ФЕСТИВАЛЬ  Джаз с Железных островов

Лорин Хилл, Лизз Райт, Камаси Вашингтон, Мэйси Грэй, Бёрт Бакарак и другие - герои репортажа Звуков с фестиваля North Sea Jazz 2019

Идея поехать на один из старейших джазовых фестивалей Европы North Sea Jazz возникла спонтанно в апреле, лайнап сразил наповал – читаешь и не можешь поверить своим глазам (а также дивишься логистике) – собрать такой состав в одно время? Выглядит нереальным! Посудите сами - Macy Gray, Lauryn Hill, Lizz Wright, Diana Krall, Chick Corea, Burt Bucharach, Bobby McFerrin, Kamasi Washington, Anita Baker, Gladys Knight, Jamie Callum, Jacob Banks, Rag’n bone man, Marc Broussard, Kenny Wayne Shepherd, Janelle Monae, Robert Glasper и еще около 100 имен.

Этого хватит на джазовую афишу Москвы на несколько лет вперед. Как все это возможно прослушать за три дня? И вот ты тянешься к заветной кнопке "Купить билет" - иииии видишь sold-out, за несколько месяцев до фестиваля... Немного удачи и охоты за билетами - начинаем предвкушать заветный weekend в июле!

Что особенно подкупает и интригует, так это огромное количество неизвестных групп в программе. Очевидно, что на таком фестивале не будет случайных имен, а значит - это прекрасный шанс открыть что-то новое. Чтобы не пропустить жемчужину в этом джазовом погружении, решено было задолго до поездки составить плейлист, послушать всех участников и по итогу составить программу на все три дня.

Охватить все 14 сцен одновременно оказалось физически непросто, хотя надо сказать, что организация North Sea Jazz выстроена на высочайшем уровне – от отсутствия очередей (народу 80 тысяч!) до автоматов с джаз токенами для покупок на фудкорте. Все просчитано и продумано заранее, чтобы максимально погрузиться в атмосферу праздника: на входе встречает джазовый оркестр, волонтеры выдают программу на текущий день, vinyl market в отдельных коробках выставляет пластинки исполнителей каждого дня фестиваля, а когда выходишь на Mississippi square, а там уже играют блюз и танцуют, то понимаешь, что ты в раю. Тебе рады, тебя здесь ждали.


День 1: Jose James, Burt Bucharach, Steffen Morrison, Ranky Tanky

Американский солист Хосе Джеймс, записавший пару лет назад примечательный трибьют к Билли Холидей (Billie Holiday), подготовил отличную программу хитов Билла Уизерса (Bill Withers) и решил подать ее в оркестровой аранжировке. Все хиты – от "Ain't No Sunshine" до "Lovely Day" – прозвучали так хорошо, что, закрывая глаза, казалось, что это оригинальные версии и лишь его причудливый наряд в духе позднего Хендрикса немного возвращал к реальности.

Пропустить выступление легендарного Бёрта Бакарака, которому в этом году исполнился 91 год, было бы преступлением. Очень хотелось отдать дань уважения человеку, который написал такие хиты, как "Walk On By", "I Say A Little Prayer For You", "Raindrops Keep Going On My Head", "The Look Of Love", а на заре своей карьеры гастролировал с Марлен Дитрих. Аншлаг не случился, но преданных поклонников у мэтра оказалось довольно много. Вышел очень трогательный сет, Берта провожали стоя, многие не сдерживали слез – то ли от воспоминаний своей юности, то ли от грусти, что все проходит.

Стефен Моррисон – звезда голландского проекта Voice; достаточно послушать его версию A Song For You буквально секунд 20 - и становится понятно, на него надо бежать сломя голову. Ощущается, что этот парень в детстве явно фанател от Джеймса Брауна и Марвина Гея, “снимал” по ночам их манеру пения и явно в этом преуспел.

Гремучая смесь госпела и соула Ranky Tanky из Южной Каролины буквально прожигала своими барабанными ритмами Mississippi square. Завершают вечер могучий Tower of power, бэнд из Калифорнии, которому уже более 50 лет. Они буквально сносят все вокруг духовой секцией и потрясающими фанковыми ритмами в духе The Meters. Заводит и бодрит! Решено, ставлю их трек Soul With A Capital S на будильник.


День 2: Lizz Wright, Marc Broussard, Fat Night, Macy Gray

Выступление Лизз Райт предвкушалось с особенным трепетом – кто хоть раз слышал этот тягучий бархатный тембр, тот его уже не забудет. Правда, в программе значились еще две певицы: Бекка Стивенс (Becca Stevens), Камилла Меза (Camilla Meza) и оркестр Metropol с богатейшей историей: он был создан после второй мировой и аккомпанировал великим – Элле Фицжеральд (Ella Fitzgerald), Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) и многим другим. Не удивительно, что зал встретил его овацией еще до выхода звездных вокалисток.
По итогам сета хочется отметить отдельно композицию Бекки "Queen Mab": она поразила и ритмом, и текстом, и манерой пения. В альбомной версии не хватает драйва и шаманства (слишком хорошо и мягко записано), а с оркестром этого хватило с лихвой. Как будто попадаешь в паутину затерянного леса, из которой не выбраться, потому что выбираться не хочется.
Лизз Райт начала с кавера на "Old Man" Нила Янга (Neil Young), немного заглушив всех остальных своим глубоким контральто. Хотелось слушать ее еще и еще, но она спела не больше пяти песен, уступив первенство Камиллы, которая, увы, не запомнилась совсем.

На выступление Марка Бруссарда к сцене было не пробраться. И через несколько минут после начала выступления стало понятно, почему. Марк исполнил шикарный ностальгический сет – узнаваемые "Love And Happiness", "Come In From The Cold", "Try Me" и под занавес мощнейшую "Dyin’ Man".

На очереди - Fat Night, довольно крепкая группа из Чикаго. На счету у них два альбома и несколько синглов, но треки запоминаются сразу – заводной "Someday" и очень теплый согревающий – что понятно уже из названия – "The Warmth".
Смотрю на часы и понимаю, что счастье уже очень близко – через полчаса начнет вершить свою магию Мэйси Грэй. Послушав перед поездкой ее недавние лайвы, сложно было предположить, в каком состоянии она выйдет и выйдет ли вообще, здесь возможны сюрпризы. Зал полон, заняты даже дополнительно открытые ярусы, и с первых нот становится понятно, что все опасения были напрасны – певица в отличной форме, а "Do Something" звучит даже лучше, чем в альбоме!
Сетлист вполне ожидаем, но не обошлось и без сюрпризов. Первый – "Swimming Pools" (кавер на трек Кендрика Ламара (Kendrick Lamar) она превратила в тягучий блюз с рефреном Pool full of liquor I'mma dive in it, эта строчка прочно врезалась в память до сих пор. Отдельную овацию получила бэк-вокалистка, буквально сотрясавшая публику мощными высокими нотами, в то время как Macy продолжала хрипло читать уже до боли знакомый рефрен. Не покидало чувство, что это реинкарнация Билли Холидей, которая пришла спеть свою последнюю песню в прокуренный бар. Бар давно закрыт, виски закончился, слушатели разошлись, но она все равно продолжает петь.

Второй сюрприз – это кавер на "Nothing Else Matters" с ее альбома "Stripped", Мэйси нечасто балует публику этой версией, но в этот раз повезло. Ну и на бис, конечно, не обошлось без I try, в немного необычной аранжировке, но зато знакомым до боли текстом, который пели все без исключения.
А контрольным выстрелом в голову стали "The War and Treaty" с их "Love Like There’s No Tomorrow" и "Set My Soul On My Fire". Мощный черный вокал, красивые мелизмы и сумасшедшая харизма - это надо просто послушать.


День 3: Kamasi Washington, Feng Suave, Reis / Demuth / Wiltgen, Lauryn Hill

На Jungle by night планировалось заглянуть буквально на пять минут – приобщиться к афробиту и побежать дальше, но барабаны были настолько хороши, что уйти не получилось. Эти ребята запросто раскачали зал, публика буквально стояла на ушах.

Но, как выяснилось дальше, это была только разминка перед мощью крышесносной ритм-секции от Камаси Ввашингтона и его группы.
Скажу честно, в мой плейлист изначально Камаси не попал: его альбомные записи показались нарочито сложными и местами перегруженными. Однако мое мнение сильно изменилось после его сета. Сразу стало понятно, почему молодой саксофонист наделал столько шума - в прямом и переносном смысле этого слова. Великолепная ритм-секция потрясает: за нее отвечают сразу два барабанщика, Рональд Бренер (Ronald Bruner Jr.), Тони Остин (Tony Austin) и басист Майлс Мосли (Miles Mosley), а тон задает виртуозный клавишник Брэндон Коулман (Brandon Coleman). Уровень мастерства зашкаливает, складывается ощущение, что Камаси собрал лучших музыкантов планеты и ведет их за собой в космос.

Треки Feng Suave, группы из Амстердама, прочно засели в моей голове еще на пути к фестивалю – Noche Oscura был на repeat несколько дней, сложно даже объяснить в чем его особая магия. Сочетание соула 70x и psych pop рисуют в голове причудливые отпускные картинки непременно про серфинг и mint julep. Попытка купить их винил не увенчалась успехом, так как альбома еще нет, выходило только четыре трека на EP ограниченным тиражом.

Интерес к трио из Люксембурга Reis / Demuth / Wiltgen был очень высокий – зал просто не смог вместить всех желающих, публика сидела на полу, стояла в очереди в надежде, что кто-нибудь заскучает и уйдет. В основном были сыграны треки с альбома 2013 года, звучат довольно минималистично и медитативно, в этом их красота.

Примерно за полчаса до выступления Лорин Хилл самый большой зал Nile уже был битком, на разогреве выступила DJ Reborn c бодрым миксом из афробита и Jay-z, публика вовсю танцевала и ждала выхода "той самой вокалистки из The Fugees".
Сет Лорин очень удачно стартовал с "Lost Ones", задав нужный градус драйва. Дальше практически полностью трек за треком был отыгран Miseducation of Lauryn Hill. Сложно поверить, что с момента выхода этого культового альбома прошло 20 лет. Его звук по-прежнему актуален, как и тексты, а звучит вживую все еще в десятки раз мощнее, чем на пластинке. На бис Лорин исполнила уже ставшие классикой "Ready Or Not" и "Fu-Gee-La". Это совсем не напоминало прощальный тур или случайные гастроли, - скорее, навевало надежду на новый альбом.

Три дня фестиваля пролетели как один миг. Это абсолютный must-see для любителей джаза, фанка и афробита. После него у вас точно останется приятное послевкусие и большая подборка новых треков.

30.07.2019, Юлия ХАДЖИЕВА (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: