Свою неоднократно - но исключительно по делу - раздутую в этой рубрике репутацию фестивальной столицы континента Монреаль умудряется оправдывать даже лютой зимой, когда местная футбольная команда прячется от мороза под крышей Олимпийского стадиона, а школы и автомагистрали закрывают из-за метели. Об идущем в эти дни фестивале - он называется Montréal en lumière - я, кажется, еще не рассказывал, хотя давно пора: к тому же, в 2017 году в его программе хватало не только сезонных развлечений вроде спуска на санях по ледяной горке или интеллигентного пьянства у костров, но и концертов.
В числе многих, выступила на фестивале Агнес Обель (Agnes Obel) - базирующаяся в Берлине датчанка, чьих деликатно балансирующих на грани между фолком и классикой песен хватило на аншлаг в рассчитанном на 1500 зрителей Théâtre Maisonneuve. Вернувшись в Монреаль после трехлетнего отсутствия с обновленной программой (минувшей осенью у Агнес вышел хороший новый альбом "Citizen of Glass"), Обель извинялась за плохой французский (в качестве компенсации предъявляя свой на 50% франкофонный ансамбль), сетовала на отсутствие "настоящего" пианино и вообще многовато болтала - но стоило ей запеть, как все это легко прощалось.
Любительницей поговорить оказалась и Регина Спектор (Regina Spektor), приехавшая в Metropolis с туром в поддержку прошлогоднего альбома "Remember Us to Life" и в игривом настроении - с ходу признавшись, что она чувствует себя "словно во сне - из тех, где обнаруживаешь, что забыла надеть штаны". Не пройдет и пяти минут, как по адресу Регины Ильиничны прозвучит первое - и далеко не последнее в этот вечер - признание в любви. Не пройдет и десяти, как одна из зрительниц во весь голос задастся заставшим артистку врасплох вопросом: "Почему ты все время такая милая?!"
Справедливости ради, в концертном конферансе Спектор объективно много пауз, растирания ладоней и глотков воды - располагавших и к громким признаниям, и к диалогу с залом. Его самыми яркими моментами оказались рассказ о походе на выставку Шагала в местном музее изящных искусств (вывод Регины: "нам всем стоит читать меньше новостей и делать больше кукол"), неминуемый трибьют местному колоссу Леонарду Коэну ("жившему сначала здесь, затем везде, а теперь в вечности"), за которым последовала кавер-версия "Chelsea Hotel #2", и, наконец, выпаленные в экстазе слова "Я не могу поверить, что это - моя работа. Спасибо вам всем!"
Сидя за пианино (которому аккомпанировали виолончель, клавишные и ударные) и играя свои главные песни разных лет, от "Us" и "Après Moi" (где особенно бурной реакции зала удостоились, представьте себе, стихи Пастернака) до "Don't Leave Me (Ne Me Quitte Pas)" и "You've Got Time" (из заставки телесериала "Оранжевый - хит сезона"), Спектор покорила поклонников и очаровала неофитов (хотя последних, кажется, не было), а кульминацию своего обаяния оставила, как и полагается, на бис. Запнувшись в финальной "Samson", Регина попробовала было ее продолжить, окончательно забыла ноты, вспомнила собственную шутку о сне и штанах, допела куплет a cappella - и только потом вспомнила, что к чему.
Если Регина Спектор показалась образцом искренней непосредственности, то Стинг (Sting) продолжает выглядеть королем холодного (пусть и, как правило, блестящего) расчета. Став хозяином Metropolis ровно через сутки после Регины, вернувшийся к рок-н-ролльным корням и камерным по его меркам площадкам певец мой любимейший установил в самом востребованном зале города порядки, каких там сроду не видывали: от зверских цен на билеты до пронумерованных везде, кроме танцпола, мест.
Но самый хитрый фокус тура имени альбома "57th and 9th" Стинг исполняет в самом начале каждого концерта - выходя с балладой "Heading South on the Great North Road" (одной из сильнейших на пластинке) и по сути вынуждая слушать оба следующих за ней разогрева. Первый начинается, когда Стинг еще на сцене: к нему присоединяется сын Джо Самнер (Joe Sumner), за многие годы выступлений на одной сцене с отцом так и не придумавший себе менее унизительное занятие. Больше не возглавляющий группу Fiction Plane Джо развлек всех старательным копированием известно чьих вокальных интонаций и спел всего три песни - но, казалось, находился на сцене целую вечность.
Немногим лучше были и The Last Bandoleros - аккомпанировавшие Стингу на "57th and 9th" гости из Сан-Антонио, полчаса лабавшие номинально бодрый, но по сути довольно унылый Tex-Mex (на последней песне виновник торжества присоединился и к ним). Этот семейно-дружеский междусобойчик (он же - аттракцион неслыханной для артиста щедрости) продолжился и с началом основного сета: бессменный гитарист Стинга Доминик Миллер (Dominic Miller) устроил к нему собственного сына - тоже гитариста - Руфуса, тогда как Джо нашлось место на подпевках, а The Last Bandoleros и вовсе пошли вразнос (ну конечно, песням "Fields of Gold" и "Shape of My Heart" все эти годы недоставало именно аккордеона - или, как его называют в Техасе, "squeeze bag").
Расщедрившись лишь на пару очевидных моментов истины в течение первого часа (стартовая "Synchronicity II", перепетая Джонни Кэшем и оттого являющаяся особым предметом авторской гордости "I Hung My Head"), шоу откровенно преобразилось во второй половине. Все наладилось на "Message in a Bottle" и пошло по нарастающей - да так, что даже вернувшийся к микрофону спеть "Ashes to Ashes" Дэвида Боуи (David Bowie) Самнер-младший особо не раздражал. Как ни крути, а "Walking on the Moon", "So Lonely" и "Roxanne" не испортить ничем (а аккордеон в них благоразумно не совался) - и хотя заявленное возвращение к корням свелось таким образом к давно знакомой формуле "полдюжины новинок + the best of The Police", работает она по-прежнему лучше новых двух.
На второй бис Стинг вышел с намерением спеть "что-нибудь тихое и вдумчивое" и, разумеется, не преминул напомнить, что попадающая под это определение "The Empty Chair" недавно номинировалась на "Оскар" и исполнялась им на соответствующей церемонии - но вовремя сместил акцент с себя любимого. Напомнив еще и о том, что мы живем во времена, когда "пресса в опасности" (документальный фильм, для которого была написана песня, рассказывает о казненном террористами американском фотожурналисте Джеймсе Фоли), Стинг сорвал последние овации вечера - порядочно затянутого, но в целом, как водится, ударного.
Что-то подобное мне хотелось бы сказать и о концерте живучих альт-рок-ветеранов Dinosaur Jr., но с него я сбежал примерно на десятой песне - до того отвратительно их было слышно (хуже, чем прошлым летом на променаде на Кони-Айленде, когда я слушал их из-за забора, застряв в очереди на вход в тамошний амфитеатр). Успев понять, что больше всего в сетлисте песен с нового альбома, и еле-еле дождавшись "Feel the Pain", я принял волевое решение не мучить себя дальше и настраиваться вместо этого на концерты, которые заполнят паузу между последним и следующим монреальскими фестивалями. Благо их, как всегда, немало.
В следующих выпусках колонки:
- The Jesus and Mary Chain @ Massey Hall
- The xx @ Parc Jean-Drapeau
- Nick Cave and the Bad Seeds @ Metropolis
- Franz Ferdinand @ Metropolis
- U2 @ Roger Centre
Автор рубрики - кино- и музыкальный обозреватель Сергей Степанов, с 2006 года живущий в Монреале и более или менее исправно рассказывающий о том, что он увидел там и оттуда за последние недели.
1958 – Элвис Пресли был призван на военную службу. Он проходил ее в Германии »»
1974 – Сингл Эрика Клэптона "I Shot the Sheriff" получил золотой статус, достигнув первого места в чартах всего неделей раньше »»
1981 – Впервые за много лет с момента распада своего дуэта Саймон и Гарфункель выступили вместе в ходе концерта в поддержку нью-йоркских парков. Посетителями концерта стали 400,000 человек »»
David MCCALLUM (1933)
Брайан Эпстайн (1934)
David BROMBERG (1945)
TWIGGY (1949)
Daniel LANOIS (1951)
Nile RODGERS (1952)
Lita FORD (1958)
Marshall JEFFERSON (1959)