THE GRUS  Лучше журавль в небе

Невероятный трип-хоповый проект The Grus, европейские фанаты которого не знают, что его участники - музыканты и художники из Твери

- Конечно, мы бы хотели выступать вживую, - с лёгкой улыбкой говорит Шура Журавлёва. - Но мы тут в деревне всё время сами. Играем сами, пишем сами. Уже даже не очень понятно, где искать других музыкантов. А вдруг мы не сыграемся?

На вышедшей спустя несколько месяцев после этого разговора композиции "The Light You’ll Never See" есть партия приглашённого трубача Егора Попова. Практически революция: до этого трип-хоповый проект The Grus ("Журавль") существовал исключительно в формате дуэта.

С детства мне запомнился рассказ отца про то, как Бога спросили, кто самый лучший поэт на земле, и он ответил – вон, некий канадский лесоруб, неграмотный и без единой книги в хижине. Спустя годы я понял, что это вольная интерпретация Рэя Бредбери, но мысль запомнил. С тех пор прошло много лет, но я не видел ничего более похожего на эту историю, чем группа The Grus.

Mezzamo

Художник Александра Журавлёва – признанный в Тверской области и за ее пределами мастер, член Союза художников России. Её работы пользуются спросом, её имя можно встретить в антологиях разных современных художников. В 2017 году её крупная выставка "Утро на земле" прошла в центральном выставочном зале Твери. Но не уверен, что многие из почитателей её живописи знают, что она еще и интересный музыкант.

Творчество Александры стало широко известно после первых успехов группы Mezzamo, возникшей в 2006 году. До этого её участники вдоволь поиграли в самых разных составах и с самыми разными названиями на концертных площадках Твери. Но только с Mezzamo на них обратила внимание более большая аудитория. В то время я слышал это название, но не очень следил за происходящим, считая Mezzamo одним из достаточно интересных проектов с женским вокалом, которых нынче немало - но не более того. Сейчас, получив возможность сравнить Mezzamo и The Grus, понимаешь, что обещания мощного будущего были хорошо заметны уже тогда. На их концертах еще можно было услышать Шуру живьём.

Еще до Mezzamo у Шуры была группа Корни, записи которой второй участник The Grus Сергей Семёнов-Гендор пытается сейчас найти по всему интернету.
- Я немного стесняюсь, правда. "Корни" была группой весьма религиозной, сейчас я не могу согласиться со многим из того, что пела, – говорит Шура.
Сергей не спорит, но считает, что в любом случае всё должно быть сохранено.

Тем не менее, между Mezzamo и The Grus есть большая разница, и хотя мы вторгаемся на территорию очень личную, нужно постараться её всё-таки описать.

Идеологом Mezzamo был Сергей Дубов, первый муж Шуры, тоже музыкант и художник. Даже больше – один из центров притяжения и самоорганизации тверской альтернативной культуры. Сергей ушел из жизни в 2014 году.
И в творчестве группы Mezzamo, и в книге Сергея "Дубов. Книга", собранной после его смерти друзьями и близкими, ощущается причудливое сочетание максимальной локальности и одновременно сильного протеста против обстоятельств и окружения. Во многих словах Шуры это прослеживается и сейчас: ей неизменно близка тема творческих людей в небольшом городе, одиночества и скрытого протеста.

The Grus

Сергей "Сеня" Семёнов - совершенно другой. Огромный, молчаливый, на первый взгляд даже чуть неловкий, он скорее похож на гражданина мира. Рассказывает про знаковых исполнителей госпела; хорошо разбирается в наследии каких-то забубенных авангардистов. Одна из сторон его деятельности - создание разного рода амбиента для европейских заказчиков: в магазины, кафе, бизнес-центры и т.д. Бонус-треки к альбомам Grus показывают, что в этом звукоизвлечении он очень хорош.

Сергей тоже занимался аранжировками в Mezzamo, но никогда не был на первом плане. Непохоже, что он вообще когда-либо хотел выйти под софиты. Но со всяческими звуками ему возится нравилось, и когда они с Шурой остались одни, они решили предпринять новую попытку. Первый альбом их совместного проекта The Grus ("Журавль") под названием "Nest" был неплох, но ощущения прорыва не оставил. При наличии нескольких эффектных композиций, ощущения цельности не было.

То ли дело второй альбом – Harvest. Он хорош почти весь. Послушайте сами, но на мой взгляд одна только последовательность композиций Sunbeams/Every Passing Day сразу вывела The Grus в разряд больших российских групп. А ведь это далеко не всё, что можно найти в этой записи.

Есть некоторая несправедливость в том, что The Grus по-прежнему больше слушают в Европе: там у них сформировалась преданная аудитория фанатов. Лишь сравнительно немногие поклонники пишут из России – некоторые из них страшно удивляются, когда им отвечают по-русски. Это особенно странно, учитывая, насколько высок аудиторный запрос на "умную" поп-музыку и инди-певиц. Глубиной своего творчества и обаянием личности Шура ничем не уступает Раде Анчевской, Giallo и Маше Шеридан.


А вдруг?

Я сижу в мастерской Шуры и Сергея в Твери. Чем-то деловито шуршит ворона Нина, считающаяся участником группы. На доске написан трек-лист нового, третьего, альбома. На месте восьмой композиции пока дырка.
- Никак что-то не укладывается, - слегка извиняющимся тоном говорит Сергей.
Проходит полгода и выходит EP с совершенно другими песнями.

Группа продолжает кропотливую работу над звуком. В новой записи вообще ничего лишнего. В хрупкой "Light you’ll never see" неожиданно появляется труба, но без трубы этой песне труба. Пишу Шуре – а с альбомом-то что стало?
Она уходит от ответа, отвечает именно на мои новости: "Обязательно покажи потом кино. Творчество главнее. Баланса нет".
В статусе страницы VK стоит: "Бесконечный третий альбом ещё пишем". В информации о группе: "Если Вы хотите поддержать наш проект, то лучшее, что Вы можете сделать - это перевести n-ую сумму на счет любого приюта или реабилитационного центра для диких птиц и животных (которые существуют на общественных началах, т.е. содержатся людьми из собственного кармана). Эти люди - герои. Поддержите их, а не нас".
- Конечно, мы бы хотели выступать вживую, - с лёгкой улыбкой говорит Шура Журавлёва. - Но мы тут в деревне всё время сами. Играем сами, пишем сами. Уже даже не очень понятно, где искать других музыкантов. А вдруг мы не сыграемся?

19.02.2019, Дмитрий КРЮКОВ (ЗВУКИ РУ)