Контрабасиста Уильяма Паркера и барабанщика и перкуссиониста Хамида Дрейка нередко и небезосновательно называют лучшей ритм-секцией современного джаза. Вместе они играли c такими звездами разных школ и поколений, как Маршал Аллен (Marshall Allen), Фред Андерсон (Fred Anderson), Петер Брётцман (Peter Brotzmann), Кен Вандермарк (Ken Vandermark) и Матс Густафсон (Mats Gustafsson). Но далеко не у всякого, сколь угодно звездного ритмического дуэта хватает смелости выступать вдвоем, без поддержки сайдменов. Паркер и Дрейк – как раз из таких смельчаков. Они не просто дают концерты дуэтом (их нынешний визит в таком составе в Москву – уже второй), но и издали несколько пластинок, ставших классикой фри-джаза. Вдвоем Паркер и Дрейк создают музыку такой плотности и событийной насыщенности, что под силу не всякому большому составу.
Паркера и Дрейка объединяет не только принадлежность к одному поколению (Хамид – 1955 года рождения, Уильям – 1952-го), но и увлечение музыкой народов мира, в первую очередь африканской, азиатской и карибской. Хамид Дрейк наряду с ударной установкой активно использует рамочный барабан (инструмент, так или иначе представленный в музыкальной традиции Персии, Армении, Азербайджана, Афганистана, ближнего востока, северной Африки и даже Бразилии), табла и прочие "неортодоксальные" инструменты. Дрейк совсем не чурается современной музыки вроде регги и хип-хопа, а его стиль радикально выпадает из джазовой традиции, будь то традиционный свинг или новоджазовая школа, базирующаяся на расширенных техниках игры. Уильям Паркер помимо контрабаса (на котором он играет не только в более привычной для джаза щипковой технике, но и смычком) также использует этнические инструменты, причем не только струнные вроде марокканской лютни гембри или западноафриканской коры, но и духовые и даже перкуссионные.
Знакомство Паркера и Дрейка состоялось в середине 90-х благодаря Петеру Брётцману, который пригласил обоих в свой квартет Die Like A Dog, четвертым участником которого был недавно выступавший в "Доме" трубач Тосинори Кондо (Toshinori Kondo). К этому моменту оба уже были знаменитостями. Дрейк начинал карьеру в середине семидесятых, его взлету во многом поспособствовал другой перебравшийся в Чикаго уроженец Луизианы, саксофонист Фред Андерсон. С ним Дрейк выступал и записывался более 30 лет, вплоть до смерти Андерсона в 2010-м. Еще одним звездным музыкантом, быстро заметившим талант Дрейка, был крестный отец и вдохновитель нового джаза Дон Черри (Don Cherry), с которым Хамид познакомился в 1978-м. После этого были работы с Херби Хэнкоком (Herbie Hancock), Фароа Сандерсом (Pharoah Sanders), Арчи Шеппом (Archie Shepp), Уэйном Шортером (Wayne Shorter) и другими.
Уроженец Нью-Йорка Уильям Паркер начинал в семидесятые в так называемой "лофт-сцене", выступая с такими музыкантами, как Дон Черри, Санни Маррей (Sunny Murray), Билл Диксон (Bill Dixon) и Билли Бэнг (Billy Bang), а заработал себе широкую известность, играя в составах Сесила Тейлора (Cecil Taylor). Паркера, взявшего затем на себя роль композитора и бенд-лидера, не раз сравнивали с Чарльзом Мингусом (Charles Mingus), но поле его деятельности оказалось куда шире. Паркер – не только музыкант, но и, если угодно, музыкальный философ и идеолог. Он публикует книги, преподает, руководит лейблом и курирует один из крупнейших нью-йоркских форумов экспериментальной музыки Vision Festival.
William Parker / Hamid Drake Duo (США)
Москва, КЦ "Дом"
23 апреля, 20:00
1958 – Родился Эрик Зингер, американский барабанщик, играющий с такими известными коллективами, как Kiss и Avantasia. На "Jigoku-Retsuden: New Recording Best" Эрик записал вокальную партию в песне Black Diamond, которую в оригинале исполнял Питер Крисс »»
Gerald WIGGINS (1922)
Burt BACHARACH (1928)
Eddy LOUISS (1941)
Ian DURY (1942)
Ian MCLAGAN (1946)
Steve WINWOOD (1948)
Donald KINSEY (1953)