Луис Армстронг, он же "Dippermouth", "Pops", "Satchmo", родился 4 августа 1901 года в Новом Орлеане, а вовсе не в День независимости США 4 июля 1900 года, как он сам считал то ли по наивности, то ли из желания быть легендой еще и в этом. Впрочем, далеко не всех, вошедших в этот мир в новоорлеанском "квартале развлечений", называвшемся "Округ", аккуратно регистрировали в церковных книгах. Полубеспризорный мальчишка был продавцом газет, разносчиком угля, болтался в Second Line. Second Line - Вторая линия - народ, в том числе и мальчишки, которые крутились рядом с уличным бэндом в Новом Орлеане, очарованные магической силой этой музыки).
Его музыкальное образование было ускорено неожиданным арестом в 11-летнем возрасте за то, что он решил в Новый год немного пострелять из пистолета. Исправительное учреждение, куда упекли Луиса, больше напоминало музыкальную школу. А позже необыкновенный талант молодого корнетиста (это инструмент похожий на трубу и весьма распространенный в те времена) был весьма замечен, а сам он получил наставника и друга в лице Джо "Кинга" Оливера - тоже корнетиста, причем знаменитого.
В 1922 году Оливер, имевший "Creole Jazz Band" уже в промышленном Чикаго, пригласил молодого конкурента вторым корнетистом в свой состав, подписав себе тем самым одновременно пропуск в историю джаза и приговор, как музыканту. Он же дал вундеркинду прозвище Dippermouth, имея в виду его невероятный рот, полный белейших зубов. До конца жизни Луис тщательно заботился о состоянии своих зубов и губ, поскольку без этих важнейших деталей на трубе играть никак невозможно.
А пока гений, что уже было понятно к тому времени, по наущению весьма деловой жены, пианистки Лил Хардин, перебрался в Нью-Йорк, где за два года успел прославиться необычайно. Его труба солировала в оркестре Флетчера Хендерсона, он аккомпанировал блюзовым певицам Бесси Смит и Ма Рэйни, выступал с Сидни Беше.
В 1925 году, уйдя из оркестра Хендерсона и вернувшись в Чикаго, Армстронг начал записывать свою знаменитую серию пластинок с ансамблями "Hot Five" и "Hot Seven". Вот это и есть творческий пик трубы Satchmo, а вовсе не спиричуэл "Go Down Moses", известный народу по рекламе одного из банков.
В период с 1925 по 1927 годы Луис ухитрился создать столько шедевров, что иному хватило бы на несколько жизней. В свои квадраты он вложил настоящую жизнь, умные фразы трубы, которой он рассказывал людям свои музыкальные байки.
Квадрат (square) – музыкальный период, в который укладывается мелодия темы. Джазмен импровизирует на тему, укладываясь в эти квадраты. Характерный квадрат классического блюза состоит из 12 тактов.
Тогда же Армстронг начал петь голосом, который в приличном обществе и голосом то назвать невозможно. Но это урчание было продолжением его трубы и воплощением эстетики настоящего джаза, который сместил все понятия о красоте в XX-м веке. Сейчас народ больше помнит его пение, а трубу, которую нередко называли золотой, стали забывать. А это зря, тем более что трубы из золота не делают. Гораздо лучше звучат инструменты из сплавов меди, хотя встречались экспериментальные модели и с серебром.
Луис Армстронг (Louis Armstrong) своей игрой на трубе в 20-е годы XX века не только вывел джаз в профессиональную сферу, но создал эстетические критерии новой музыки. Его звук, фразировка, мелодическая импровизация стали ориентиром для множества музыкантов на многие годы.
Дата рождения:
4 августа 1901
1982 – На пробах в студенческом театре МГУ встретились Алексей Кортнев и Валдис Пельш, будущие основатели группы Несчастный Случай »»
Mel TORMИ (1925)
David CLAYTON-THOMAS (1941)
Peter CETERA (1944)
Dave MUSTAINE (1961)
Феликс ЦАРИКАТИ (1964)
Tupac SHAKUR (1971)