ФЕСТИВАЛЬ  Flow 2019: Мировой океан

The Cure, Stereolab, Эрика Баду, Tame Impala, Вилле Вало, Нене Черри и множество открытий - в репортаже Звуков с главного open air Финляндии

“Мне не верится, что это происходит со мной, - я в двух метрах от сцены, где сейчас будет выступать Роберт Смит, гений!” - делится американский фотограф со своими коллегами в фотопите перед главной площадкой, куда с минуты на минуту выйдут The Cure. В первом ряду перед ограждением - преимущественно взъерошенные мужчины в темных очках и готические девы. Среди них слышится финская и русская речь. Судя по обрывкам фраз, некоторые поклонники из России уже видели группу на Пикнике Афиши. Всем известный фразеологизм “нельзя войти в одну реку дважды” можно логично продолжить “...но повторно побывать на концерте The Cure этим летом вполне реально”.

Финский Flow, как и следует из названия, каждый год представляет лайн-ап, в котором можно буквально утонуть. Такое разнообразие жанров и площадок удается увидеть лишь на нескольких open air, включая масштабные Primavera и Sziget. В этом году команда Flow постаралась на славу и представила программу, которая переманила постоянных посетителей последнего. Стоит отметить, что помимо Sziget ровно в те же даты проходит норвежская Øyafestivalen и шведский Way Out West. Однако это не помешало финским организаторам собрать на месте бывшей электростанции Сувилахти более 83 000. посетителей.

По словам арт-директора Flow Туомаса Каллио, фестивальная площадка испытала на себе положительные изменения. Проекционный экран над главной сценой сделали сплошным и расширили пространство для зрителей, переместив DJ-пространство Reaktor Backyard. Всем, кто посещал Flow ранее, ориентироваться было несложно - привычные большие площадки Seat Black Tent и Lapin Kulta Red Arena, так же как и сцена экспериментальной музыки The Other Sound, остались на тех же местах. Но были и занятные сюрпризы. Пространство с интригующим названием Pink Space разместилось в одной из построек на территории станции. 50 оттенков розового цвета в оформлении зала и неоновой вывески подразумевали не только формат speak-easy бара, где с бокалом шампанского можно было поесть бесплатного мороженого Valio. Перформанс Betty Fvck, дрэг артиста из Хельсинки, наполнил помещение недостающей атмосферой куража, которую можно ощутить находясь в квир баре.

Без темы смешанной гендерной идентичности не обошлось и на других площадках. Героиня короткометражки в программе поп-ап кинотеатра Finnkino - русский транссексуал по имени Маша, который едет из русской глубинки в Финляндию на первое свидание с мужчиной, откликнувшимся на сайте знакомств. Итогом становится встреча с латентным финским трансгендером Микой, желающим познать секреты искусства Маши и научиться “быть собой”.

В целом, Flow уже достаточно давно зарекомендовал себя как событие, отражающее не только текущие музыкальные и социальные тенденции. Современное искусство всегда было неотъемлемой составляющей фестиваля. В этом году к нему прибавилась и хореография. Постановка британского режиссера Уэйна Макгрегора Autobiography Edits открыла фестиваль на площадке Alma в Финской национальной опере. Под музыкальное сопровождение электронного продюсера Jlin танцоры изображают структуру ДНК автора спектакля. В постановке Макгрегора саморефлексия воплощена через сочетание искусства и науки.
Аналогичный подход применяют Sinjin Hawke & Zora Jones, выступившие в зале Alma чуть ранее. Их шоу аудиовизуальное шоу Fractal Fantasy сочетает электронную музыку и танец. Пока один из музыкантов управляет сэмплерами и мидиклавиатурой, второй контролирует своими движениями изображение на экране, где появляются аватары обоих музыкантов. Шоу сопровождается интенсивными вспышками света - судя по реакции зала, синтетическое представление дается легко не всем. Одна дама вышла из зала, по пути демонстративно показав средний палец сначала в сторону музыкантов, а потом помахав им перед носом звукорежиссера.

