019 году во всем мире отмечается столетие терменвокса - единственного в мире инструмента, играть на котором можно, не прикасаясь к нему руками. Этот волновой прибор был изобретен в России в 1919 году физиком Львом Сергеевичем Терменом, благодаря которому наша страна навсегда останется синонимом инноваций в области электромузыкальных инструментов. Однако играют на терменвоксе преимущественно специалисты и энтузиасты. Это удивительный девайс совершенно завораживает слушателя как необычным "космическим" звуком, так и сопровождающими игру магическими пассами исполнителя.
Благодаря наследникам Льва Термена ситуация начинает меняться: терменвокс перестает быть экзотикой. 14 сентября в мире был зафиксирован рекорд Гиннеса в честь юбилея терменвокса - в японском городе Кобе состоялось выступление самого большого ансамбля терменвоксов в форме матрёшки. В нем приняли участие 289 музыкантов. Почему это произошло именно в Японии и как отмечают большую дату на родине инструмента, Звукам рассказал правнук изобретателя и руководитель Школы терменвокса - Петр Термен.
- Терменвокс — это не только новая грань мира, прямой контакт со звуком через свободные движения рук, - говорит Петр. - Это инструмент, который помогает раскрыть собственный музыкальный голос, почувствовать себя в звуке.
Звуки: Петр, я бы хотела начать с терменвокса как наследия вашей семьи. Оркестр терменвоксов - это, по сути, способ активного сохранения и развития традиции?
Петр Термен: Самый первый в истории оркестр терменвоксов был создан самим Львом Терменом, выступление состоялось в 1932-м году в Карнеги-холле в Нью-Йорке. Это, в первую очередь, интересный звуковой эксперимент, - на мой взгляд, очень перспективный и полный новых возможностей.
Звуки: Вы можете рассказать историю того, первого, оркестра?
Петр: Лев Термен собрал два оркестра - оркестр терменвоксов и электромузыкальный оркестр, состоящий из инструментов, созданных им. Они играли программу академической музыки. Мы в Школе терменвокса тоже экспериментируем в таком формате - два года назад собирался Московский оркестр терменвоксов из учеников Школы на фестивале Geek Picnic, а в мае этого года мы впервые выступили Московским ансамблем матрёминов на Красной площади.
Звуки: А вообще много в мире сообществ любителей терменвокса?
Петр: Очень! В Европе и Америке есть исполнители которые дают уроки и периодически проводятся слеты любителей терменвокса. Но наибольшее распространение терменвокс сейчас получил в Японии.
Звуки: Эти сообщества как-то центрально управляются, есть ли официальная школа терменвокса?
Петр: По поводу сообществ - терменвоксом занимаются люди в разных странах мира, благодаря интернету и он тоже достиг глобализации. Но существует некоторый хаос и отсутствие понимания - как играть на терменвоксе, что это такое.
На данный момент есть две Школы терменвокса - в России и Японии, там не только обучают игре на терменвоксе, но и стараются привить определенное культуру, понимание, отношение к инструменту.
Звуки: У вас есть какое-то объяснение, почему именно в Японии?
Петр: В случае с японским оркестром - он состоит из "матрёминов" - терменвоксов с одной антенной в корпусе русской матрёшки. Такую версию инструмента придумал Масами Такеучи в 1999 году и сумел сделать ее очень популярной - в мире более 5000 владельцев матрёминов и несколько ансамблей.
На матрёмине проще играть, так как играют сидя и нет управления громкостью. Это все работа Масами Такеучи, рекорд Гиннеса - это его идея и его мечта. Первый рекорд его ансамбль установил в 2013 году.
Звуки: Наверно, такие проекты невозможны без истинной страсти.
Петр: Конечно, это всецело заслуга Масами Такеучи , его организаторского дара, его прекрасной концепции. Его целью было сделать терменвокс популярным, сделать своего рода поп-проект.
Матрёшка - несмотря на свою узнаваемую пренадлежность к России, - имеет японские корни и очень популярна в Японии. Я думаю, что ее даже лучше понимают в Японии, чем в России. Поэтому идея подарить ей голос, голос, который индивидуален и как бы является звучащим внутренним голосом человека, оказалось очень удачной и хорошо работает. В то же время, формат ансамблей и оркестров создает коммьюинити, дает многим людям, занимающимся этим как хобби, возможность выступать публично и получать удовольствие от совместного исполнения, общения и проектов.
Это то, что обыкновенно отсутствует в терменвоксе. На классическом терменвоксе сложнее играть и многие люди просто шумят и уже называют это игрой. А те, кто научились как-то играть мелодией, обыкновенно не очень расположены к общению с собратьями по цеху.
Поэтому мне кажется, что матрёмин - это очень социальный инструмент. А то, что это упрощенная версия, дает возможность играть большему количеству людей, которые со временем могут учиться играть на классическом терменвоксе.
Звуки: Вы с японцами обмениваетесь опытом, играете вместе?
Петр: Разумеется. В этом году в честь 100-летия инструмента Масами приезжал в Санкт-Петербург и участвовал в первом круглом столе Санкт-Петербургского общества терменвокса в Шереметевском дворце.
Общество организовано нашей семьей для того, чтобы способствовать правильному позиционированию и пониманию терменвокса, членами общества является и Масами Такеучи, Дорит Крайслер, создатель Нью-Йоркского общества терменвокса, а также ведущий академический европейский терменвоксист Торвальд Юргенсен.
Насколько я понимаю, в этот раз были впервые участники не из Японии - наша семья , греческий композитор Мариос Элия и терменвоксистка из Петербурга.
Звуки: Расскажите о последнем рекорде - вы ведь сейчас как раз вернулись из Японии, где он был установлен?
Петр: Этот рекорд посвящен 100-летию инструмента (1919-1920). И по приглашению Масами наша семья (Наталья Термен, Маша Термен и я) приехали для участия в рекорде и выступлений в разных городах Японии - у нас прошли концерты в Кобе, несколько концертов в Йокогаме и Токио.
Звуки: А как отмечают столетний юбилей в России?
Петр: Как я уже упоминал, в начале года мы организовали совместное выступление с учениками Масами в Санкт-Петербурге в Шереметевском дворце и провели круглый стол "Терменвокс 100", посвященный проблемам развития и обучения на инструменте.
Помимо этого, состоялась серия концертов в разных городах, посвященная столетию, - "Терменвокс и орган": в концертах принимают участие Наталья Термен и я. После приезда в Россию мы планируем продолжить.
Впервые выступил Московский ансамбль матрёминов, будем развивать этот проект. Мы презентовали этот проект на Красной площади - нам показалось хорошим началом работы ансамбля выступить с матрёшками именно там. Я, правда, играл на терменвоксе.
Помимо этого, мы планируем регулярную деятельность Санкт-Петербургского общества терменвокса в формате круглых столов и выступлений.
Звуки: Как и где можно научиться играть на терменвоксе, и какие есть возможности у исполнителей, которые выбрали для себя этот инструмент?
Петр: Как раз в эти дни, сразу по возвращении из Японии, я запускаю курс для начинающих "Theremin, go!": в Москве - с 23 по 26 сентября, в Петербурге - с 30 сентября по 3 октября. Это без преувеличения отличный способ начать свои взаимоотношения с терменвоксом, получить базовые навыки и знания. Курс будет интересен как музыкантам, так и тем, для кого терменвокс может стать первым музыкальным инструментом.
Вообще, часто бывает, что приходят люди, никогда прежде не занимавшиеся музыкой и у них сразу получаются какие-то базовые вещи, хотя они всю жизнь могли думать, что у них плохой слух или нет способностей к музыке или что-то еще. А оказывается, что все совсем не так. Так, что если вас привлекает терменвокс, но вы опасаетесь, что не получится, потому что нет музыкального бэкграунда — не бойтесь. У каждого свой звук, своя музыка и история
В начале года мы запустили международный конкурс интернет-видео "Theremin Star " - своего рода дайджест терменвокс-видео за 10 дней, далее начинается голосование, победили полуфинала попадают в финал, который состоится в декабре 2019-го. Победители финала приедут на юбилейный 10-й фестиваль терменвокс-культуры "Терменология" в Москве и Петербурге, посвященный столетию инструмента.
Приходите играть!
1963 – Родился Джеймс Лабри, вокалист американской рок-группы Dream Theater . Также Джеймс является участником True Symphonic Rockestra »»
J.B. LENOIR (1929)
Delia DERBYSHIRE (1937)
Johnnie TAYLOR (1938)
Tammy WYNETTE (1942)
РАФАЭЛЬ (1943)
Bill WARD (1948)
Martin SIMPSON (1953)
Ian MCCULLOCH (1959)