Orbital "Monsters Exist" (ACP Recordings)
Как это часто случается, самый ожидаемый альбом года оставил довольно противоречивые впечатления. На то, что новый альбом не будет шедевром, намекали уже и мелькавшие синглы, и звучащие на концертах новые треки. Проблем у этой пластинки две, и первая – звучание. Если предыдущий, предшествовавший второму распаду группы диск "Wonky" был идеальным сочетанием старого и нового, то на "Monsters Exist" сложная задача поиска своего места во времени братьям уже не покорилась. В нынешнем звуке Orbital чересчур много влияния EDM, а в ритме – прямой бочки (и это в момент, когда спустя 20 лет к нам, кажется, наконец возвращается брейкбит). Вторая проблема – отсутствие явных хитов, за которые можно было бы всё простить. Лучший предальбомный сингл "Copenhagen" и вовсе не попал в альбом, оказавшись лишь на бонус диске. Заглавная вещь, "Hoo Hoo Ha Ha" и "P.H.U.K" по-своему хороши, но даже до уровня "Never" или "Where Is It Going" (не говоря о "Lush 3" или "Are We Here?") не дотягивают. В общем, получилось неплохое (особенно если расслушать бонус-треки, превосходящие суммарной длиной сам альбом), но необязательное дополнение к дискографии великой группы.
Galaktlan "En Garde" (SekSound)
Эстонец Таави Лаатсит (Taavi Laatsit) выпускает первый за пять лет (трехлетней давности диск на Carpe Sonum был переизданием его дебютного релиза) и едва ли не лучший во всей дискографии альбом. Здесь есть абсолютно всё, за что мы любим этого музыканта – сдержанные IDM-ныу ударные с обилием деталей, скромно убранные на второй план, плюс тёплая и многослойная синтезаторная вязь. Электронная романтика, которая не стесняется быть мелодичной, но при этом каким-то образом обходится без банальных и заигранных ходов. Даже и аналогии толком не проведешь – это совсем и не школа британских классиков вроде Aphex Twin и Autechre, и не ретроградская космология. Ближайший ориентир - вторая волна IDM (Merck, Neo Ouija и иже с ними), но доведенная до технического и мелодического совершенства. Прямое попадание в годовой топ-10.
Max Cooper "One Hundred Billion Sparks" (Mesh)
Третий альбом британского музыканта, документально фиксирующий его переход в статус большой звезды. Идейно Макс Купер наследует Саше Рингу (Sasha Ring) aka Apparat – и в плане сложной калейдоскопической, собранной из мельчайших фрагментов звуковой текстуры, и в плане стремления построить синтез эмбиента, минимализма, хауса, техно, электро и IDM. Музыка это, за вычетом нередких эмбиент-интерлюдий, драйвовая и вполне пригодная для танцев, но в хорошем смысле совершенно не клубная – здесь у каждого трека свой сюжет и своя драматургия, да и альбом – не набор отдельно стоящих треков, а связная история, редкое для современной электроники качество. Относительно предыдущего диска "Emergence" этот звучит даже чуть более экспериментально – тут уже совсем не слышно сладковатой неоклассики, меньше заигрываний с поп-форматом, а вот попыток переосмыслить на современный лад IDM больше.
Aphex Twin "Collapse EP" (Warp Records)
В варианте со всеми бонус-треками новая ЕР Ричарда Джеймса (Richard James) длится более 35 минут, то есть даже по его меркам вполне тянет на альбом. Чуда по-прежнему не происходит – перед нами всё тот же брейнденсовый Афекс, которого мы слышим как минимум со времен "Аналордов", а то и раньше (здесь обходится даже без акустических экспериментов). Но если оценивать "Collapse" не по меркам "Selected Ambient Works" или "I Care Because You Do", альбомов уж совсем великих и неповторимых, а относительно его современного творчества, получилось прямо-таки неплохо. Почерк "великого и ужасного" легко узнается (захлебывающийся ритм, слегка шизофренические, но довольно яркие мелодии, булькающие эйсидные секвенции), да и, с позволения сказать, сонграйтинг уж никак не слабее, чем на "Syro".
Tim Hecker "Konoyo" (Kranky)
В какой-то момент канадский композитор с каждой пластинкой звучал всё более стройно и гармонично, и казалось, еще несколько лет и из Хекера вырастет чуть ли не новый Вангелис (Vangelis). Но в последнее время Тим всё же взял крен в другую сторону. Не то, чтобы "Konoyo", вдохновленный поездками в Японию и впечатлениями о традиционной японской музыке, был совсем уж дисгармоничным: пьесы по-прежнему выдержаны в классической структуре, да и фирменные хекеровские аккорды на месте. Но теперь в музыке появилось куда больше хаоса, тревоги, напряжения, тональных сдвигов, скрипучих смычковых и нарезанных на мелкие петли партий кото и других традиционных инструментов. Теперь кажется, что Хекер движется куда-то в сторону Роли Портера (Roly Porter), Blanck Mass и прочей "новой паранойи". И получается у него ничуть не менее, а может и более убедительно, чем у главных певцов тревоги.
Ital Tek "Bodied" (Planet Mu)
Еще один побег на территорию параноидальной музыки, но уже совсем с другой стороны. За 10 лет (его первый релиз датирован 2007-м) постоянный клиент лейбла Planet Mu британец Алан Майсон (Alan Myson) исследовал поляну вокруг дабстепа вдоль и поперек. Он то уходил почти в классический IDM, то напротив выдавал совсем уже клубный футворк. Необходимость сменить контекст Алан понял уже к предыдущему альбому "Hollowed", и вот теперь с (пост)-дабстеповым прошлым его не связывает уже совсем ничего. Тревожно пульсирующий бас, не создающие грува ударные, тонущие в эхе, грязный перегруженный звук, дисгармоничные аккорды и коллажи из потусторонних голосов в духе Дэниела Лопатина (Daniel Lopatin). Идеально ухваченный дух времени.
Die Erzeugung "Sedierung" (Not On Label)
Главное открытие и одновременно главная загадка сентябрьской "проверки" – музыкант, о существовании которого не знает даже discogs. На Bandcamp-странице, тем временем, доступна целая серия бесплатных релизов, выпущенных под разными именами и звучащих очень по-разному, но почти всегда приятно и интересно. Новейший из них – альбом проекта Die Erzeugung (в переводе с немецкого – "производство" или "выработка") с восемью треками, названными по традиции лейбла FAX, так же, как и альбом с добавлением номера части. Ассоциация с FAX совсем не случайна – музыка у этого загадочного персонажа и в самом деле глубоко укоренена в девяностых, а ближайший ориентир – бирмингемский пионер эмбиент-техно и эмбиент-электро Бобби Бёрд (Bobby Bird) aka The Higher Intelligence Agency. Музыке Бёрда Die Erzeugung сделал технический апдрейд – тут и звук почище, и текстура побогаче, и деталей побольше, да и настроение варьируется от холодной отрешенности чиллаутной электроники через тревожную синематику до расслабленных электронных джазушек а-ля Spacetime Continuum.
Roosevelt "Young Romance" (Greco-Roman LTD)
Немец Мариус Лаубер (Marius Lauber) aka Roosevelt делает лучший в мире ностальгический ретро-поп. Если Washed Out (который здесь тоже засветился в одном треке) или Toro Y Moi были неплохими стилизаторами, но уровнем сонграйтинга всё же не дотягивали до больших поп-композиторов, то диско-меланхолия Roosevelt, как, например, творчество британской певица Shura, это уже большая поп-музыка, которая не разрывает чарты разве что только потому, что ветер модных тенденций дует совершенно в другую сторону. По сравнению с дебютным диском, на "Young Romance" больше меланхолии, минорных и медленных песен (что делает пластинку идеальным саундтреком для наступления осени), но и больших гимнов вроде "Losing Touch", "Yr Love" или "Under The Sun" тоже в достатке. Спрашивайте на всех вечеринках.
Tony Allen & Jeff Mills "Tomorrow Comes The Harvest" (Blue Note) Великий нигерийский барабанщик Тони Аллен в последнее время полюбил коллаборации с электронщиками. В конце нулевых он записывался с Джими Тенором (Jimi Tenor), минувшим летом гастролировал вместе с детройтским хаус и фанк-продюсером Amp Fiddler, а теперь вот объединился с техно-ветераном Джеффом Миллзом. Миллз вырос на джазе и электрофанке, но в его исполнении мы вот уже четверть века слышим исключительно техно и эмбиент (его последний соло-альбом вышел в минувшем январе). Даже когда Миллз выходил на сцену с симфоническим оркестром, всегда было понятно, чего от него ждать. Но в этот раз Тони Аллен то ли задавил партнера авторитетом, то ли наоборот раскрыл ему какие-то неведомые чакры, но от техно на этой пластинке нет и следа. Миллз и Аллен играют хмурый и минималистичный спейс-джаз. Синтезаторные текстуры отведены чуть на задний план, а на переднем барабанная канитель Тони Аллена и орган с квакушкой, напоминающий чуть ли Херби Хэнкока (Herbie Hancock) начала семидесятых. Не сказать, чтобы многоопытные мужчины открыли этим альбомом какой-то новый жанр, но в техно-континууме эта запись звучит необычно.
Nile Rodgers & Chic "It's About Time" (Virgin EMI)
Напоследок о главном альбоме-долгострое последних лет. С новым материалом Chic тянули дольше, чем Kraftwerk и My Bloody Valentine, последний их диск с новым материалом датирован аж 1992-м. Вскоре после этого группа потеряла одного из основателей (43-летний Бернард Эдвардс умер во время гастролей от пневмонии), став по сути соло-проектом Роджерса. Сам Найл с тех пор успел побороть рак и пережить новый пик славы в качестве продюсера, став соавтором десятка гигантских хитов, главный из которых – "Get Lucky". И хотя 66-летний Роджерс сейчас очевидно в лучшей форме, чем Джорджио Мородер (Giorgio Moroder) в момент записи камбэк-альбома "Déjà vu", но шедевра у Chic не получилось. Роджерс, как водится, собрал "на огонек" сборную звезд (Крейг Дэвид, Элтон Джон, Леги Гага, Эмили Санде, Мура Маса), но всё это несколько напоминает большой трибьют-концерт (Леди Гага так и вовсе сделала римейк старого хита Chic "I Want Your Love"). Впрочем, яркие песни тут тоже есть. Как минимум, открывающая альбом "Till the World Falls" – вполне себе хит, неплоха и "I Dance My Dance" да и "Sober", номер в полузабытом (и казалось бы совершенно нехарактерном для Роджерса) жанре "нью-джек свинг", звучит как минимум свежо. А теперь давайте вспомним, что Chic и были-то всегда сингловой, а не альбомной группой. Даже в лучшие дни хитов на их альбомах было от силы два-три. Получается, ничего не изменилось?
Earl SCRUGGS (1924)
Doris TROY (1937)
Adriano CELENTANO (1938)
Van MCCOY (1944)
Syd BARRETT (1946)
Shirley BROWN (1947)
Sandy DENNY (1947)
Joey MISKULIN (1949)