ФЕСТИВАЛЬ  Step by Step: звенит январская вьюга

Four Tet в 30-градусный мороз и Олавюр Арнальдс на бис - в концертной колонке Сергея Степанова.

Найден новый аргумент к тезису, что Монреаль - фестивальная столица Северной Америки. Это худшая на моей памяти зима, по ходу которой капризы погоды и городских властей регулярно превращают город то в каток, то в тающий ледник, а то и вовсе во что-то постапокалиптическое, - но это никоим образом не помешало проведению 13-го Igloofest, славящегося на весь континент жаркими танцевальными вечеринками в лютую зимнюю стужу.

Да, это опен-эйр, но никакие угрозы синоптиков не остановили sold out вечеров, где в хедлайнерах числились Diplo и Above & Beyond. К чести организаторов (также ответственных за летний DJ-марафон Piknic Électronik), они не ищут легких путей, в который уж раз собрав разношерстный и изобретательный лайнап, где RL Grime соседствует со Skee Mask. А меня привлекло имя артиста, ровно 20 лет назад выпустившего дебютный альбом "Dialogue" и тем самым отправившегося в увлекательное сольное плавание, увенчавшееся релизом одной из лучших пластинок этой декады, позапрошлогодней "New Energy".

Речь об англичанине Киране Хебдене (Kieran Hebden), также известном как Four Tet, и хотя Монреаль он навестил не с концертом, а с DJ-сетом, этого было достаточно, чтобы я впервые начал фестивальный год в январе, выбрав для этого самый подходящий день - когда температура рухнула в район 30-градусной отметки, а разбушевавшаяся при этом метель заставила синоптиков выступить с официальной разнарядкой "граждане, сидите дома". Как бы не так: солд-аута на Four Tet, понятно, не было, но как минимум несколько сотен энтузиастов на Igloofest нагрянули.

Чуть не забыл: проходит все для полного счастья в старом порту, на берегу соединяющей Великие озера и Атлантику реки Святого Лаврентия, и если летом это моя любимая городская площадка (в разные годы тут проходили более или менее грандиозные шоу Бьорк, Portishead и Sigur Rós), то зимой это добавляет очков по шкале физической невыносимости. Иначе говоря, танцевать (ну или как-то двигаться) в таких условиях - не личный выбор, а первое правило выживания, и известному мягкой, теплокровной электроникой Four Tet пришлось порядочно постараться, чтобы вверенная ему аудитория не превратились в строй ледяных сталагмитов.

Ну и раз уж вы читаете эти строки, то со своей миссией англичанин в целом справился. Вдохновенно миксуя Destiny's Child с Floorplan, не забывая собственные ремиксы на Нелли Фуртадо (Nelly Furtado) и Сигрид (Sigrid) и вставляя то тут, то там избранные семплы со своих альбомов, Four Tet не поставил Igloofest на уши, но, по крайней мере, скорая ни за кем не приехала. На второй фестивальной сцене тем временем играла эйсид-хаус и техно DJ из Бруклина Volvox, а завершился традиционно занимающий три уик-энда фестиваль эпическим трехчасовым сетом завсегдатая Ибицы Maceo Plex.

Не дает забыть о себе и один из лучших фестивалей на свете, отмечающий в этом году 40-летие Festival International de Jazz de Montreal, на днях объявивший первых звезд запланированных на лето торжеств. Среди них - Бадди Гай (Buddy Guy), Джордж Бенсон (George Benson), Омара Портуондо (Omara Portuondo), Нора Джонс (Norah Jones), Pink Martini, Joshua Redman Quartet, Steve Gadd Band, а также почему-то Брайан Адамс (Bryan Adams) и металлисты Voïvod. Ну а пока в городе идут шоу под вывеской Jazz All Year Round, одно из которых только что отыграл герой прошлогоднего джаз-феста Олавюр Арнальдс (Ólafur Arnalds).

За прошедшие с тех пор семь месяцев дискография Арнальдса пополнилась новым студийным альбомом "re:member", но изменилось, в общем, мало что: его так впечатлившая под сводами Place des Arts концертная программа перекочевала в Église Saint-Jean-Baptiste - впервые построенную в 1875 году и успевшую пережить пару пожаров католическую церковь - практически без изменений. Это значит, что новые вещи в ней все так же органично ротируются с композициями постарше (помимо четырех номерных пластинок, резюме Арнальдса украшают специальные проекты вроде "Living Room Songs" и "Island Songs", а также саундтрек к британскому сериалу "Убийство на пляже").

Как и прошлым летом, исландец приехал с барабанщиком и струнным квартетом (в котором вновь выделялся скрипач с отчаянной версией "3326"), а также целым арсеналом аппаратуры. Главным новшеством была, пожалуй, работа со светом, где достоинства площадки (по признанию Олавюра, концерты в церквях ему удаются "с переменным успехом") использовались особенно эффективно - один из номеров с "re:member" превратился стараниями художника по свету в совершеннейший "Трон: Наследие". И, конечно, мало что сравнится с богатым на бесстрастный юмор, очень скандинавским конферансом Арнальдса.

Олавюр вновь рассказал анекдот о юности в Канаде (исландец настаивает, что свой дебютный альбом "Eulogy for Evolution" он записал исключительно из-за того, что в Галифаксе ему больше нечем было заняться), посетовал на холод (добавив, что Исландии "этот парень" - жест в сторону Иисуса - подарил Гольфстрим, поэтому за полярным кругом такого колотуна не бывает) и сообщил, что картошку фри в Монреале делают неправильно (имея в виду местное кулинарное достояние под названием путин и разрекламировав свой специализирующийся на фри ресторан в Рейкьявике). На бис еще раз прозвучала "Lag Fyrir Ömmu" - посвященная покойной бабушке Арнальдса, которая когда-то привила ему любовь к Шопену.

На очереди - еще один современный Шопен, делящий с Арнальдсом лейбл и авторство нескольких пластинок Нильс Фрам (Nils Frahm) с концертом в рамках все той же серии "Джаз круглый год", а также шоу Джулии Холтер (Julia Holter), Spiritualized и - вот уж всем праздникам праздник - Massive Attack.

Автор рубрики - кино- и музыкальный обозреватель Сергей Степанов, с 2006 года живущий в Монреале и более или менее исправно рассказывающий о том, что он увидел там и оттуда за последние недели.

12.02.2019, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: