THE SMASHING PUMPKINS  Бухие 1990-е

Репортаж о совместном концерте старых новых групп Ноэла Галлахера и Билли Коргана.

Североамериканским поклонникам The Smashing Pumpkins не привыкать к, мягко говоря, неочевидным дабл-биллам, которые учиняет их непредсказуемый фронтмен: не далее как четыре года назад Билли Корган (Billy Corgan) со товарищи гастролировали в компании Мэрилина Мэнсона (Marilyn Manson) под вывеской "Последние времена" (и, может статься, самыми незабываемыми афишами - см. ниже - в истории афишного бизнеса). Что ж, времена, как это им бывает свойственно, оказались предпоследними: на прошлой неделе The Smashing Pumpkins отправились в совместное турне с Noel Gallagher's High Flying Birds.

Чтобы окончательно всех запутать, на разогрев к себе Билли с Ноэлом позвали именитых калифорнийских панков AFI, но их сет я для чистоты эксперимента пропустил: да, 20 c чем-то лет назад они тоже что-то выпускали - но явно не через запятую с записями Oasis и The Smashing Pumpkins, эха которых и по сей день хватает, чтобы продать по меньшей мере 10 тысяч недешевых билетов в зал вроде Budweiser Stage в Торонто. Этот амфитеатр - с его неудобным местоположением и скверной акустикой - мне страшно дорог: в разные годы здесь проходили более или менее великие концерты Radiohead, R.E.M. и Queens of the Stone Age.

В этом смысле было, прямо скажем, необычно оказаться здесь на концерте Ноэла Галлахера - пусть бывшего, но лидера группы, которую я отчаянно любил ненавидеть не только в 1990-х (юношеский максимализм к подобным эмоциям традиционно располагает), но и до вполне недавнего времени. Oasis раздражали болением за "Манчестер Сити", участием в бритпоп-войнах, прикладным идиотизмом Галлахера-младшего, да чем только не - до чего же удивительно было признать, каким первоклассным сонграйтером является Галлахер-старший, когда он начал работать соло.

При этом, конечно, необходимо признать, что по отдельности братья Г. далеко не так успешны, как вместе. Скажем, решение целый месяц делить сцену с The Smashing Pumpkins - явно из числа деловых: с Корганом Галлахера не объединяет ничего, кроме пары смутных воспоминаний. "Мы как-то были в одной студии в Лос-Анджелесе, - поделился одним из них Ноэл в интервью Rolling Stone. - И я не помню об этом ничего - кроме того, что, кажется, Билли купил новую "Феррари" и очень ею гордился. А я курил сигарету, смотрел на его "Феррари" и думал: ну и что, это всего лишь машина".

К чести Галлахера, он не злоупотребляет фансервисом: первая половина его часового сета состояла исключительно из сольных - более того, сплошь новых - номеров High Flying Birds. Игнорируя материал двух первых альбомов, Ноэл спел пять песен с прошлогоднего третьего (явная кульминация - "It's a Beautiful World") под аккомпанемент бэк-вокалисток и духовой секции, после чего исполнил недавние синглы "Black Star Dancing" и "This Is the Place" (он был посвящен землякам Галлахера, в связи с чем в глаза бросилась красовавшаяся на сцене эмблема проклятого "Сити").

Кавер-версиям была посвящена заключительная часть шоу, перед началом которой Ноэл на полминуты исчез со сцены, вернувшись с акустической гитарой - и первыми аккордами "Wonderwall". "Эта песня сделала меня таким богатым, что я мог бы купить эту страну, - признался вскоре Галлахер. - А вот о следующей песне этого не скажешь". Следующей была "Little by Little", за ней - "Stop Crying Your Heart Out", предпоследней - "Don't Look Back in Anger" (она тоже - в угоду неминуемому хору - прозвучала в акустике), ну а финальным номером стала ни много ни мало "All You Need Is Love" (Oasis когда-то заканчивали свои концерты исполнением "I Am the Walrus").

The Smashing Pumpkins - видимо, дабы не уступать соседу по дабл-биллу - уходят со сцены под "Сарабанду" Генделя - но до этого, что называется, надо дожить. Их последнее шоу - тоже довольно компактное (уж точно по меркам Коргана, не далее как прошлым летом компилировавшего сетлисты в духе The Cure - на три с лишним часа), но требовательное зрелище в лучших "тыквенных" традициях, где странностей немногим меньше, чем хитов. Началось все, понятно, с последних: за "Today" последовала "Zero", за ними - пара ударных номеров с прошлогоднего альбома, а там и до "Disarm" было недалеко.

Никто не знает, на чем держится и насколько прочен недавний реюнион 3/4 классического состава группы, но есть смутное подозрение, что ключевой для его легитимности гитарист Джеймс Айха (James Iha) вернулся не только ради денег. В Торонто он давал огня даже при исполнении записанных в его отсутствие (11 лет назад) сингла "G.L.O.W." и его би-сайда (!) "Superchrist" - спев, в частности, отрывок из вездесущей "Old Town Road". Не уступал ему и барабанщик Джимми Чемберлин (Jimmy Chamberlin), чье могучее соло угодило прямиком в прайм-тайм - между "Solara" и "Eye".

Играя вшестером (к уже упомянутым трем богатырям присоединились еще один гитарист, басист и клавишница), The Smashing Pumpkins продолжали чередовать очевидное с невероятным вплоть до curfew: в числе прочих прозвучали "Blue Skies Bring Tears" с "Machina", "The Aeroplane Flies High (Turns Left, Looks Right)" с отчасти одноименного бокс-сета и кавер-версия "Fire and Rain" Джеймса Тейлора (James Taylor). Но триумфально напивались мы, дети 1990-х, по другим поводам - вроде "Ava Adore", "Tonight, Tonight" и "Cherub Rock". У Ноэла и Билли и впрямь мало общего, но за один вечер услышать "Don't Look Back in Anger" и "Bullet with Butterfly Wings" с цитатой из, не поверите, "Come as You Are" стоит дорогого (плюс чаевые).

20.08.2019, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

THE SMASHING PUMPKINS - свежие публикации: