John COLTRANE  16, 32 и до бесконечности

Cаксофонист Джон Колтрейн считается не только одним из важнейших титанов джаза, но и вообще всей музыки XX века.

Многие знатоки и музыканты делят джаз на эпоху до Колтрейна и постколтрейновскую музыку. Действительно, саксофонист Джон Колтрейн (John Coltrane) считается не только одним из важнейших титанов джаза, но и вообще всей музыки XX века.

Джон родился в Хэмлете, штат Северная Каролина, 23 сентября 1926 года. Настоящая творческая карьера музыканта охватывает всего 12 лет - с 1955 по 1967 год, - и не совпадает по времени с его профессиональной деятельностью.
Колтрейн, которого мы так ценим, начался поздно. Кульминации колтрейновского таланта предшествовали долгие годы накопления опыта, проведенные сайдменом в оркестрах Диззи Гиллеспи, Джонни Ходжеса, Эрла Бостика.

Джон Колтрейн по-настоящему раскрыл свои возможности, оказавшись во второй половине 50-х рядом с большими мастерами – трубачом Майлсом Дэвисом (Miles Davis) и пианистом Телониусом Монком (Thelonius Monk). В этот период он сумел аккумулировать достижения, накопленные джазом к концу 50-х: Чарли Паркер снабдил его страстностью, агрессивностью, техникой, Телониусу Монку он обязан парадоксальным мышлением, тонким чувством формы, у Майлса Дэвиса он воспринял прозрачность и ясность мысли, концепцию ладового подхода.
Колтрейну удалось создать гениальный сплав из всех этих влияний, вылившийся в музыку огромной жизненной силы, эмоциональности, яростной страстности.

Джон Колтрейн оказался тем поэтом, которые, появляясь редко, но ко времени, точно отражают суть этого времени. Разумеется, за этим стоят конкретные музыкантские приемы, техника, но без гениального проникновения в суть вещей эта техника остается только лишь приемом, цирковым номером. Вклад Колтрейна в развитие джаза неоценим. Влияние его творчества испытали и испытывают по сию пору целые поколения музыкантов.

Как и другие основополагающие фигуры джаза, Джон Колтрейн не тождественен какому-либо стилю. Тоже самое относится и к столпам классики: музыка Баха шире барокко, во времена которого эта музыка создавалась. В отличие от Дэвиса, экспансивный, живой Колтрейн генерирует множество нот,- их так много, что иногда он даже не успевает их выбросить все в положенном квадрате.

Первый квартет Колтрейна появился на сцене в апреле 1960-го, а пик творческой активности пришелся на период с декабря 1964 по ноябрь 1965. В этот промежуток времени он сделал огромное количество записей, включая классическую четырехчастную сюиту "A Love Supreme", музыкантскую молитву, которая считается пиком его творчества. В музыкальном отношении он, по-прежнему, следует ладовой концепции и тому, что критики стали образно называть “звуковыми пластами”. Этот термин был выбран потому, что Джон использовал в своих пассажах множество кратких звуков, не только 16-е и 32-е, но и длительности, которые музыканты не используют в обычной практике.

Джон Колтрейн создал форму неограниченной во времени импровизации. При этом музыкант в течение весьма продолжительного высказывания не снижал выразительности и звуковой насыщенности. Надо заметить, что Джон не замыкался на себе: c особым вниманием следил он за развитием нового джаза. С кем только он не переиграл в 60-е, он кооперировался с известными авангардистами: пианистом Сесилом Тейлором (Cecil Taylor), композитором Джорджем Расселом (George Allen Russell) и трубачом Доном Черри (Don Cherry).

В 1961 г. Колтрейн приглашает в свой квартет другого молодого авангардиста - Эрика Долфи (Eric Dolphy). С ним начинается новый период в творчестве Джона Колтрейна.

Но ещё больше Колтрейна (как, впрочем, и многих других авангардистов) привлекает экзотическая музыка Востока. Здесь тоже страсть, здесь тоже экзотика, но и нечто новое: мистичность, восточная философия. Этот период длился почти два года (1961 – 63), и результатом его явились такие замечательные пластинки, как “Африка” медь”, “Колтрейн в Виллидж Вэнгард”, “Колтрейн”, “Впечатление” и другие.

В последние годы мэтр начал много экспериментировать со звуком. Это было время, когда молодая талантливая молодёжь принесла в джаз новые идеи, разрушающие музыкальные границы. Это были идеи свободы, которые накладывают на художника еще большую ответственность. И Колтрейн стремился подняться в своей музыке в космические пространства.
Этот период оказался важным событием для музыкантов и любителей джаза.

17 июля 1967 года жизненный путь Джона Колтрейна, полного художественных идей, оборвался. Ему было всего 40 лет. 21 июля 1967 года в лютеранской церкви Святого Петра состоялась заупокойная месса по Джону Колтрейну. А открывал эту мессу квартет Альберта Айлера, игравший "Высшую любовь" Джона Колтрейна.

В 1966-м году на вопрос корреспондента японского телевидения "Кем вы рассчитываете стать в ближайшие пять лет?" Колтрейн ответил: "святым". Он скоро стал им. После его смерти церковная община в Сан-Франциско, носившая имя другого гения, саксофониста Чарли "Пташки" Паркера (которого приравнивали к Иоанну Крестителю), стала поклоняться Колтрейну как Боговоплощенному. Впрочем, когда община вошла в состав Африканской Православной церкви, ей пришлось понизить статус Колтрейна до святого. Литургия Африканской православной церкви св. Джона Колтрейна включает музыку своего святого и патрона. .

11.09.2018, Михаил МИТРОПОЛЬСКИЙ (ЗВУКИ РУ)

John COLTRANE - свежие публикации:

John COLTRANE

Дата рождения:

23 сентября 1926