Если Chess & Jazz неделю назад получил лучшую погоду за лето, то Пикнику по прогнозам могла достаться худшая – на день обещан дождь, ветер и холод, и основная масса зрителей, кажется, планируют появится в коломенском где-то поближе к хедлайнерам. Утро, однако, выдается солнечным и запасшись походным арсеналом непромокаемых предметов, я отправляюсь на фестиваль практически к началу. Территория в этот раз стала еще больше (есть даже удаленный кусок за каналом, по которому плавают лебеди), но практической пользы от этого немного. Основная масса активности – бесконечные рекламные площадки, каждая из которых громко звучит и норовит как-то с тобой взаимодействовать. Привет, кошмар социофоба.
Самая интересная программа (по крайней мере до хедлайнеров) сегодня на сцене Selector Live, которую открывают Benin City. До Москвы они доехали в усеченном составе из пары вокалистов и лэптопа с минусовкой (в расширенном бывают еще как минимум саксофонист и барабанщик), но смотреть на них нескучно, британцы оказываются харизматичными и голосистыми, да и музыка хороша, куда-то к поздним Young Fathers. Едва они успевают выйти на сцену, как начинается дождь (а еще 15 минут назад казалось, что уж в ближайшие пару часов нам это не грозит), но зрители быстро облачаются в дождевики и подтягиваются поближе к сцене. "Вау, первый раз вижу, чтобы публика не испугалась дождя", удивляется фронтмен Джошуа. А куда ей собственно деваться? Фестиваль дело такое, раз уж пришел – соберись и кайфани.
Следом наносим дружественный визит сцене ИМИ, где в числе организаторов наш коллега Дмитрий Куркин. Там играет отечественная команда OMY, и это оказывается весьма неплохо. Начинают они с плотного рока с саксофоном в эстетике Англии конца 70-х – начала 80-х (в кои-то веки в российской группе убедительный вокалист, да еще и поющий по-английски), но быстро превращаются в экспрессивный no wave (здесь уже на ведущую роль переходит саксофонист), тяжелый и по-хорошему сумасшедший. Особенного колорита добавляет доносящееся с соседней сцены (точнее, одной из рекламных площадок) в паузах караоке: "натуральный блондин на всю страну такой один". У OMY в репертуаре внезапно тоже оказывается песня на русском, которая звучит конечно же абсолютно не к месту, но общего впечатления, пожалуй, не портит.
Перекусив, возвращаемся на Selector Live, где начинается совместное выступление Lafawndah и Kate NV. По правде говоря, эти коллаборации, которые зачем-то бесконечно плодит Red Bull Music Academy, уже начинают утомлять. То есть затея это, безусловно, интересная, но в дополнение к сольным выступлениям, а не вместо них (представьте себе разочарование, когда видишь в лайнапе фестиваля трех интересных артистов, а потом выясняется, что свои треки они играть не планируют, а будут исключительно джемовать). К тому же для того, чтобы хорошо вписаться в любой совместный проект, не помешал бы джазовый бэкграунд или хотя бы природный талант импровизатора, которым далеко не все электронщики могут похвастаться, и ничего плохого в этом нет, электроника – мягко говоря не самый стихийный музыкальный жанр.
Всё это, впрочем, не повод коллаборации игнорировать. Заявленный дуэт на поверку оказывается трио с Оксаной Григорьевой на ударных, и тут как раз с джазовым бэкграундом всё в порядке (Оксана, например, успела поиграть в группе Бром). В начале – вокальная перекличка как в прошлогоднем дуэте с Deradoorian, потом к ней добавляется довольно занятная электроника, этакая "неровная петля", поверх которой девушки даже не поют, а скорее исполняют вокальные текстуры. Ближе к концу текстуры таки превращаются в песни, и тут уже солирует Lafawndah – тексты на непонятном мне языке (арабский? фарси?), но звучит это красиво. В общем, хорошо для коллаба, но опять же вряд ли лучше того, что эти замечательные дамы делают сольно.
Следующая остановка – главная сцена, где свой глянцевый H&M-поп исполняют Blossoms. На сцене шесть (!) человек – вокалист, иногда играющий на гитаре, еще два гитариста, басист, ударник и клавишник. Клавиши слышно хорошо, а вот зачем такой мягкой по звучанию группе три гитары – загадка, никакой стеной звука тут, как вы понимаете, не пахнет. Да и шоу в массе своей делает вокалист – румяный длинноволосый юноша, одетый в нелепый комбинезон под семидесятые. Blossoms с их в меру жизнерадостными инди-поп песнями – идеальная группа для летних фестивалей. Специально на концерт может и не пойдешь, а в формате "зайти посмотреть между двумя экспериментальными выступлениями" – идеально. В какой-то момент над Коломенским даже появляется солнце, правда ненадолго.
