В минувшую пятницу в Москве состоялся один из главных концертов 2019-го года - спустя 30 лет в столицу вернулись Bon Jovi. Джон Фрэнсис Бон Джови и его команда отыграли свой сольный концерт на той же площадке, где ровно три десятилетия назад прошел Московский Международный Фестиваль Мира, в котором они принимали участие в качестве хэдлайнера, а сам фестиваль стал знаковым для целого поколения.
В этот раз Bon Jovi пожаловали в столицу в рамках тура "This House Is Not For Sale" в поддержку одноименного альбома, увидевшего свет в 2016 году. Тур стартовал в 2017 году и закончится в октябре 2019 года. В рамках турне группа отыграет 95 концертов практически во всех странах мира.
Свой московский концерт Bon Jovi открыли заглавной композицией "This House Is Not For Sale" – идеальной для старта большого стадионного шоу. Учитывая, что с момента предыдущего визита группы в Москву прошло целых 30 лет, за которые она успела плодотворно потрудиться и сменить состав, сет-лист этого шоу сильно отличался от стандартного. С последней пластинки прозвучали всего две композиции: заглавная и God Bless This Mess. К тому же, сказывается отсутствие соучредителя группы, гитариста и основного сочинителя песен, Ричи Самбора (Richie Sambora).
Творчество Bon Jovi сегодня – не дефицитный товар, и все же музыканты решили действовать наверняка и с привлечением "тяжелой артиллерии", поэтому и ставку сделали на два знаковых для группы альбома – третий "Slippery When Wet", увидевший свет в 1986 году и четвертый "New Jersey", вышедший в 1988 году. То есть, фактически, решили устроить для нас некоторую ретроспективу.
Со "Slippery When Wet" для московской публики прозвучали Raise Your Hands, Wanted Dad Or Alive и, конечно же, два главных хита, давшие группе путевку в жизнь не только на американской сцене, но и за ее пределами – You Give Love a Bad Name и Living on a Prayer, которой, кстати, и завершили большой московский концерт. С альбома "New Jersey" были выбраны идеальные для больших площадок Lay Your Hands On Me, Born To Be My Baby, Blood on Blood и Bad Medicine.
Жаль, что романтичная Always и получившая Грэмми "Who Says You Can’t Go Home" в сет-лист концерта не вошли. Вместо них Bon Jovi исполнили менее популярные в России 'Bed of Roses" и "Amen", причем во время исполнения последней Джон Бон Джови назло злопыхателям продемонстрировал все еще очень неплохие вокальные данные.
Ниже – любительская съемка на телефон одного из поклонников
Если же говорить об общих впечатлениях от шоу, то оно однозначно удалось. Группа отыграла очень коммерчески-правильный с точки зрения канонов шоу-бизнеса концерт, собрав на площадке около 100 000 зрителей. Старики Тико Торрес (Tico Torres), Дэвид Брайан (David Bryan) и Хью Макдональд (Hugh McDonald) - по-прежнему в отличной форме, и делают ставку на классическое рокерское звучание с упором на драйвовые стадионные гимны со всеми пирогами: фейерверками, видео на огромных экранах и хоровым пением, периодически разбавляя боевики балладами (а куда же без этого?!). Визуальный ряд с красивыми картинками на месте. Общения с публикой не много, но оно есть.
А давайте сравним московский концерт Bon Jovi с их вечным антиподом - Guns N' Roses, концерт которых в 2018 году стал не менее пафосным и ожидаемым?
Джон Бон Джови и Аксель Роуз (Axl Rose) друг друга на дух не переваривают еще с доисторических времен, неоднократно высказываясь друг о друге в самом нелицеприятном тоне.
В одном из интервью примерно 10-летней давности Джон с возмущением сообщил, что, листая один британский журнал, он наткнулся на статью, в которой журналист с восторгом писал о Роузе. О том, что за 13 лет он потратил на запись диска 13 миллионов долларов. 'Заметьте, несуществующего диска! Этот mother…r 13 лет не выпускает ничего нового, но продолжает оставаться объектом пристального внимания. Вспомните, сколько за 13 лет сделали Bon Jovi! И все равно они предпочитают писать о таких, как Роуз", - негодовал Джон.