Куда более дружелюбно финская публика любых возрастов воспринимает привычный для них жанр рауталанка. Группа Agents начинает свой сет на сцене Lapin Kulta Red Arena с инструментальной композиции Kirstinkulma, которую написал пионер финской рок-сцены Раули Баддинг Сомерйоки (Rauli Badding Somerjoki). Его песни звучали в фильмах известного режиссера Аки Каурисмяки - это протяжные меланхоличные мелодии в блюзовой аранжировке с элементами серф-рока. Зрители покачиваются в такт музыке, некоторые танцуют нечто похожее на твист. Смеха ради, фронтмен группы Эса Пуллиайнен “напомнил”, что в их группе есть вокалист и позвал на сцену Вилле Вало (Ville Valo). Появление Вало весьма оживило реакцию зала, особенно среди молодых особ и поклонников HIM. Кавер на песню группы When Love and Death Embrace прозвучал в конце сета, вызвав огромный ажиотаж.

Якко Саволайнен, известный по творческому псевдониму Jaakko Eino Kalevi, собирает аншлаг на более камерной площадке Nordea Globe Baloon. В компании группы музыкантов с разных концов земного шара, включая Новую Зеландию, Германию и Японию, Якко играет атмосферные композиции со своего последнего альбома Out of Touch. Перед началом Conceptual Mediterranean (Part 1) внезапно выходит к микрофону и, перехватывая из рук ассистента торт, поздравляет фронтмена с днем рождения. Неугомонный балтийский бриз не дает свечам загореться, но Саволайнен не теряется и, наигранно раздувая щеки, “задувает” все 35 под всеобщее пение Happy Birthday.

В один день с Jaakko Eino Kalevi на главной сцене выступали Tame Impala, где по счастливой случайности тоже оказался именинник. Во время их концерта Кевин Паркер (Kevin Parker) поздравил одного из участников команды. Весь сет группы со внезапными выстрелами конфетти из пушек во время стартовой "Let It Happen" и психоделической иллюминацией выглядел более чем празднично. Играя песни с Currents, а также новые композиции "Patience" и "Borderline", Паркер сменил привычный для него образ гитариста и фронтмена психоделической группы, на амплуа поп-звезды, неспешно прогуливаясь по сцене с микрофоном. Бальзамом на душу для тех, кто предпочитает более ранние альбомы, стали Led Zeppelin, Elephant, Why Won’t You Make Up Your Mind и Apocalypse Dreams.

Реинкарнацию психоделической стадии Tame Impala можно было застать на площадке Black Tent, где незадолго до хедлайнеров выступала другая австралийская группа Pond. Учитывая, что их фронтмен Ник Олбрук (Nick Allbrook) был прежде в концертном составе Паркера, не удивительно слышать гитарные эффекты и глухое звучание баса Hofner, характерные для альбома Innerspeaker.

Выступление Эрики Баду (Erykah Badu) оказало на зрителей еще более мощный психоделический эффект. Первые полчаса своего сета певица не выходила на сцену - подобным образом Баду испытывала терпение публики и на Øyafestivalen. Видимо, полчаса молчания можно воспринимать как концепт. В конечном счете, Джон Кейдж (John Cage) когда-то записал четыре с половиной минуты тишины. Появление Баду было довольно эффектным - после вступления ритм-секции ее фигура показалась у края сцены сквозь рассеивающийся дым. Приветствуя зал композицией "Hello", певица словно обращалась к зрителям. Ближе к конце сета она спустилась в фотопит и попросила всех замереть. После 20 секунд всеобщего молчания Баду напомнила, что музыка объединяет всех вне зависимости от расы, пола, возраста и социального статуса. Ее сет был тому подтверждением - многие зрители беспричинно улыбались друг другу, очевидно испытывая чувство эйфории от музыки.

Концерт Нене Черри (Neneh Cherry) стал логичным продолжением для тех, кому захотелось выплеснуть накопленные эмоции в танце. Шведская певица и композитор сама едва не отплясывала гопака, обнажая мускулистые ноги в беговых кроссовках. Кто бы мог подумать, что ее последний достаточно спокойный и задумчивый альбом, который Нене представляет в туре, прозвучит так энергично (Broken Politics стал второй коллаборацией Черри с Кираном Хебденом, известным как Four Tet). Впрочем, звучали и нетленные хиты, среди который знаменитые 7 Seconds — композиция, исполненная некогда в дуэте с певцом и экс-министром культуры Сенегала Юссу Н' Дуром.

