ФЕСТИВАЛЬ  Эксперимент, дождь, исцеление

Пикник Афиши-2019 вышел дождливым и грустным, но в музыкальном плане вновь не подкачал

Если Chess & Jazz неделю назад получил лучшую погоду за лето, то Пикнику по прогнозам могла достаться худшая – на день обещан дождь, ветер и холод, и основная масса зрителей, кажется, планируют появится в коломенском где-то поближе к хедлайнерам. Утро, однако, выдается солнечным и запасшись походным арсеналом непромокаемых предметов, я отправляюсь на фестиваль практически к началу. Территория в этот раз стала еще больше (есть даже удаленный кусок за каналом, по которому плавают лебеди), но практической пользы от этого немного. Основная масса активности – бесконечные рекламные площадки, каждая из которых громко звучит и норовит как-то с тобой взаимодействовать. Привет, кошмар социофоба.

Самая интересная программа (по крайней мере до хедлайнеров) сегодня на сцене Selector Live, которую открывают Benin City. До Москвы они доехали в усеченном составе из пары вокалистов и лэптопа с минусовкой (в расширенном бывают еще как минимум саксофонист и барабанщик), но смотреть на них нескучно, британцы оказываются харизматичными и голосистыми, да и музыка хороша, куда-то к поздним Young Fathers. Едва они успевают выйти на сцену, как начинается дождь (а еще 15 минут назад казалось, что уж в ближайшие пару часов нам это не грозит), но зрители быстро облачаются в дождевики и подтягиваются поближе к сцене. "Вау, первый раз вижу, чтобы публика не испугалась дождя", удивляется фронтмен Джошуа. А куда ей собственно деваться? Фестиваль дело такое, раз уж пришел – соберись и кайфани.

Следом наносим дружественный визит сцене ИМИ, где в числе организаторов наш коллега Дмитрий Куркин. Там играет отечественная команда OMY, и это оказывается весьма неплохо. Начинают они с плотного рока с саксофоном в эстетике Англии конца 70-х – начала 80-х (в кои-то веки в российской группе убедительный вокалист, да еще и поющий по-английски), но быстро превращаются в экспрессивный no wave (здесь уже на ведущую роль переходит саксофонист), тяжелый и по-хорошему сумасшедший. Особенного колорита добавляет доносящееся с соседней сцены (точнее, одной из рекламных площадок) в паузах караоке: "натуральный блондин на всю страну такой один". У OMY в репертуаре внезапно тоже оказывается песня на русском, которая звучит конечно же абсолютно не к месту, но общего впечатления, пожалуй, не портит.

Перекусив, возвращаемся на Selector Live, где начинается совместное выступление Lafawndah и Kate NV. По правде говоря, эти коллаборации, которые зачем-то бесконечно плодит Red Bull Music Academy, уже начинают утомлять. То есть затея это, безусловно, интересная, но в дополнение к сольным выступлениям, а не вместо них (представьте себе разочарование, когда видишь в лайнапе фестиваля трех интересных артистов, а потом выясняется, что свои треки они играть не планируют, а будут исключительно джемовать). К тому же для того, чтобы хорошо вписаться в любой совместный проект, не помешал бы джазовый бэкграунд или хотя бы природный талант импровизатора, которым далеко не все электронщики могут похвастаться, и ничего плохого в этом нет, электроника – мягко говоря не самый стихийный музыкальный жанр.

Всё это, впрочем, не повод коллаборации игнорировать. Заявленный дуэт на поверку оказывается трио с Оксаной Григорьевой на ударных, и тут как раз с джазовым бэкграундом всё в порядке (Оксана, например, успела поиграть в группе Бром). В начале – вокальная перекличка как в прошлогоднем дуэте с Deradoorian, потом к ней добавляется довольно занятная электроника, этакая "неровная петля", поверх которой девушки даже не поют, а скорее исполняют вокальные текстуры. Ближе к концу текстуры таки превращаются в песни, и тут уже солирует Lafawndah – тексты на непонятном мне языке (арабский? фарси?), но звучит это красиво. В общем, хорошо для коллаба, но опять же вряд ли лучше того, что эти замечательные дамы делают сольно.

Следующая остановка – главная сцена, где свой глянцевый H&M-поп исполняют Blossoms. На сцене шесть (!) человек – вокалист, иногда играющий на гитаре, еще два гитариста, басист, ударник и клавишник. Клавиши слышно хорошо, а вот зачем такой мягкой по звучанию группе три гитары – загадка, никакой стеной звука тут, как вы понимаете, не пахнет. Да и шоу в массе своей делает вокалист – румяный длинноволосый юноша, одетый в нелепый комбинезон под семидесятые. Blossoms с их в меру жизнерадостными инди-поп песнями – идеальная группа для летних фестивалей. Специально на концерт может и не пойдешь, а в формате "зайти посмотреть между двумя экспериментальными выступлениями" – идеально. В какой-то момент над Коломенским даже появляется солнце, правда ненадолго.

