THE GREAT HARRY HILLMAN  Импровизация нового века

Швейцарско-немецкий квартет имени американского легкоатлета везёт в Россию свежий пост-джаз

Джазовая гостиная Михаила Митропольского в Еврейском культурном центре все 12 сезонов своего существования старается не зацикливаться на джазе как таковом и искать музыкальную истину на границах разных видов музыки. А еще она славится традицией долгих и интересных бесед с музыкантами уже отыгравшими концерт и увлеченно рассказывающими публике, зачем они это делали. В свою очередь зрители не стесняются с вопросами, порой очень нестандартными. В этот раз один вопрос прозвучит обязательно – почему этот швейцарско-немецкий квартет The Great Harry Hillman называет себя именем известного американского легкоатлета, который в самом начале XX-го (!!!) века накапливал олимпийские медали в беге с препятствиями?

Но главная загадка этого ансамбля все-таки в том, что именно кроется под этикеткой пост-джаза. Это джаз или уже нет, и насколько их музыка отражает реалии теперь уже XXI века. Можно сказать сразу – отражает.

Действительно в музыке молодых музыкантов (а их возраст не превышает 30 лет) кроме джаза, рока, свободной импровизации присутствует ощущение века быстрых событий. Музыканты используют довольно сложные музыкальные конструкции, однако слушатель не обязан разбираться в них досконально. Интуиция с постижением такого динамичного материала вполне справляется. Для работы всего механизма накоплен достаточный опыт – в арсенале группы три диска "After Livingston" (2013), "Veer Off Course" (2015) и "TILT" (2017), причем последний выпущен престижным американским лейблом Cuneiform Records. Из многочисленных высказываний критиков, пожалуй, стоит привести вот этот: … если вы из тех ценителей джаза, которым по нраву материал с претензией, выходящий за стандартные джазовые рамки, но не нарочитый и не слишком влюблённый в собственную концептуальность — обратите внимание на этот коллектив (Audiophile Audition).

Пора представить участников. Все четверо — музыканты с профессиональным джазовым исполнительским образованием (а саксофонист и кларнетист Нильс Фишер (Nils Fischer) в дополнение к этому имеет ещё и магистерскую степень преподавателя музыки). Личные интересы музыкантов демонстрируют весьма разнообразный спектр. Например, Нильс Фишер тяготеет к концептуальным подвидам нынешней импровизационной музыки (к примеру он в 2015 году проехал пол-России с театрализованным проектом "Shady Midnight Orchestra" швейцарской вокалистки Марены Витчер). Гитарист Давид Кох (David Koch), выросший в семье академического флейтиста, начинал с исполнения клезмера и ирландского фольклора, а потом пришёл к инди-року под влиянием Джона Зорна и нью-йоркского «даунтаунского» авангарда рубежа XX и XXI веков. Басист Самуэль Хювилер (Samuel Huwyler) начинал с серьёзнейшего увлечения рисованием и с гитары в русле рок-музыки, а уже позже пришёл к своему инструменту. И только барабанщик Доминик Маниг (Dominik Mahnig) определился и со стилем, и с инструментом с самого детства — в его арсенале даже регулярные победы в национальных барабанных шоу.

Весной 2015 года ансамбль получил престижную швейцарскую джазовую премию ZKB, которая открыла для многих коллективов принципиально новые возможности. Премия существует с 2003 года, и в России регулярно появляются её лауреаты. Из самых известных стоит назвать Hildegard Lernt Fliegen и Plaistow, а также ансамбль гитариста Франца Хеллмюллера ( Franz Hellmuller), который еще в этом месяце выступал в той же самой Джазовой гостиной Еврейского культурного центра на Никитской. Так что есть прекрасная возможность приобщиться к современной пост-джазовой культуре европейцев, а заодно проверить справедливость оценок критиков.

The Great Harry Hillman (Швейцария / Германия)

Москва, Еврейский культурный центр на Никитской

24 апреля, 19-00

18.04.2019, Абрам ДЮРСО (ЗВУКИ РУ)

THE GREAT HARRY HILLMAN