Но этим танцы не заканчивались. Культовая индастриал-группа Nitzer Ebb устроила масштабный рейв в Seat Black Tent. Вокалист Дуглас Маккарти (Douglas McCarthy) двигался словно волчок по сцене, не уставая рычать в микрофон подобно Эйч Пи Бакстеру (H.P. Baxxter). Однако, учитывая, что Nitzer Ebb сформировались на начале 80-х, это скорее они повлияли на стиль Scooter.

Программа на небольших площадках, таких как Nordea Globe Balloon и The Other Sound, заслуживала отдельного внимания. На первой можно было застать немало групп, играющих этноджаз, афробит и блюз. Шумная африканская группировка BCUC могла бы, наверное, свести с ума неподготовленного слушателя, случайно заглянувшего на Nordea Globe Balloon. Но, к счастью, таких тут почти не попадается, зато безумные бэнды, вроде этих африканцев, случаются часто. То ли ритуальные пляски, то ли госпелы, то ли блюз, то ли рок – трудно, подобрать что-то определенное, разве что, как сами характеризуют свою музыку участники, афро-психоделия? Завели они публику до состояния близкого к эйфории, и казалось, огромный яркий шар над сценой все-таки взлетит, а публика так и продолжит танцевать над землей.

Пространство The Other Sound стало местом ретрита для всех, кто устал от шума и суеты вокруг больших сцен. Музыкальная программа, состоящая преимущественно из сольных проектов электронной, фолк и неоклассики, способствовала расслаблению. Эстонский дуэт Maarja Nuut & Ruum заворожил зрителей нарастающим дроуном, сотканным из звуков народной скрипки и голосовых партий, записанных с помощью лупера, а также синтезаторных фрагментов. Как и на предыдущих работах Марьи, в ее коллаборации с Ruum присутствует элемент повествования. Между композициями звучат тексты из эстонского фольклора. Общее звучание напоминает эфир радиостанции, на едва уловимых волнах которой можно услышать голоса из прошлого.

Тему продолжила американская исполнительница и композитор Келли Моран (Kelly Moran), игравшая на подготовленном рояле. Звуки инструмента одновременно напоминали оркестровые колокола и музыкальную шкатулку. Можно было представить, как на сцене появляется фарфоровая фигурка балерины, вращающаяся в ритм музыке. Медитативную обстановку The Other Sound разбавила мексиканская электронщица с трудно произносимой фамилией Ана Гутиесца (Ana Gutieszca). Ана состоит резидентом Third Space в Хельсинки – экспериментальной сцены, артисты которой налаживают диалог между маргинальным и общепринятым звуком. Используя самодельные инструменты, Гутиесца устроила супер нойз, переходящий в жесткое техно. Как у нее получилось извлекать такую стройную в своей нестройности музыку, остается загадкой, но было круто!

Разумеется, выступление The Cure в последний день Flow было самым ожидаемым событием фестиваля. Все, кто хотел занять места поближе к сцене, к сожалению, были вынуждены покинуть прекрасный сет Stereolab, которые начали выступать за час до этого. Впрочем, шарм Летиции Садье (Laetitia Sadier) и упоительные мелодии очаровали зал, включая коллег в фотопите, с удовольствием внимающих музыке, забыв о работе. Группа исполнила десять композиций, которые отражают разные периоды в ее творчестве, включая хит Metronomic Underground и Double Rocker с дрим-поп альбома Sound-Dust. Конечно же, The Cure не могли разочаровать. Роберт Смит (Robert Smith) с таинственной улыбкой персонажа из готического романа пел так, словно ему исполнилось в апреле этого года 25, а не 60. Англичане начали продолжительный сет (2 часа 15 минут!) с импульсивной Shake Dog Shake, продолжив не менее волнительной Burn. Остается лишь догадываться, как группе, которая играет вместе (в относительно однородном составе) уже 30 лет, удается сохранить бунтарский дух. Наверное, дело в английском воздухе.


Ирина Штрейс, Виктория Алейникова

20.08.2019, ГРУППА АВТОРОВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: