Певица Нино Катамадзе, любимица московской интелигенции, объявила, что больше не будет выступать в России. Что стало для этого поводом? Некий российский депутат Гаврилов приехал на некоторое странное протокольное межпарламентское мероприятие, сел - уверяет, что по приглашению принимающей стороны — в кресло спикера грузинского парламента, после чего был оттуда удален вошедшими в зал членами прозападных фракций. У здания народного собрания собралась толпа, начались протесты, в ходе которых Россию назвали оккупантом, занявшим 20% территории Грузии, а от министра внутренних дел и спикера парламента потребовали уйти в отставку (что последний и сделал). Протесты в том или ином виде продолжаются до сих пор; от действий полиции, применившей травматическое оружие, в них серьезно пострадало несколько протестующих.
В этой истории обычному российскому меломану непонятно ничего — даже если не вдаваться в тонкости извилистых отношений режимов России и Грузии в конце 2000-х и короткую войну в августе 2008-го, а воспринимать как есть сейчас — когда россияне еще вчера летали прямыми рейсами без виз отдыхать в гостеприимную горную страну, а сегодня туда отменены все прямые рейсы.
На самом деле, мы это уже проходили — в 2014-2015 годах, когда одна часть сопредельной страны стала частью другой страны, и в другой части сопредельной страны вспыхнула гражданская война, унесшая тысячи жизней. Тогда рвались культурные связи, российские артисты высказывались против войны и в поддержку сопредельной страны, а потом подвергались травле у себя на родине. Причем обезумевшему российскому общественному мнению было все равно, за что полоскать музыкантов — Андрея Макаревича за его жесткие слова в адрес воинственного российского режима, Диану Арбенину за примирительные и объединительные речи или Нойза МС за вопрос о том, был ли кто-нибудь из зрителей фестиваля «Кубана» во Львове и видел ли там украинских нацистов. О концертах украинских музыкантов, которых в России любили всегда, больше не могло быть и речи.
"Мы бы с удовольствием приехали выступать", — говорил тогда Святослав Вакарчук из Океана Ельзi, - "но только никто не решится устроить наш концерт, потому что его обязательно сорвут". Вспомни свой 2014-й.
А теперь вернемся обратно в наше время. Отказаться от выступлений сразу у Нино не получилось. Сначала ей пришлось закрыть обязательства по уже подписанным контрактам и долгам — как юридическим, так и моральным. Она выступила на "Усадьбе Джаз" вместе с девочкой-подопечной Фонда Хабенского, а также сыграла сет на закрытом гала-ужине "Афримпекса" — нигерийской компании с большим российским государственным участием. Концерт на "Усадьбе", по словам певицы, дался ей невероятно тяжело. Она написала у себя в соцсетях эмоциональный пост, в котором выразила солидарность с митингующими, назвала Россию - оккупантом, Путина - врагом своей страны и сообщила, что концерт на фестивале был последним в России. Потом пост был стерт, а затем восстановлен — то есть все метания и колебания артистки ее поклонники наблюдали, можно сказать в прямом эфире.
Стоит отдать должное смелости этого шага — российская аудитория для Катамадзе если не главная, то важная, и для отказа от концертов в нашей стране ей нужны были сильные внутренние основания, в том числе определенная финансовая смелость. Ее резкий жест напоминал 11-летней давности демарш любимого россиянами Вахтанга Кикабидзе, который отказался приезжать в Россию после начала российско-грузинского военного конфликта, и с тех пор свое обещание держит. Однако самое интересное, что произошло вслед за заявлением Катаматдзе и какую волну оно подняло и вызвало.
Ничего и никакую.
Ни один из считанных грузинских артистов, популярных в России, не отменил свое выступление. Более того, ближайший концерт популярная во всей Европе группа Мгзавреби анонсировала довольно трогательно и вообще без всякого упоминания политики. "Вновь сыграть в знаменитом Зеленом театре ВДНХ для нас очень волнительно — пять лет назад мы были одними из первых, кто выступил на открытии его полностью обновленной сцены", - пишут музыканты на своей странице Вконтакте.
У великого фантаста и детского писателя Кира Булычева была книга "Лиловый шар" — о рассыпанных по обитаемой вселенной шарах с вирусом вражды внутри. Каждый, кто разбивал лиловый шар, рисковал или сам броситься на ближнего, или пасть от руки прежде любящего и близкого человека. Такие шары уже разбились в коридорах власти России и Украины, множество — на Донбассе, несколько — в грузинском парламенте и на площади перед ним.
Чтобы понять, чем все это еще вполне может закончиться, достаточно вспомнить, чем увенчалась травля Машины времени, Ночных снайперов, Нойза и Андрея Макаревича. Не только подпорченными нервами и пошатнувшимся финансовым и творческим состоянием звезд-пацифистов, но и попаданием некоторых из них в список нежелательных персон на сайте "Миротворец». Туда, помимо впавшего в пророссийский имперский галлюциноз Александра Ф. Скляра или превратившуюся в народную артистку ДНР Юлию Чичерину неизвестно почему угодил, например, человек с украинской фамилией Вакуленко, он же Баста. А также — та самая Диана Арбенина, которая за свои пропитанные любовью и солидарности слова о Украине и России, подчеркнем это еще раз, была подвергнута травле у себя на родине; концерты ее "Ночных снайперов" отменялись повсеместно, работать группе не давали, и для прекращения этой позорной компании потребовалось личное вмешательство министра культуры РФ. Увы и ах, "НС", оказывается, выступали в Севастополе в 2015 году, а вот этого аффилированный с Министерством внутренних дел Украины "Миротворец" ей простить не смог.
И не только "Миротворец". Распоряжением правительства Украины каждый импрессарио этой страны, желающий пригласить артиста из России, до сих пор должен был подавать заявку в СБУ Украины, и начать оформлять документы для таких гастролей мог только после высочайшего разрешения органов госбезопасности.
Нечто подобное, к слову, существовало в СССР времен въездных и выездных виз — прежде, чем пригласить друга или родственника из-за границы, нужно было письменно спрашивать разрешения государства. Прежде активно обменивающиеся артистами промоутеры обеих стран тогда застыли в полном недоумении и, в целом, с тех пор никак не отомрут.
У искусства всегда есть противоядие от зловония вражды — то самое обобщение переживания, которое заставляет нас смотреть пьесы Ибсена, а, скажем, норвежцев — читать книги Толстого. У музыки это лекарство особенно сильное и быстродействующее — оно проникает через уши и воздействует непосредственно на восприятие человека; именно благодаря этому чудодейственному свойству в России и полюбили, в частности, песни нынешней отказницы Нино Катамадзе. Именно оно помогает залечить раны от прошедшей войны и до последнего времени сподвигало российских молодых людей выбирать для путешествий и исследований братскую Грузию вместо родного Краснодарского края.
Но тут Нино Катамадзе, перефразируя стихотворение Даниила Хармса, вынула у себя из головы лиловый шар вражды. Аккуратнее с этой лиловой штукой, госпожа Нино, а лучше, как заповедовал тот же Хармс, положите его на место.
Дата рождения:
21 августа 1972
Pete BEST (1941)
Donald "Duck" DUNN (1941)
Richard TEE (1943)
Clem BURKE (1955)
Эмир КУСТУРИЦА (1955)
Sven GRÜNBERG (1956)
Армен Сергеевич ГРИГОРЯН (1960)
Danny HOWELLS (1970)
Christopher Michael FEHN (1972)