Североамериканским поклонникам The Smashing Pumpkins не привыкать к, мягко говоря, неочевидным дабл-биллам, которые учиняет их непредсказуемый фронтмен: не далее как четыре года назад Билли Корган (Billy Corgan) со товарищи гастролировали в компании Мэрилина Мэнсона (Marilyn Manson) под вывеской "Последние времена" (и, может статься, самыми незабываемыми афишами - см. ниже - в истории афишного бизнеса). Что ж, времена, как это им бывает свойственно, оказались предпоследними: на прошлой неделе The Smashing Pumpkins отправились в совместное турне с Noel Gallagher's High Flying Birds.
Чтобы окончательно всех запутать, на разогрев к себе Билли с Ноэлом позвали именитых калифорнийских панков AFI, но их сет я для чистоты эксперимента пропустил: да, 20 c чем-то лет назад они тоже что-то выпускали - но явно не через запятую с записями Oasis и The Smashing Pumpkins, эха которых и по сей день хватает, чтобы продать по меньшей мере 10 тысяч недешевых билетов в зал вроде Budweiser Stage в Торонто. Этот амфитеатр - с его неудобным местоположением и скверной акустикой - мне страшно дорог: в разные годы здесь проходили более или менее великие концерты Radiohead, R.E.M. и Queens of the Stone Age.
В этом смысле было, прямо скажем, необычно оказаться здесь на концерте Ноэла Галлахера - пусть бывшего, но лидера группы, которую я отчаянно любил ненавидеть не только в 1990-х (юношеский максимализм к подобным эмоциям традиционно располагает), но и до вполне недавнего времени. Oasis раздражали болением за "Манчестер Сити", участием в бритпоп-войнах, прикладным идиотизмом Галлахера-младшего, да чем только не - до чего же удивительно было признать, каким первоклассным сонграйтером является Галлахер-старший, когда он начал работать соло.
При этом, конечно, необходимо признать, что по отдельности братья Г. далеко не так успешны, как вместе. Скажем, решение целый месяц делить сцену с The Smashing Pumpkins - явно из числа деловых: с Корганом Галлахера не объединяет ничего, кроме пары смутных воспоминаний. "Мы как-то были в одной студии в Лос-Анджелесе, - поделился одним из них Ноэл в интервью Rolling Stone. - И я не помню об этом ничего - кроме того, что, кажется, Билли купил новую "Феррари" и очень ею гордился. А я курил сигарету, смотрел на его "Феррари" и думал: ну и что, это всего лишь машина".
К чести Галлахера, он не злоупотребляет фансервисом: первая половина его часового сета состояла исключительно из сольных - более того, сплошь новых - номеров High Flying Birds. Игнорируя материал двух первых альбомов, Ноэл спел пять песен с прошлогоднего третьего (явная кульминация - "It's a Beautiful World") под аккомпанемент бэк-вокалисток и духовой секции, после чего исполнил недавние синглы "Black Star Dancing" и "This Is the Place" (он был посвящен землякам Галлахера, в связи с чем в глаза бросилась красовавшаяся на сцене эмблема проклятого "Сити").
Кавер-версиям была посвящена заключительная часть шоу, перед началом которой Ноэл на полминуты исчез со сцены, вернувшись с акустической гитарой - и первыми аккордами "Wonderwall". "Эта песня сделала меня таким богатым, что я мог бы купить эту страну, - признался вскоре Галлахер. - А вот о следующей песне этого не скажешь". Следующей была "Little by Little", за ней - "Stop Crying Your Heart Out", предпоследней - "Don't Look Back in Anger" (она тоже - в угоду неминуемому хору - прозвучала в акустике), ну а финальным номером стала ни много ни мало "All You Need Is Love" (Oasis когда-то заканчивали свои концерты исполнением "I Am the Walrus").
The Smashing Pumpkins - видимо, дабы не уступать соседу по дабл-биллу - уходят со сцены под "Сарабанду" Генделя - но до этого, что называется, надо дожить. Их последнее шоу - тоже довольно компактное (уж точно по меркам Коргана, не далее как прошлым летом компилировавшего сетлисты в духе The Cure - на три с лишним часа), но требовательное зрелище в лучших "тыквенных" традициях, где странностей немногим меньше, чем хитов. Началось все, понятно, с последних: за "Today" последовала "Zero", за ними - пара ударных номеров с прошлогоднего альбома, а там и до "Disarm" было недалеко.
Никто не знает, на чем держится и насколько прочен недавний реюнион 3/4 классического состава группы, но есть смутное подозрение, что ключевой для его легитимности гитарист Джеймс Айха (James Iha) вернулся не только ради денег. В Торонто он давал огня даже при исполнении записанных в его отсутствие (11 лет назад) сингла "G.L.O.W." и его би-сайда (!) "Superchrist" - спев, в частности, отрывок из вездесущей "Old Town Road". Не уступал ему и барабанщик Джимми Чемберлин (Jimmy Chamberlin), чье могучее соло угодило прямиком в прайм-тайм - между "Solara" и "Eye".
Играя вшестером (к уже упомянутым трем богатырям присоединились еще один гитарист, басист и клавишница), The Smashing Pumpkins продолжали чередовать очевидное с невероятным вплоть до curfew: в числе прочих прозвучали "Blue Skies Bring Tears" с "Machina", "The Aeroplane Flies High (Turns Left, Looks Right)" с отчасти одноименного бокс-сета и кавер-версия "Fire and Rain" Джеймса Тейлора (James Taylor). Но триумфально напивались мы, дети 1990-х, по другим поводам - вроде "Ava Adore", "Tonight, Tonight" и "Cherub Rock". У Ноэла и Билли и впрямь мало общего, но за один вечер услышать "Don't Look Back in Anger" и "Bullet with Butterfly Wings" с цитатой из, не поверите, "Come as You Are" стоит дорогого (плюс чаевые).
Earl SCRUGGS (1924)
Doris TROY (1937)
Adriano CELENTANO (1938)
Van MCCOY (1944)
Syd BARRETT (1946)
Shirley BROWN (1947)
Sandy DENNY (1947)
Joey MISKULIN (1949)