Самым обсуждаемым альбомом последних недель смело можно назвать пластинку Монеточки “Раскраски для взрослых”, а количество запросов в поисковиках о ее персоне заметно выросло.
В самом начале могло показаться, что творчество Лизы Гырдымовой - это какой-то затянувшийся комический мем, с песнями вроде “Гоша Рубчинский” и “Психоделический клауд рэп”, сыгранными на синтезаторе, - тем более что на момент ее первого успеха она училась в 11 классе екатеринбургской школы - такое дополнительное мимими. Примерно такой же эффект, хоть и недолго, производил около 10 лет назад Николай Воронов, автор “Белой стрекозы любви”. Творческая судьба Николая не сложилась, а вот Монеточке удалось перейти из категории “смешных мемов” на новый творческий этап.
Да, она отлично работала с актуальными новостями, записывая трогательные ролики. Она даже отметилась полушансоном “Козырный туз” про возможность получить тюремный срок за лайк или репост. Однако первой ласточкой превращения из мем-звезды в серьезную артистку стала песня “Последняя дискотека”, спродюсированная Витей “БЦХ” Исаевым. И оказалось, что поместив голос певицы, с ее наивными интонациями девочки-тинейждера, в обрамление электронных аранжировок с немного восьмидесятническим флером, можно добиться колоссального эффекта. Текст песни со строчками вроде “глотали “ягу” словно это папин виски” или “вся ваша мудрость умещается в наколке, вся ваша юность - это надпись на футболке” обрел самостоятельность и четкость - и действительно зазвучал как манифест поколения, совершающего переход к взрослой жизни.
Тексты Монеточки на альбоме “Раскраски для взрослых”, заслуживают отдельного анализа. В 10 коротких треках общей длительностью чуть больше 30 минут певица успевает емко и лаконично передать царящие в современной России настроения (“Русский ковчег”), неожиданными словами рассказать про сложную любовь (“Каждый раз”), поделиться переживаниями лирической героини о пути к славе и признанию (“Нет монет”). Она не боится перескакивать с темы на тему: ну правда же, можно ли постоянно оставаться серьезной, если мыслей очень много, а тебе 19 лет и очень интересен мир вокруг?
Продюсером альбома снова выступил Витя Исаев - и именно его танцевально-электронный саунд без навязчивой прямой бочки, присущей многим современным российским поп-хитам, выделил певицу среди других. На выходе получилась дискотека нон-стоп, но без привязки к какому-то модному тренду, - своеобразные “танцы почти со слезами на глазах”, которые обрели дополнительный объем и смысл из-за текстов песен. Благодаря своим убийственным рифмам, Монеточка смело вступает на территорию серьезного хип-хопа, очень хватко выдергивая образы из повседневности. “У них унисекс, а у нас — квас / иконостас, Михайлов Стас”, “Если б мне платили каждый раз / Каждый раз, когда я думаю о тебе / Я бы бомжевала возле трасс / Я бы стала самой бедной из людей” - сложно поверить, что это написала 19-летняя девушка, настолько точно она расставляет смыслы. А еще, как типичному дитя социальных сетей, Лизе удается сделать со словами главное: превратить их не просто в лозунги, но в мемы, которые с огромной скоростью расходятся по интернету.
Монеточкой восхищаются ровесники, которые видят в ней своего представителя; но едва ли не меньше ей восхищаются люди за 30, щедро раздающие авансы и штампы девушке, которая, судя по ее лирике, довольно много читала хорошей поэзии и "все правильно поняла". В какой-то момент применительно к певице подозрительно часто стало звучать слово "постмодернизм" - верный признак, что взрослые дяди купились и пытаются рационализировать свою привязанность.
"Но я кричу: "Долой атеизма мутные мысли
Протестантов грязные пятки!
Непотопляемую отчизну
Дьяволу не уложить на лопатки"
И в Питере все петербургские улицы как из помоев и грязи безликой
Грязью кириллицей гладко рисуется слово великое."
Некоторые критики поспешили сравнить Монеточку с Земфирой,- мол, и у той и другой альбомы рассчитаны на все слои населения; однако проводить параллель между ними не совсем корректно. Монеточка не боится делать околополитические высказывания и иронично подмечать особенности жизни российского провинциального города, тогда как Земфира на своей дебютной пластинке больше находилась на территории рефлексий про чувства и отношения. Другое отличие - тот самый фактор маргинальности. Песни с дебютного альбома Земфиры звучали на огромном количестве радиостанций, а клипы крутились на музыкальных телеканалах, так что самая обычная семья волей-неволей получала доступ к творчеству певицы. Монеточке, как и любому современному молодому музыканту, гораздо важнее реакция подписчиков в социальных сетях, которые давно не открывают для себя музыку на радио или посредством СМИ. Впрочем, от выступления в шоу “Вечерний Ургант” Монеточка не отказалась, тем самым зацепив и более широкую аудиторию.
И вот уже широкая аудитория начала умиляться тому, как в песнях Монеточки забавно легендируются такие близкие девяностые, из которых родом Земфира:
...В девяностые убивали людей
И все бегали абсолютно голые
Электричества не было нигде
Только драки за джинсы с кока-колою
Понавесили крестов на корешей
Пиджаки земляничные нагладили
И на танцы — кровь у всех из ушей
И только "Ласковый Май" пел по радио...
Сама певица не посчитала свой дебют на Первом канале удачным, и даже выпустила видео на своем Youtube-канале про подготовку к номеру и свои переживания. Как любой молодой артист, она постоянно фиксирует для интернета все, происходящее с собственной персоной, не стесняясь между делом снять ролик, в котором зачитывает комментарии хейтеров.
На данный момент Монеточку действительно можно назвать одной из самых интересных исполнительниц 2018 года. Она харизматична, прекрасно держится на сцене и отлично работает со зрительным залом. Но, что самое главное, Монеточке удивительным образом удалось облечь процесс собственного взросления, как в социальном, так и в творческом плане, в музыкальную форму, - не растеряв при этом самобытности, но приобретя новых слушателей. Как говорит сама певица о своей популярности: “Мне кажется, что уже закончился какой-то период, когда из-за хайпа (обо мне узнавали - прим. редакции), и просто аудитория набирается потихонечку, ну как, мне хочется верить, что у меня улучшается качество музыки, качество текста и так далее. Очень хочется верить, что именно так происходит”.
P.S.: "Послушал двух моднейших молодых певиц России: Гречку и Монеточку. Одна мычит, вторая сюсюкает. Энергетика у обеих около нуля. Унылые сиротские песенки в электричке за милостыню. У Монеточки хоть грамотные тексты и немного иронии. Ласковый Май forever. Несчастная страна." (А.К. Троицкий).
1965 – Родился Майк Ди (полное имя - Micheal Diamond), участник нью-йоркского "белого" хип-хоп-трио Beastie Boys. Трио примечательно тем, что исполняет не только хип-хоп, но и инструментальные джазовые, панк-рок и рок-композиции »»
Майя ПЛИСЕЦКАЯ (1925)
Norman GREENBAUM (1942)
Meredith MONK (1942)
Mike VERNON (1944)
Duane ALLMAN (1946)
Joe WALSH (1947)
Robert POSS (1956)
Петр САМОЙЛОВ (1958)