ALICE IN CHAINS  Старый гараж

В Москве сыграли Alice in Chains – одна из четырех ныне здравствующих легенд гранжа

В минувший четверг в Москве выступили Alice in Chains. Наверное, этого концерта мы ждали все те 30 лет, что существует группа. Все дело в бесконечно нежной любви отечественного слушателя к гранжу – направлению, зародившемуся в США в конце 80-х годов. Основоположниками стиля принято считать четыре сиэтловских команды - Nirvana, Soundgarden, Pearl Jam и Alice in Chains. Популярность стиля пришла в Россию вместе с Nirvana, в то время как Alice in Chains в России, но не на мировой рок-сцене, долгое время пребывали в тени своих коллег по музыкальному цеху.

За годы 3 из 4-х команд потеряли своих фронтменов, 2 них более не существуют. Спустя три десятка лет до нас доехали только Alice in Chains, на долю которых выпало немало испытаний: в 2002 году группа потеряла фронтмена Лейна Стейли (Layne Staley) – музыкант скончался вследствие передозировки; в 1993 году группу покинул бас-гитарист Майк Старр (Mike Starr); музыкант скончался в 2011 году. А в середине нулевых группа решилась на реанимационные действия и пригласила в качестве фронтмена Уильяма Дюваля (William DuVall) - участника американской группы Comes with the Fall.

И вот тут стоит сразу расставить все точки над "i". В случае подобных утрат возможны только два типа замен: когда новый фронтмен максимально похож на предыдущего – часто в таких случаях имитируют не только манеру исполнения, но и внешнее сходство, – и когда новый фронтмен радикально непохож на предыдущего, а группа делает некую попытку перезагрузки, в том числе и на уровне общей концепции. По второму пути пошли, например, финские металлисты Nightwish (возможно, не самый удачный пример в гранжевой среде, но все же). Alice in Chains – первый случай. Вокал ДюВалля здесь– это 100% имитация голоса и подачи Лейна. А исполняемые композиции с первых трех альбомов "Элисов" живьем звучат настолько идентично, что впору сличать их на профессиональной технике. В то время, как в Comes with the Fall ДюВалль звучит иначе и ничто не напоминает фирменного и узнаваемого вокала Лейна.

Что же не так? Все-таки, некая доля диссонанса в восприятии мешает нам наслаждаться концертом. ДюВалль обладает яркой внешностью и харизмой, но ему далеко до харизматичного Лейна, он слишком сладкий. Кажется, что вот-вот он затянет что-то вроде "I belong to you and you belong to me", но вместо этого вынужден петь "Down in a hole, losing my soul….". Опять же, бытует мнение, что некоторые музыкальные направления могут прочувствовать только представители определенной расы: так, истинный рэп могут исполнять только афроамериканцы – дети улиц, а гранж - только белые с богатым героиновым прошлым. Возможно, из-за отсутствия опыта в последнем, некоторые композиции, в которых по признанию Лейна, описывался опыт принятия тех или иных наркотиков, где-то звучат не так искренне, но в остальном ДюВалль – отличное и, наверное, единственно правильное решение для Alice in Chains.

Вот как могли бы звучать Alice in Chains, возьми они на постоянную замену Лейни, например, Фила Ансельмо (Phil Anselmo) из Pantera. И Даффа МакКагана (Duff McKagan) в качестве гитариста.

А вот как звучит тот же Would, но с ДюВаллем:

Бытует мнение, что со смертью Лейна умер и Alice in Chains, а последний альбом получился тусклым и слабым.

Стиль, прославивший команду, был актуален для своего времени. За три десятилетия сильно изменился мир, а вместе с ним – настроения и проблемы. Поэтому оставлять 100% первоначальную идентичность было бы неблагоразумно. Группа трансформировалась. Определенно, для продолжения жизнедеятельности сделать это было необходимо. И Alice in Chains сделали это изящно, сохранив свою уникальность (в большей части это манера исполнения Лейна, которую перенял Дювалль), но, при этом, немного сместив курс в сторону современного рока/ альтернативы.

Если вернуться к остальным командам, то Nirvana прекратилиа свое существование на пике популярности в середине 90-х, Soundgarden распались и далее творчество Криса Корнелла (Chris Cornell) трансформировалось в Audioslave, где первоначальное звучание так же претерпело изменения. Pearl Jam, играя в рамках стиля, со временем растеряли свою популярность. Наверное, Alice in Chains сделали самый правильный выбор. Что же касается Rainier Fog (релиз 2018 года), то никто не застрахован от взлетов и падений. Тем более, на счету команды есть очень сильный The Devil Put the Dinosaurs Here (релиз 2013 года), записанный уже в новом составе.

В рамках московского концерта особый фокус был сделан на ранее творчество команды. Почти половина сет-листа – наследие ранних "Элисов". Только с альбома Dirt 1992 года, который и по сей день считается классикой в дискографии команды и в целом в рамках стиля, прозвучали пять композиций. Даже пять с половиной, если брать в расчет неудавшуюся попытку исполнения God Smack.

Российские поклонники команды, если и испытывали некий скептицизм по отношению к новому фронтмену и к реанимации Alice in Chains как таковой, особенно на фоне последнего, возможно, не самого удачного альбома команды, уже после Them Bones сменили гнев на милость. Идеальное, максимально приближенное к оригиналу исполнение композиций с первых трех пластинок с тем же надрывом в голосе и те же настроения, настоящее тяжелое и фирменно грязное звучание. Группа продемонстрировала отличную форму и показала, возможно, один из лучших клубных концертов этого года, еще раз заверив, что Alice in Chains – одна из четырех и ныне здравствующих легенд гранжа.

На закуску оставили Would? и Rooster, исполнив обе композиции вместе с поклонниками. Такого ровного и чистого исполнения "Here they come to snuff the rooster" Москва, определенно, не слышала уже давно.

Аудитория тоже порадовала своей гранжевой аутентичностью – казалось, что представителей стиля уже и не осталось. В зале сияло бесконечное множество зажигалок (вместо фонариков на телефоне). Оказывается, полна еще Москва староверов!

22.06.2019, Ольга БОГУНОВА (ЗВУКИ РУ)

ALICE IN CHAINS - свежие публикации:

ALICE IN CHAINS

Alice In Chains зачисляют к гранжу скорее благодаря их сиэтлскому происхождению, нежели музыке, основанной на тяжелых и тягучих металлических рифaх. Стиль группы менялся на протяжении всего периода ее творчества: от легких хард-роковых композиций до традиционного хэви-метал. Но едва ли кто-нибудь сможет найти лучшее определение для музыки коллектива, чем ударник Шон Кинни: "Мы сумели овладеть мастерством создавать нечто красивое, но вызывающее у слушателя желание умереть…"

Подробности из жизни:

Alice In Chains зачисляют к гранжу скорее благодаря их сиэтлскому происхождению, нежели музыке, основанной на тяжелых и тягучих металлических рифaах. Стиль группы менялся на протяжении всего периода ее творчества: от легких хард-роковых композиций до традиционного хэви-метал. Но едва ли кто-нибудь сможет найти лучшее определение для музыки коллектива, чем ударник Шон Кинни: "Мы сумели овладеть мастерством создавать нечто красивое, но вызывающее у слушателя желание умереть…"

Коллектив Alice In Chains образовался в 1986 году, после распада школьного ансамбля вокалиста Лейна Стейли (Layne Staley) Sleeze, где Стейли играл на барабанах. Музыкант сформировал новую группу Alice 'N Chainz, встал за микрофонную стойку и стал исполнять каверы разных команд, вроде Slayer, Armored Saint и им подобных. Познакомившись с гитаристом Джерри Кантреллом (Jerry Cantrell), он переходит к нему в группу Diamond Lie и вскоре переименовывает ее в Alice In Chains ("Алиса в цепях"), что символизирует…

Далее... →