На Selector Live тем временем стартовал еще один коллаб. Total Refreshment Centre – монструозная российско-британская супергуппа с суммарным составом (где, впрочем, не все играют одновременно) под 10 человек. Ударные, бас, гитара, электроника, флейта и саксофон, арфа, перкуссия и кажется даже что-то еще. Но этот состав и звучит мощно, и структура в музыке слышна. Почти все композиции строятся на каких-то четких и тяжелых рок-рифах (т.е. на выходе чаще всего получается утяжеленный джаз-рок), под которые каждый может достаточно свободно импровизировать на своем инструменте, а вокалист (ну точнее, поэт-мелодекламатор) Ангус Фейрберн (Angus Fairbairn) читает под это заранее заготовленные тексты, трогательно подсматривая в блокнот. Звуковой костяк очевидно создают британцы, и включить в это российских музыкантов большого труда не составило, в итоге вышло в разы интереснее, чем такого рода джем на прошлогоднем московском RBMA-фестивале. Пожалуй, это пока лучшее, что звучало сегодня на пикнике, но всё равно жалко что для сольного выступления Capitol K (который уже раз был в Москве, аккомпанируя певице Sibelle, а в этом составе отвечал за деревянную флейту и синтезатор MS-20) снова не нашлось места.

Пропустив финал выступления "Рефрешмент центра", отбегаю на главную сцену досмотреть последние 25 минут выступления Royal Blood. Майк и Бен вдвоем (!) (ударные, вокал + бас в овердрайв) создают звука примерно в 10 раз больше, чем Blossoms вшестером. Ударные грохочут, вокалист терзает бас (рифы ревут и скрежещут), играет мускулами и дерет мощную глотку, всё это при этом оглушительно громко и в то же время чётко, не смешиваясь в кашу. Как бы и эффектно, но невозможно отделаться от ощущения, что Royal Blood с роком делают примерно то же, что Skrillex с электроникой (то есть на потребу публике превращает музыку в бесконечную череду "дропов"). Ставка на мощь и громкость, реальный тестостероновый РРРРРОК! А всё остальное типа сонграйтинга будто бы идет довеском.

Напоследок – главное блюдо, The Cure. Фанаты в мёрче и мейкапе мелькают тут еще с обеда, а теперь в толпе, аккуратно выстроившейся перед сценой минут за двадцать до начала, полный набор – флаги, плакаты, шляпы, футболки с разных туров. И хоть возбуждение в публике чуть поменьше, чем 7 лет назад на "Максидроме" (тогда было несколько тысяч тех, кто "всю жизнь мечтал, и вот наконец"), всё равно есть это очень редкое в последнее время ощущение Большого Действа.

Cure появляются на сцене уже на закате, и первое что делает Роберт Смит (Robert Smith) после паузы, пока все накричатся – нелепо и обаятельно строит кому-то из зрителей в первом ряду рожу, это как-то сразу снимает напряжение и настраивает на правильный лад. По первым же звукам "Plainsong" понятно – всё будет хорошо. Группа в порядке, звук в порядке, публика приятная, дождя нет (хотя час назад опять лило). Смит хоть внешне и постарел по сравнению с 2012-м, но поёт кажется даже лучше. "Pictures of You" все уже поют хором.

Главное, на что обращаешь внимание в первые минут 15-20 – то, насколько группа живьем звучит лучше, чем в записи. Больше мощи, больше масштаба, и при этом звук чище и прозрачнее. Отдельная радость – длиннющие инструментальные вступления, это почти пост-рок, как будто две группы в одной. Шоу конечно в первую очередь делает Смит, но и на остальных музыкантов смотреть интересно – справа длинноволосый Роджер О'Доннелл (Roger O'Donnell) за клавишами, похожий на профессора Снейпа, слева - почти неподвижный почтенно-седовласый гитарист Ривс Габрелс (Reeves Gabrels), долго игравший с Боуи. А между ними носится подтянутый и густо татуированный Саймон Гэллап (Simon Gallup) с басом – ему на вид как будто на 10 лет младше, хотя он почти ровесник Смита.

Лучшая часть концерта – центральный блок, где-то между "Never Enough" и "From the Edge of the Deep Green Sea", ну а абсолютная кульминация – "Push" c длинным инструменталом в начале и "In Between Days", это такой гипер-Cure, всё лучшее, что они умеют, выраженное в двух песнях. Сетлист в этот раз покороче и как следствие похитовее, но хорошо и так. Под конец основного блока – совершенно фантастическое исполнение "Forest" (вот что было лучше, чем в прошлый раз), а в самом его финале – "Disintegration", и это кажется единственный раз, когда у группы поплыл звук и гитары слились в гудящую кашу. Смит, не имеющий привычки разговаривать с публикой, спустя полтора часа всё же решается на спич: "Рад всех видеть снова, прошлый концерт в Москве для нас был как будто вчера". Да, пожалуй так, а ведь 7 лет прошло.

В бисовом блоке (который по традиции длится больше получаса) звук снова выстраивают и начинается бомбардировка хитами: "Lullaby" с видео задником из паутины, кабарешная "Caterpillar", электронная "The Walk" (которую я жду особенно трепетно), ну и дальше уже тяжелая артиллерия – "Friday I'm In Love" с нелепым акустическим вступлением, "Close To Me" и финальная "Boys Don’t Cry". В прошлый раз под эту вещь на нас обрушился грозовой апокалипсис, но в сегодня дело ограничивается салютом. К метро толпа идет, распевая нестройным хором "Friday I'm In Love". Кажется вечер удался.

05.08.2019, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: