James Holden And The Animal Spirits "The Animal Spirits" (Border Community)
Сейчас в это с трудом верится, но 10 лет назад Джеймс Холден играл минимал-техно. Сегодня его интересует краут-рок, джаз и модульные синтезаторы, а под новую пластинку он собрал живой квартет, куда также входят Том Пейдж (Tom Page) (барабанщик, известный также по группам Rocketnumbernine и Rothko), Этьен Жомэ (Etienne Jaumet) (саксофон, электроника, Zombie Zombie) и Маркус Хэмблетт (Marcus Hamblett) (гитара, Eyes & No Eyes). В таком составе британцы записали одну из лучших пластинок года – сложную и одновременно яркую. Звук модульных синтезаторов во всей красе (тот редкий случай, когда люди используют модуляры по назначению, а не просто как генератор шума – сочные жирные тембры, медленно раскрывающиеся фильтры, звонкие арпеджио) плюс свобода спейс-рока, допускающая импровизацию, но не переходящая в хаос. В этой пластинке есть все достоинства прог-рока (в первую очередь, сочетание сложности и красоты), но нет его недостатков (вокала и неуместной напыщенности).
Bitchin Bajas "Bajas Fresh" (Drag City)
Чикагское трио во главе с Купером Крейном (Cooper Crain) (он известен еще и по краут-роковой группе Cave) идеологически схожи с Emeralds. В основе их музыки синтезаторные арпеджио в духе Tangerine Dream, но вместо мелодического развития – бесконечные "трансовые" повторы (в этом смысле они наследуют минималистам, в первую очередь Стиву Райху), живые ударные и немного психоделических импровизаций на всём подряд. Как и полагается группе такого формата, Bitchin Bajas записывают по несколько пластинок в год, причем издают их не где-нибудь на малотиражных кассетах, а на респектабельных и долгоиграющих лейблах типа Important Records и Drag City. Время от времени группу тянет совсем уж в психоделический фолк (у Bitchin Bajas есть несколько альбомов с Bonnie "Prince" Billy), но "Bajas Fresh" – как раз стопроцентная электроника, композиционно выдержанная (без свойственной импровизаторам избыточности) и с тёплым и мягким, без лишней лоуфайности, звуком.
Prins Thomas "Prins Thomas 5" (Prins Thomas Musikk)
Предыдущие пластинки Принса Томаса оставляли ощущение, что еще пару шагов и норвежец окончательно погрузится в прогрессивно-амбиентные дебри, забыв о танцевальном прошлом. В этом смысле пятый лонг-плей – в известной степени возвращение к истокам. Пластинка начинается с легкомысленного балеарик-диско с тренькающей гитарой и хотя к третьему-четвертому треку его всё же затягивает в психоделический туман и "научно-популярные" синтезаторные коллажи в духе BBC Radiophonic Workshop и саундтреков к советской кино-фантастике семидесятых, очевидно что с диско-битом и затейливой перкуссией Принс Томас расставаться не готов, и это наверное хорошо.
Legowelt "Legendary Freaks In The Trash of Time" (Clone West Coast Series)
Если за двенадцатидюймовыми релизами Legowelt следить нет уже никаких сил, то выход каждого альбома по-прежнему остается важным событием. Начинается пластинка крайне многообещающе: Дэнни Волферс (Danny Wolfers) как будто объединяет две свои ипостаси, лоуфай-техно (которое преобладает на тех самых бесконечных "двенашках") и прекрасный научно-фантастический эмбиент, который, казалось, остался где-то во временах его лейбла Strange Life и сайд-проектов типа Smackos и Klaus Weltman. И хотя таким оказывается далеко не весь диск (к середине голландец съезжает в свой любимый формат хмурого и глуховатого "состаренного техно"), звучит альбом куда интереснее большинства его современных лонг-плеев. Главное не вспоминать, что когда-то этот человек записал "Pimpshifter", "Wirtschaftswunder", "Disco Rout" и прочую эйфорическую электро-классику.
Quadratschulz "WW303" (Shipwrec)
Карстен Шульц (Carsten Schulz) – новая звезда жанра braindance, который давно отпочковался от IDM и превратился в самостоятельный культ. После пары самиздатных релизов Карстен подписался на голландский Shipwrec, дебютировал отличной ЕР с ремиксами от Posthuman и участника проекта LFO Геза Варли (Gez Varley) и теперь выпустил наконец полнометражный диск. Здесь всё строго по законам жанра – винтажные драм-машины выстукивает электро и диско-ритмы, пульсирует жирный бас, нарочито расстроенные плывущие синтезаторы выводят мелодические узоры, а где-то на заднем плане побулькивает TB-303 (эйсид есть, но Шульц на него ставку не делает). При каноническом звуке всё решают композиторские способности, и с этим у Карстена порядок, треки один другого ярче. Запиши такую пластинку Афекс Твин, наверняка получил бы за это "Грэмми", а немцу скорее всего придется довольствоваться парой хвалебных рецензий от независимых изданий типа нашего.
Baths "Romaplasm" (Anticon)
Уилл Вайзенфельд (Will Wiesenfeld) под именем Geotiс записывает всевозможный инструментальный чилл в диапазоне от эмбиента и даунтемпо до лёгкого хауса (его последний диск издавал Ghostly International), а под именем Baths сочиняет и поёт песни. Дебютный диск "Cerulean" был идейно близок к хип-хопу (Уилл скорее пел, а не читал, но во всём остальном это был стопроцентный формат тогдашнего Anticon), но к четвертой пластинке след хип-хопа простыл окончательно. Стилистически "Romaplasm" – это интеллигентский инди-поп нулевых-десятых. Вспоминаются то Postal Service, то Junior Boys, то (в тех случаях, когда Уилл слегка манерничает) поздний Патрик Вульф (Patrick Wolf) или сольный Йонси (Jonsi). И если на предыдущей пластинке эта манерность совсем уж ставала поперек горла, то сейчас Baths этим театром одного актёра не злоупотребляет и держит баланс. На выходе получается доброкачественный поп: без претензий на массовость, но довольно эстетичный.
The Hacker "Le Théâtre des Opérations" (Dark Entries)
Вчерашний герой электроклэша, француз Мишель Амато (Michel Amato) настолько увлекся музыкой своей юности, что новый альбом выпускает на американском лейбле Dark Entries, где число переизданий в разы превосходит новые записи. Не то, чтобы нынешний Хакер так уж отличался от того, что он делал раньше – это по-прежнему довольно хмурое "технолектро" с прямым маршевым ритмом. Но с годами Мишеля всё сильнее клонит в сторону EBM (привет вечеринкам Discipline), и половина альбома напоминает слегка отретушированные по звуку инструментальные треки Front 242 времен альбома "Geography". Едва ли этим в 2017-м кого-то удивишь, но звучит достойно.
Function "Recompiled II-II" (A-Ton)
Год назад немецкий техно-лейбл Ostgut Ton завел "дочку" на радость техно-ретроградам и первым же релизом выпустил компиляцию Luke Slater's 7th Plain. В этом году их каталог ограничился всего тремя релизами, два из которых – компиляции старых треков бруклинского техно-ветерана Дэвида Чарльза Самнера (David Charles Sumner) aka Function. Первая часть появилась в августе, вторая – в конце ноября, и выглядит даже более интересной. Материал здесь собран из очень разных периодов. Что-то датировано концом девяностых и выходило на нью-йоркском Infrastructure, что-то – уже музыка "нашей эры" из каталога Sandwell Disctrict. Всё вместе звучит цельно и при этом разнообразно – шумящий фактурный эмбиент, минимализм пластикменовского разлива, утяжеленный детройт и гипнотические стучалки в духе лейбла Tresor. Но главное, всё это – строго соблюдая эстетику "hardware sound". Сыро, жирно и с обилием реверберации.
Brainwaltzera "Poly-ana" (Film)
В эту рубрику пора добавлять обязательный пункт "слоупок-бонус" для музыки, которую обнаруживаешь с некоторым опозданием. Загадочный проект Brainwaltzera попал в поле зрения после того, как выпустил пластинку на испанском acid-revival лейбле Analogical Force. Спустя пару месяцев немецкий лейбл Film (клиентов там раз-два и обчелся, но зато среди них прекрасные Grandbrothers) выпустил дебютный лонг-плей этого музыканта. Здесь тоже встречается брейнданс, но дело им совсем не ограничивается. Начинается альбом с плывущих клавиш под хип-хоповый бит (привет Boards Of Canada), продолжается модным хромым лоуфаем, разгоняется до скверпушеровских оборотов и заканчивается леговельтовским пост-техно. Всё это – с любовью к сырому и нерафинированному синтезаторному звуку. Красота да и только.
1947 – Родился Дэвид Боуи - певец, композитор и музыкант, известный не только разным цветом глаз, но и чрезвычайным стилевым разнообразием своего творчества. До 1967 г. выступал под собственным именем - Дэвид Джонс »»
1963 – Родился лидер группы "Аукцыон", музыкант и композитор Леонид Федоров »»
Luther PERKINS (1928)
Elvis PRESLEY (1935)
Shirley BASSEY (1937)
Robby KRIEGER (1946)
David BOWIE (1947)
Terry SYLVESTER (1947)
Леонид ФЕДОРОВ (1963)
Екатерина КАРИНИНА (1970)
Jenny LEWIS (1976)