Программа фестиваля Гёте-института "Джаз осенью", который вот уже несколько лет проходит в Москве, на этот раз вышла особенно экспериментальной. Настолько, что фестиваль сменил название, получив уточняющий подзаголовок «Джаз осенью. Экспериментальная импровизационная музыка».
Открывает программу и задает тон всему фестивалю Альфред Харт (Alfred Harth) и его новый квартет Revolver 23. Рассказывать о Харте можно долго – за 50 с лишним лет, которые длится его артистическая карьера, он с равным успехом перепробовал не только несколько инструментов и музыкальных жанров, но и проявил себя в разных видах искусства, оставив свой след не только в музыке, но и в театре, живописи, мультимедиа-арте и современном перформансе. Еще с конца шестидесятых, когда Харт и его группа Just Music издавали первые записи на лейбле ECM, Альфред стремился раздвигать границы, даже если речь шла о границах такого, казалось бы, свободного жанра, как фри-джаз. Вместе с композиционными рамками Харт стремился выжать как можно больше из своих инструментов (он одинаково хорошо владел саксофоном, кларнетом и трубой). В результате Харт стал одним из евангелистов расширенной техники игры. Кажется, от такого звучания Адольф Сакс перевернулся бы в гробу, но Альфреда Харта это ничуть не смущало.
В дальнейшем Харта увлекли панк, современная академическая музыка и авангардная электроника, и всё это ему удавалось охватывать в разных проектах. В разное время он успел поиграть с Петером Брётцманом (Peter Brotzmann), Джоном Зорном (John Zorn), Владимиром Тарасовым, Трилоком Гурту (Trilok Gurtu), Казухисой Учихаши (Kazuhisa Uchihashi) (вместе с которым они выступали на фестивале "Джаз осенью" три года назад) и еще несколькими десятками музыкантов самых разных жанров.
Теперь Харт везет в Москву проект Revolver 23, куда кроме него входят молодой гитарист Никола Хайн (Nicola Hein), электронщик-экспериментатор Марсель Демген (Marcel Daemgen), в сферу интересов которого входит примерно вся поляна от электроакустики и нойза до минимал-техно (вместе с Хартом они записывались еще 20 лет назад в авангардном квартете Imperial Hoot) и барабанщик Йорг Фишер (Jörg Fischer), игравший с тем же Брётцманом.
Неделю спустя, 12 октября, нас и вовсе ждет полностью электронный дуэт. В "Доме" выступят Маркус Шмиклер (Marcus Schmickler) и Томас Лен (Thomas Lehn), первый из которых возьмет на себя цифровую составляющую, а второй – аналоговую.
Шмиклер заработал себе имя в середине девяностых как электронщик широчайшего профилля. Его самым известным проектом стала формация переменного состава Pluramon, где в качестве приглашенных музыкантов поучаствовали Ян Вернер (Jan Werner) из Mouse On Mars, Джеки Либецайт (Jaki Liebezeit) из Can, Кевин Драмм (Kevin Drumm) и даже певица Джули Круз (Julee Cruise), известная по саундтрекам к фильмам Дэвида Линча. Звучал этот проект как синтез пост-рока, дрим-попа и экспериментальной электроники, причем Шмиклер сотоварищи совсем не чурались поп-хитов. Альбом "Dreams Top Rock" (2003) и сейчас считается одной из системообразующих пластинок нью-гейза.
Параллельно с этим, Маркус проявлял себя в совсем иных ипостасях. С одной стороны, он экспериментирует с клубной музыкой (те, кто знает Шмиклера исключительно как авангардиста не на шутку удивятся звучанию проекта Marc Ushmi), с другой - увлекался электроакустикой, электронным авангардом и всевозможной импровизацией. Он выступает и записывается с такими музыкантами как Джон Тилбери (John Tilbury) и Симон Набатов (Simon Nabatov), а его постоянным партнером становится другой электронщик Томас Лен, с которым Шмиклер познакомился в конце девяностых, играя в электроакустическом ансамбле MIMEO.
Томас начинал как пианист, но затем переключился на электронную импровизацию. Его любимым инструментом стал созданный в начале семидесятых аналоговый синтезатор EMS Synthi A. Любовь к импровизации свела Лена с музыкантами новоджазовой сцены. Его партнерами стали Энди Мур (Andy Moor), Пауль Левенс (Paul Lovens), Джон Бутчер (John Butcher), Мэтью Шип (Mathew Shipp), Фил Минтон (Phil Minton) и многие другие. Собственно говоря, на фестивале "Джаз осенью" Томас не новичок – два года назад он уже выступал здесь с Konk Pack Trio. Дуэт Шмиклера и Лена сулит не только экспериментальную музыку, но и эксперименты в области акустики. Организаторы обещают квадро-звук и необычную конфигурацию зала.
Москва, КЦ "Дом"
5 октября, 20:00
ALFRED HARTH’S REVOLVER 23
12 октября, 20:00
LEHN / SCHMICKLER DUO
1981 – Группа Yes ушла в бессрочный творческий отпуск. Тревор Хорн занялся продюсерством, его коллеги — Алан Уайт и Крис Сквайр задумали создать совместно с Джимми Пейджем супер-группу под названием XYZ (сокращение от ex-Yes-and-Zeppelin). Спустя 2 года, наигравшись, Yes вновь собрались вместе в… »»
Leo PARKER (1925)
Bob ANDERSON (1934)
Paul ROTHCHILD (1935)
Glen D. HARDIN (1939)
Mike VICKERS (1941)
Стабблфилд КЛАЙД (1943)
Andy NARELL (1954)
Майк НАУМЕНКО (1955)
Todd TERRY (1967)