Справедливости ради отметим, что Ганзы все-таки выпустили свой многострадальный диск Chinese Democracy в 2008 году. Но, нельзя не согласиться с тем, что Bon Jovi были и остаются настоящим конвейером по производству хитов. Пусть иногда и в соавторстве, но для публики главное – результат.
Итак, пройдемся по основным составляющим московских концертов двух монстров мировой рок-сцены и постараемся определить, кто же круче.
Оправданные ожидания
Пожалуй, выбирать среди Guns N' Roses и Bon Jovi, учитывая все вводные данные – сложно. И одних, и вторых действительно ждали.
Несмотря на относительно недавний визит Guns N' Roses в Россию (группа во главе с бессменным лидером и на тот момент единственным из оригинального состава отыграла в России в 2010 году), концерт 2018 года для группы стал знаковым, так как непримиримые стороны наконец-то поняли, что вместе они – сила, и зарыли топор войны. Поэтому на почти "золотой" состав Аксель Роуз -Слэш (Slash) – Дафф МакКаган (Duff McKagan) фаны шли, как на праздник.
Bon Jovi до вчерашнего дня в современной России не были ни разу. Свой первый концерт группа отыграла еще во времена СССР (а, такой страны уже нет) и вернулась на ту же самую площадку, после капитального ремонта - не только площадки, но и страны в целом, - спустя 30 лет.
Bon Jovi в принципе всю жизнь играют в относительно постоянном окружении вот уже более 30 лет, потеряв, разве только гитариста Ричи Самбора в 2013 году. Неизменные Тико Торрес (Tico Torres) - ударные и Дэвид Брайан (David Bryan) -клавишные - по-прежнему в составе группы. Поэтому здесь команды в равном положении.
Сет-лист
Однозначно лидируют Guns N' Roses. В свой последний приезд музыканты прошлись абсолютно по всем своим хитам. И даже не забыли про Pink Floyd и Soundgarden, отыграв каверы на "Wish You Were Here" и "Black Hole Sun".
Bon Jovi тоже сделали упор на классику, но все же забыли нежно любимую российской аудиторией "Always", а также "Who Says You Can’t Go Home". И приятных сюрпризов в виде каверов либо других флэшбеков тоже не случилось.
Удивил, так удивил
И тут опять лидируют Guns N' Roses, вышедшие на сцену вовремя. И еще засветло. За все эти годы Аксель успел заработать репутацию еще того "сукиного сына": если он в принципе вышел на сцену – уже хорошо, так как группа никогда не отличалась пунктуальностью. А в лучшие годы Аксель вообще мог бросить микрофон и сказать "I’m going home".
В случае с Bon Jovi – все предсказуемо и строго вовремя, за что им огромное человеческое спасибо. В общем, Аксель опять "выехал". Но на хайпе.
Уживчивость и продуктивность
Тут много-много баллов получают Bon Jovi, поскольку, если обратиться к истории, группа в скандалах замечена не была, не срывала концерты, поклонники не страдали, на сцену выходили вовремя и все те годы, что Ганзы пытались обижаться друг на друга, Bon Jovi упорно работали, выпуская один хит за другим, ездили в турне, зарабатывали деньги и вообще они большие молодцы. Так держать!
Исполнение
Несмотря на то, что со временем голос у Джона все же немного подсел, но волшебное исполнение композиции Amen в рамках московского концерта все расставило на свои места. Нельзя не отметить, что в свои 57 лет Джон находится просто в отличной форме и голосом владеет куда лучше своего вечного оппонента. Однако если вы видели Джона в расцвете славы, вы согласитесь с тем, что сейчас он вызывает скорее почтение, чем обожание - как бы он ни пытался делать вид, что есть еще порох в его пороховницах. соло гитариста Фила Х (Phil X), безусловно, звучат "канонически" и достоверно, а его игра привносит в шоу новую энергию.
Да и спортивная форма остальных музыкантов Bon Jovi - на зависть многим! Но если бы вы видели, как круто Слэш ходит на руках – это умение музыкант не поленился продемонстрировать в рамках московского концерта. Поэтому здесь все молодцы.
Хиты
Несмотря на внушительный арсенал из хитов на счету Bon Jovi и совершенно волшебные Living on a Prayer, You Give Love a Bad Name, Bed of Roses и т.д., почему-то в России хитом №1 стала It’s my Life, которую, без преувеличения, ждал весь стадион. Отличное исполнение и просто нереальный выброс энергии. Казалось, что кто-то пришел исключительно ради этой композиции, так как сразу после нее некоторые трибуны заметно поредели.
Главная композиция Guns N' Roses – November Rain, безусловно красивая и значимая в истории мировой рок-музыки. Но прошлогоднее исполнение оставило желать лучшего. Возможно, из-за вокала Акселя. Но Don’t Cry в тот вечер затмила все. Абсолютно все. И это было волшебно.
Атрибутика
Опять лидирует Аксель, продемонстрировавший целую коллекцию головных уборов и даже доставший где-то специально для российского шоу розовую ушанку. А уж шляпы Слэша вообще стали легендой.
Но и Джону стоит отдать должное... за концерт 30-летней давности. Тогда музыкант появился на сцене в настоящей военной шинели. В одном из интервью Джон Бон Джови рассказал, что просто выменял ее на майки с символикой Bon Jovi и дефицитные джинсы.
Звук
Место проклятое и, видимо, ничего не поделаешь. И в случае с Guns N' Roses, и с Bon Jovi, звук оставлял желать лучшего. В последнем случае над полем вообще периодически пропадал голос.
Интерактив
Все-таки спустя 30 лет раздуки фанатам хотелось бы услышать чуть больше теплых слов. В случае с Bon Jovi все обошлось банальными фразами о том, что прошло целых 30 лет и в это сложно поверить. Кажется, что к загадочной русской душе подход все же не был найден.
Guns N' Roses тоже не отличались лирическими отступлениями, но все же диалога с публикой было больше. Правда, Bon Jovi, исполняя Bed of Roses, вытащили на сцену одну из поклонниц и под тысячи телефонных фонариков Джон исполнил с девушкой медленный танец.
Подводя итог московских концертов двух супергрупп, очевидно одно: оба шоу стали абсолютным московским must have 2018 и 2019 годов. И Bon Jovi, и Guns N' Roses по-прежнему хороши, а качество и уровень их живых выступлений полностью оправдывают долгое ожидание встречи. Сомневаемся, что двум рок-глыбам удастся еще раз передать то волшебство, которое витало в воздухе. Для этого нужно быть группой мирового уровня... oh wait.
Bon Jovi сумели сделать своим героем простого рабочего парня и тем самым удовлетворели вкусы самой массовой из публик.
Подробности из жизни:
Bon Jovi - американская группа.
Страна: США. Жанр: рок, глэм-рок, поп-рок
Состав:
Джон Бон Джови (Jon Bon Jovi) – вокал, гитара
Ричи Самбора (Richie Sambora) – гитара
Тико Торрес (Tico Torres) - барабаны
Дэвид Брайан (David Bryan) – клавишные
Джерсиец Джон Бон Джови с детства хотел стать музыкантом и выбрал для этого максимально короткий, по его мнению путь – устроился работать на звукозаписывающую студию. Работал он простым уборщиком, но доступ к аппаратуре получил. Вечерами, после работы, он записывал свои первые демо, которые начал рассылать по разным звукозаписывающим компаниям. В итоге – Джон получил контракт с Mercury, и начал головокружительную карьеру в мире рок-музыки.
Стиль Bon Jovi представлял собою нечто среднее между хард-роком, глэм-роком и кантри, а тексты песен о жизни простых рабочих парней мгновенно возвели молодую группу в ранг хитмейкеров, правда, традиционные рок-критики подвергли Bon Jovi остракизму за излишнюю…
1943 – Родился кантри-певец и композитор Рэнди Ньюман. Его песни исполняли и исполняют Лайза Миннелли, Рэй Чарльз, Рик Нельсон, Эрик Бердон и другие звезды, а его саундтреки сопровождают все фильмы студии Pixar »»
Berry GORDY JR. (1929)
Clarence FOUNTAIN (1929)
Gato BARBIERI (1934)
Randy NEWMAN (1943)
Paul SHAFFER (1949)
David CASTLE (1952)
Duncan TOWNSEND (1981)