Эдвард Кеннеди Эллингтон по прозвищу Дюк ("Герцог") - именно так прозвал его сосед по дому, когда тот был еще восьмилетним мальчишкой. Да, Эллингтон был не чета Армстронгу, который родился в неблагополучной семье: он не бил стекла футбольным мячом, не таскал кошек за хвост, не ругался нехорошими словами, а вел себя вполне достойно, тщательно следил за своей одеждой и любил рисовать. Даже странно, что такой приличный мальчик в конце концов занялся джазом, что конечно не вызвало восторга у его родителей – вполне обеспеченных жителей Вашингтона. Однако произошло это не сразу, ведь юноша выбирал между музыкой и живописью, к которой у него тоже были способности. Попытка заработать карманные деньги игрой на рояле в компании школьных приятелей не вызвала подозрений. А вот поездка в Нью-Йорк в поисках музыкального счастья в 1922 году со товарищи уже плохо попахивала. В тот раз ничего не вышло - о джазе Дюк представления не имел, работу найти не смог, жил впроголодь и вернулся домой. Но дело сделано! Джазовая зараза засела крепко.
К этому времени у Эдварда Кеннеди уже была семья, - более того, у него уже подрастал сын Мерсер, впоследствии трубач... и еще позже, после смерти отца, руководитель бэнда его имени.
Через год ребята снова оказались в Нью-Йорке. На этот раз их музыка зазвучала в заведении "Кентукки клаб", и началась история The Duke Ellington Orchestra, которая продолжалась полвека. Тогда Дюк начал постепенно знакомиться с блюзом (в Вашингтоне блюзы тогда не практиковались). "Вашингтонцы" играли обычные танцы, и только с появлением в составе корнетиста "Баббера" Майли в музыке появилось нечто зверское. Майли развлекал слушателей разными звуками "джунглей" с помощью сурдин и граул-эффектов. Это была удачная находка, тем более что посетители бара, быть может, впервые узнавали о джунглях именно из этого оркестрового саунда, постепенно ставшего фирменным для Эллингтона. Во всяком случае, критики, да и сам Дюк считали, что именно с этого момента оркестр заиграл джаз.
Кроме публики бэнд заметил и пронырливый издатель Ирвинг Миллс, отметивший композиторский талант молодого бэндлидера и заключивший с ним почти дьявольскую сделку на издания. С тех пор рядом с именем Дюка фигурирует еще и эта фамилия, а порой даже перед ним. Как все-таки повезло Паганини, Генделю и Шуберту, что они не дожили до эпохи "защиты авторских прав"!
Однако польза от Миллса все же была – именно он устроил бэнд Дюка на престижную и хорошо оплачиваемую работу в "Cotton Club". В Нью-Йорке у него была репутация не только места гангстерских разборок, но и туристического объекта для нуворишей, которые желали вкусить "истинный дух Гарлема".
Оркестр Эллингтона продержался в "Коттон клабе" целых 5 лет. По местному радио шли трансляции его выступлений и обеспечивали бэнду все большую популярность. Именно тогда Дюк проявил свои выдающиеся качества – он играл не столько на рояле, сколько на своих классных музыкантах, создавая из этих талантов насыщенную и колоритную музыкальную картину. Вместо дирижерской палочки он использовал свой рояль и хороший вкус. Он ухитрялся писать живописную картину сочетаниями людей и инструментов, тембров и литературных идей, причем поступал как настоящий художник. У него ведь с детства наблюдался талант живописца.
Не исключено, что именно Дюк сделал джаз более серьезной музыкой, чем это предполагалось Создателем. Все началось с различных настроений и фантазий – "In a Sentimental Mood", "Mood Indigo", "Black and Tan Fantasy", - а затем маэстро перешел к сочинению концертов вроде произведения для оркестра и трубы для своего любимого трубача Кути Уильямса ( Cootie Williams).
Следующим этапом стало создание крупномасштабных полотен из семейства сюит. Их множество - например, "Black, Brown And Bege", "Such Sweet Thunder", "New Orleans Suite", "The Far East Suite". Но самые значительные - это "Концерты духовной музыки" с их наивно-искренними и весьма глубокими обращениями к самым главным корням жизни и джаза. Впрочем, сам маэстро заявлял, что он играет не джаз, а музыку афроамериканцев, историю и культуру которых он внимательно изучал всю жизнь.
Если вы считаете, что знаете и любите оркестр Эллингтона оттого, что вам знакомы мелодии "Take the A Train" и "Caravan",- замечу, что эти самые популярные темы написал не Дюк, а его близкие друзья – первую композицию создал белый пианист и аранжировщик Билли Стрейхорн, которого Дюк любил почти как собственного сына, а автор второй – пуэрториканский тромбонист Хуан Тизол. Но большая часть репертуара биг-бэнда Дюка все-таки принадлежит самому шефу, который считается одним из немногих настоящих "джазовых композиторов". Пожалуй, это важнейшее качество музыканта, по праву занимающего одно из главных мест в Пантеоне джаза.
Незадолго до смерти Эллингтона его оркестр побывал в Советском Союзе. Это был 1971 год. Легендарный бэндлидер предстал перед восхищенной публикой все тем же денди, каким был и в детстве. Только теперь у него уже была мировая слава, сотни костюмов и тысячи галстуков и множество красивых женщин в окружении.
По всему миру у Дюка выпущено такое количество пластинок, что даже коллекционеры не могут собрать все. И снова Дюк Эллингтон создал в зале знаменитый эффект "Большие слезы", которые он так ценил. "Если в музыке нет свинга, то ее не стоит и играть" – эти слова Баббера Майли Эдвард Кеннеди запомнил на всю жизнь. Так он назвал и одну из своих самых популярных пьес - "It Don’t Mean a Thing (If It Ain’t Got That Swing)".
1964 – День рождения канадской джазовой певицы, обладательницы трех "Грэмми" - Дайаны Кролл »»
1988 – Концерт памяти Александра Башлачева в Лужниках. На сцене — «Кино», «ДДТ», «Алиса», «Чайф», «Аукцыон», «Бригада С», «Телевизор» и другие. На выступлении Виктора Цоя фанаты разносят партер. Аншлаг. 12000 зрителей. Во время… »»
1996 – Дебютный сингл The Spice Girls "Wannabe" возглавил британский чарт. Песня семь недель пробыла на вершинео хит-парада и стала толчком к мировой популярности группы, к концу года, заняв первые места в хит-парадах ещё 21 страны »»
2006 – Компиляция Queen "Greatest Hits" признана самой популярной пластинкой Великобритании всех времён. Вторую позицию рейтинга занимает битловский "Sgt. Pepper" »»
Hubert SUMLIN (1931)
Dan PENN (1941)
Сергей ГАЛАНИН (1961)
Gary MOUNFIELD (1962)