Если термин "гражданин мира" (т.е. человек, чья жизнь и деятельность выходит далеко за рамки одного государства или одной культуры) спроецировать на музыку, мы получим артиста, оставившего след в огромном количестве жанров, сцен и течений. Того, кого никак не впишешь ни в рок, ни в джаз, ни в электронику, ни куда-то еще. Британец Фред Фрит – идеальный пример такой личности. Он вырос на блюзе, затем играл прог-рок, стоял у истоков движения Rock In Opposition, заново изобрёл игру на электрогитаре, сотрудничал с Брайаном Ино (Brian Eno), Джоном Зорном (John Zorn), The Residents, Марком Рибо (Marc Ribot) а также не одним десятком джазменов разных школ и поколений. Но все эти попытки как-то охарактеризовать его музыку будут не более, чем очередной иллюстрацией притчи о слепых мудрецах и слоне. Слишком уж Фрит крупное явление, чтобы окинуть его почти 50-летнюю карьеру каким-то единым взглядом.
Поэтому ограничимся лишь несколькими вехами, и первой из них конечно же будет группа Henry Cow, которую Фрит основал в 1968-м вместе с однокашником по Кембриджскому университету Тимом Ходжкинсоном (Tim Hodgkinson). Тим, к слову, тоже недавно выступал в "Доме" с проектом Konck Pack Trio. Henry Cow искали красоту в сложности и поначалу вполне вписывались в рамки прог-рока, но от альбома к альбому в их музыке становилось всё больше джаза, сложных ритмических размеров, диссонансных аккордов, авангардного вокала и прочего "неформата". Дело закончилось разрывом контракта с Virgin, после чего Фрит сотоварищи организовали фестиваль "Rock In Opposition", где участвовали "пять рок-групп, услышать которые вам мешают рекорд-компании". В конце концов фестиваль превратился в музыкальное движение вокруг авангардно-симфонического рока, к которому присоединились десятки групп из разных стран.
Важнейшей вехой для Фрита стал выход первого сольника "Guitar Solos" (1974) – импровизационной пластинки для препарированной электрогитары, где меньше чем за 40 минут Фред заложил фундамент примерно для всей экспериментальной гитарной музыки вплоть до пост-металла. Среди коллег-музыкантов диск более всего впечатлил Брайана Ино, которому тогда еще предстояло изобрести эмбиент, который немедленно пригласил Фреда посотрудничать. Гитара Фрита звучит на альбомах "Before and After Science" и "Music For Films".
После распада Henry Cow в конце семидесятых Фрит перебрался в Нью-Йорк и влился в набиравшую ход авангардно-импровизационную сцену. Фрит создает сразу несколько групп, включая Massacre с Биллом Ласвеллом (Bill Laswell) и Skeleton Crew с Томом Корой (Tom Cora) и Зиной Паркинс (Zeena Parkins), а также присоединяется к Naked City Джона Зорна в качестве бас-гитариста. А начиная примерно с 1990 года дискография Фрита начинает пестрить многочисленными дуэтами, трио, квартетами и прочими разовыми коллаборациями – Фреда всё больше увлекает новый джаз и совместная импровизация. Формат дуэта с исполнителем на духовых (чаще всего на саксофоне) Фрит особенно любит, что легко объяснить – у этого инструмента, пожалуй, наиболее интересно выходит тембральный диалог с резкой и шумной гитарой Фрита.
Именно с таким проектом Фрит и приезжает в Москву на этот раз (этот визит в Россию будет для него уже третьим по счету, а первый случился в далеком 1989м), а его партнером по дуэту выступит датская саксофонистка Лотте Анкер (Lotte Anker). Московской публике Лотте известна в первую очередь как лидер трио Mokuto (они приезжали в "Дом" пару лет назад), а также по авангардному биг-бенду Fire! Orchestra под руководством Матса Густафсона (Mats Gustafson). Два с небольшим года назад швейцарский лейбл Intakt выпустил совместный диск Фрита и Анкер под названием "Edge Of The Light".
FRED FRITH / LOTTE ANKER DUO (США – Дания)
Москва, КЦ "Дом"
1 апреля, 20:00
Дата рождения:
17 февраля 1949
1966 – В Орандж Сити, Калифорния, родился певец и композитор Джефф Бакли, прославившийся своим нервным и красивым фальцетом. Исполненная Бакли композиция Леонарда Коэна «Hallelujah» находится в списке 500 лучших песен всех времён и народов »»
1967 – the Beatles закончили работу в студии над альбомом «Magical Mystery Tour» »»
1987 – На концерте группы «Алиса» милиционеры избивают Константина Кинчева и его беременную жену. Тот в ответ посвящает песню «Эй,ты, там, на том берегу» «иностранным гостям, присутствующим в зале ментам и прочим гадам». Первый скандал, связанный с «Алисой» »»
George MASSO (1926)
Gordon LIGHTFOOT (1938)
Bob GAUDIO (1942)
Martin BARRE (1946)
Rod CLEMENTS (1947)
Leslie MING (1951)
Jeff BUCKLEY (1966)