Поистине эпическая история пионеров электронной музыки Tangerine Dream — пятьдесят очень плодовитых лет, результатом которых стали полторы сотни записей — казалось, должна была оборваться со смертью основателя и идеолога группы Эдгара Фрезе (Edgar Froese) в 2015 году. Однако у него, как выяснилось, были другие планы, и деятельность Tangerine Dream (не столько группы даже, сколько музыкальной школы и традиции) продолжается по тем лекалам, которые оставил после себя почивший лидер. С двумя из трех его нынешних наследников, Торстеном Кешингом (Thorsten Quaeschning) и Ульрихом Шнауссом (Ulrich Schnauss), Звуки поговорили в канун выступления коллектива на на фестивале SKIF.
Звуки: Tangerine Dream всегда были очень разным коллективом, записывающим очень разную музыку, дискография группы действительно поражает в этом смысле. Если бы вам пришлось выбрать три-пять основных записей TD (или просто ваши любимые альбомы из примерно ста пятидесяти), какие из них вы бы выбрали? С чего для вас самих началось знакомство с миром Tangerine Dream?
Торстен Кешинг: Очень сложно выбрать отдельные альбомы, потому что одной из идей Tangerine Dream можно было бы назвать некий квест, следование красной нити, связывающей один альбом с другим. Моими личными фаворитами, за исключением всех тех альбомов, где я задействован, можно назвать "Zeit", "Phaedra", "Force Majeure", "Tangram" и "Underwater Sunlight".
Ульрих Шнаусс: Действительно, сложный выбор. Я бы назвал "Force Majeure" — просто потому, что это мой любимый альбом вообще, не только у TD. "Underwater Sunlight" и саундтрек к "Firestarter" разделили бы второе место с небольшим отрывом. "Zeit" (вполне возможно, первый в истории эмбиентный альбом) также должен быть включен, и наконец, потому что не раз я думал, что сольные работы Эдгара превзошли (более или менее) те релизы, которые он одновременно выпускал с группой, добавлю в список его альбом "Pinnacles" 1983 года.
Звуки: Что все еще делает вселенную Tangerine Dream особенной для вас?
Торстен Кешинг: Вселенная Tangerine Dream кажется мне очень естественной и сокровенной. Она дала нам возможность делиться своей страстью к музыке. И особая удача — это великолепная химия между нами троими.
Ульрих Шнаусс: Для меня основная идея Tangerine Dream (использовать новые технологии, но таким образом, чтобы в центре внимания оставался человек, выражающий себя через музыку), сегодня так же релевантна, как и 40 лет назад. На самом деле, она может иметь еще больший вес сейчас, когда многие люди снова занимаются самообманом, полагаясь на современные технологии (интернет, оцифровку и т.д.). Может способствовать социальному прогрессу, поскольку в реальности решение, какое направление развития человечества выбрать, всегда остается нашей, очень личной ответственностью.
Звуки: След Tangerine Dream в нынешней поп-культуре оказался своеобразным и непредсказуемым — от GTA5 до "Очень странных дел" (авторы музыки к сериалу Кайл Диксон и Майкл Стайн признавались, что вдохновлялись записями TD - прим.). И это всего пара примеров, наиболее показательных. Из всех современных электронных музыкантов, кто ближе всего к TD, как в музыкальном, так и в эстетическом плане?
Торстен Кешинг: На самом деле, это отличные примеры, это говорит о признании. Что касается GTA5, то этот проект очень близок нам, потому что мы записали 35 часов эксклюзивной музыки для игр.
Ульрих Шнаусс: Эдгар однажды сказал мне: "Ты можешь написать хит, а можешь придумать новый стиль". В немецком эквиваленте слово "stil" имеет чуть более серьезный смысл, чем в английском — так что вторую половину его высказывания скорее можно перевести как "изобрести новую эстетику".
"Хиты", несомненно, благоприятнее сказываются на твоем банковском счете, но зачастую они поверхностны и легко забываются. Актуальность видения Эдгара и TD (и любой другой эстетической концепции, которая оставила сопоставимый след в современной культуре) для меня заключается в том, что речь идет не только о конкретной группе исполнителей, отдельных движениях или трендах. Я бы сказал, что если бы TD не существовало, вы бы заметили это отсутствие. Оно значительно сказалось бы на любой области современной музыки — и это снова определяет истинную актуальность: создавать что-то, что медленно, но верно влияет на культуру в целом.
Звуки: Альбом "Quantum Gate" был доработан из поздних набросков Эдгара Фрезе. Сколько материала и сколько идей он оставил после себя? Сколько "Квантовых лет" (так должен называться цикл, задуманный Фрезе незадолго до его смерти - прим.) у нас в перспективе?
Торстен Кешинг: Эдгар оставил несколько жестких дисков, полных набросков, MIDI-файлов, аудиофайлов и целых проектов. Учитывая, что большинство альбомов Tangerine Dream собраны из "сольных" композиций, написанных всеми участниками, у нас будет возможность выпустить еще несколько альбомов, это может растянуться лет на десять, а может и больше. Посмотрим, что будет. Сейчас мы планируем следующий альбом и тур на 2019 год.
Звуки: Когда вы решили двигаться дальше после смерти Фрезе, некоторые люди скептически отнеслись к этому. Как отреагировала аудитория, когда вы возобновили выступления в 2016 году? Был ли какой-то момент, когда вы сами были неуверены в том, что все получится?
Торстен Кешинг: После смерти Эдгара в 2015 году не нам было решать, будем ли мы продолжать Tangerine Dream или нет, потому что сам Эдгар уже принял это решение. Я просто принял его в качестве следующего "приказа от босса". Реакция аудитории была очень хорошей, для нас это стало неожиданностью.
Tangerine Dream выступят на фестивале SKIF XXII наряду с Motorpsycho, Holy Motors и многими другими
Санкт-Петербург, Александринский театр и Новая сцена
18 мая 19:00 - 03:00
Paul DESMOND (1924)
Matthew GEE (1925)
Nat ADDERLEY (1931)
Bev BEVAN (1944)
Amy GRANT (1960)
Mark LANEGAN (1964)
Tim FREEDMAN (1964)