На Selector Live тем временем стартовал еще один коллаб. Total Refreshment Centre – монструозная российско-британская супергуппа с суммарным составом (где, впрочем, не все играют одновременно) под 10 человек. Ударные, бас, гитара, электроника, флейта и саксофон, арфа, перкуссия и кажется даже что-то еще. Но этот состав и звучит мощно, и структура в музыке слышна. Почти все композиции строятся на каких-то четких и тяжелых рок-рифах (т.е. на выходе чаще всего получается утяжеленный джаз-рок), под которые каждый может достаточно свободно импровизировать на своем инструменте, а вокалист (ну точнее, поэт-мелодекламатор) Ангус Фейрберн (Angus Fairbairn) читает под это заранее заготовленные тексты, трогательно подсматривая в блокнот. Звуковой костяк очевидно создают британцы, и включить в это российских музыкантов большого труда не составило, в итоге вышло в разы интереснее, чем такого рода джем на прошлогоднем московском RBMA-фестивале. Пожалуй, это пока лучшее, что звучало сегодня на пикнике, но всё равно жалко что для сольного выступления Capitol K (который уже раз был в Москве, аккомпанируя певице Sibelle, а в этом составе отвечал за деревянную флейту и синтезатор MS-20) снова не нашлось места.
Пропустив финал выступления "Рефрешмент центра", отбегаю на главную сцену досмотреть последние 25 минут выступления Royal Blood. Майк и Бен вдвоем (!) (ударные, вокал + бас в овердрайв) создают звука примерно в 10 раз больше, чем Blossoms вшестером. Ударные грохочут, вокалист терзает бас (рифы ревут и скрежещут), играет мускулами и дерет мощную глотку, всё это при этом оглушительно громко и в то же время чётко, не смешиваясь в кашу. Как бы и эффектно, но невозможно отделаться от ощущения, что Royal Blood с роком делают примерно то же, что Skrillex с электроникой (то есть на потребу публике превращает музыку в бесконечную череду "дропов"). Ставка на мощь и громкость, реальный тестостероновый РРРРРОК! А всё остальное типа сонграйтинга будто бы идет довеском.
Напоследок – главное блюдо, The Cure. Фанаты в мёрче и мейкапе мелькают тут еще с обеда, а теперь в толпе, аккуратно выстроившейся перед сценой минут за двадцать до начала, полный набор – флаги, плакаты, шляпы, футболки с разных туров. И хоть возбуждение в публике чуть поменьше, чем 7 лет назад на "Максидроме" (тогда было несколько тысяч тех, кто "всю жизнь мечтал, и вот наконец"), всё равно есть это очень редкое в последнее время ощущение Большого Действа.
Cure появляются на сцене уже на закате, и первое что делает Роберт Смит (Robert Smith) после паузы, пока все накричатся – нелепо и обаятельно строит кому-то из зрителей в первом ряду рожу, это как-то сразу снимает напряжение и настраивает на правильный лад. По первым же звукам "Plainsong" понятно – всё будет хорошо. Группа в порядке, звук в порядке, публика приятная, дождя нет (хотя час назад опять лило). Смит хоть внешне и постарел по сравнению с 2012-м, но поёт кажется даже лучше. "Pictures of You" все уже поют хором.
Главное, на что обращаешь внимание в первые минут 15-20 – то, насколько группа живьем звучит лучше, чем в записи. Больше мощи, больше масштаба, и при этом звук чище и прозрачнее. Отдельная радость – длиннющие инструментальные вступления, это почти пост-рок, как будто две группы в одной. Шоу конечно в первую очередь делает Смит, но и на остальных музыкантов смотреть интересно – справа длинноволосый Роджер О'Доннелл (Roger O'Donnell) за клавишами, похожий на профессора Снейпа, слева - почти неподвижный почтенно-седовласый гитарист Ривс Габрелс (Reeves Gabrels), долго игравший с Боуи. А между ними носится подтянутый и густо татуированный Саймон Гэллап (Simon Gallup) с басом – ему на вид как будто на 10 лет младше, хотя он почти ровесник Смита.
Лучшая часть концерта – центральный блок, где-то между "Never Enough" и "From the Edge of the Deep Green Sea", ну а абсолютная кульминация – "Push" c длинным инструменталом в начале и "In Between Days", это такой гипер-Cure, всё лучшее, что они умеют, выраженное в двух песнях. Сетлист в этот раз покороче и как следствие похитовее, но хорошо и так. Под конец основного блока – совершенно фантастическое исполнение "Forest" (вот что было лучше, чем в прошлый раз), а в самом его финале – "Disintegration", и это кажется единственный раз, когда у группы поплыл звук и гитары слились в гудящую кашу. Смит, не имеющий привычки разговаривать с публикой, спустя полтора часа всё же решается на спич: "Рад всех видеть снова, прошлый концерт в Москве для нас был как будто вчера". Да, пожалуй так, а ведь 7 лет прошло.
В бисовом блоке (который по традиции длится больше получаса) звук снова выстраивают и начинается бомбардировка хитами: "Lullaby" с видео задником из паутины, кабарешная "Caterpillar", электронная "The Walk" (которую я жду особенно трепетно), ну и дальше уже тяжелая артиллерия – "Friday I'm In Love" с нелепым акустическим вступлением, "Close To Me" и финальная "Boys Don’t Cry". В прошлый раз под эту вещь на нас обрушился грозовой апокалипсис, но в сегодня дело ограничивается салютом. К метро толпа идет, распевая нестройным хором "Friday I'm In Love". Кажется вечер удался.
Paul DESMOND (1924)
Matthew GEE (1925)
Nat ADDERLEY (1931)
Bev BEVAN (1944)
Amy GRANT (1960)
Mark LANEGAN (1964)
Tim FREEDMAN (1964)