Вчера в Лос-Анджелесе в 59-й раз раздали призы американской Академии звукозаписи, по инерции считающиеся самыми престижными музыкальными наградами на свете. Продолжавшаяся без малого четыре часа церемония уместила в себя два десятка музыкальных номеров и пять, один триумфальнее другого, выходов Адели (Adele). Наблюдавший за всем этим обозреватель Звуков делится некоторыми соображениями по горячим следам шоу.
1. Адель неудержима
Широко разрекламированную схватку титанов 28-летняя англичанка выиграла за явным преимуществом, не уступив Бейонсе (Beyoncé) ни в одной из трех самых престижных категорий ("Альбом года", "Запись года" и "Песня года") и доведя количество своих "Грэмми" до 15 (из 18 возможных). Адель открыла церемонию своей "Hello" и отличилась ее самым душещипательным моментом - щедрым на события (фальстарт, непечатная брань, тысяча извинений) и слезы (как певицы, так и зрителей) исполнением "Fastlove" покойного Джорджа Майкла (George Michael).
2. Но Бейонсе обокрали
"Я - фанат Бейонсе, - призналась вскоре после окончания шоу его главная героиня. - Все остальные артисты, которые для меня настолько же важны, уже мертвы". Этому тезису англичанка посвятила и большую часть своей финальной победной речи - разломив "Грэмми" за лучший альбом года пополам (якобы случайно - хотя все, кроме членов Академии, в курсе, что лучший альбом года записала именно Бейонсе) и отчасти подсластив пилюлю Королевы Бей, отпраздновавшей величие своего "Lemonade" (и собственную беременность) грандиозным выступлением, но первенствовавшей лишь в двух категориях из девяти, где ее номинировали.
3. Кому нужен Канье, если есть Chance?
Несмотря на то, что в последние дни все самые интересные новости о премии сводились к диалогу ее продюсеров и бойкотировавшего не только церемонию, но и "Грэмми" как явление Фрэнка Оушена (Frank Ocean), его акция артистического неповиновения оказалась одиночной: также не явившиеся в Staples Center Drake и Канье Уэст (Kanye West) не столько протестовали, сколько занимались более важными для себя делами. Дрейку в итоге выписали пару призов за "Hotline Bling", а вот номинированный восемь раз Канье остался ни с чем - уступив не только канадцу, но и своему молодому земляку Chance the Rapper (чей "Coloring Book" стал первым в истории альбомом, награжденным "Грэмми", не будучи при этом изданным на физических носителях).
4. Музыканты аполитичнее кинематографистов
Если недавние раздачи слонов вроде "Золотого глобуса" или премии актерской гильдии пестрели красивыми, умными и злыми антитрамповскими речами, то церемония "Грэмми" оказалась более-менее вне политики. Тему, стеснительно прикрывавшуюся общими фразами вроде "Музыка нам сейчас нужна больше, чем когда-либо", отважились раскрыть разве что A Tribe Called Quest, Anderson .Paak и примкнувший к ним Баста Раймс (Busta Rhymes), по-тарантиновски назвавший Трампа "агентом оранжевым".
5. Успех - дело техники...
Для такой дорогой, звездной и долго готовящейся церемонии на "Грэмми" непростительно много технических провалов - и если Адель, в отличие от прошлого года, сама промахнулась мимо нот, то рычавшему в отключенный микрофон Джеймсу Хетфилду (James Hetfield) было на кого разозлиться. И без того сомнительная идея объединить Metallica и Леди Гагу (Lady Gaga) увенчалась ляпом вечера - а гнев Хетфилда на себе почувствовали как минимум его гитара и микрофонная стойка.
6. ... и тайминга
Сократить эту ярмарку тщеславия где-нибудь на час можно легко и непринужденно - причем, в отличие от "Оскара", где большинство задержек продиктованы разговорчивостью победителей, тут все в руках организаторов. Выступления людей вроде Эда Ширана (Ed Sheeran), Lukas Graham, Келси Баллерини (Kelsea Ballerini) и Pentatonix не нужны вообще никому - иначе без разбавляющей тоску фляжки вроде той, что была у проигравшей восемь раз Рианны (Rihanna), не обойтись никак.
7. Корден заработал проходной балл
После пяти (или пятнадцати?) лет с ведущим LL Cool J его сменщик, жизнерадостный англичанин Джеймс Корден (James Corden), ожидаемо показался глотком свежего воздуха. И хотя многие из его выходов - включая неминуемую вариацию на тему "Carpool Karaoke" с Нилом, кто бы мог подумать, Даймондом (Neil Diamond) - были слегка мимо кассы, Корден заслуживает второго шанса - как минимум за энтузиазм.
8. Рок - не их конек
Самая впечатляющая компания подобралась, как всегда, в категории "Лучший альтернативный альбом", где покойный альтернативщик Дэвид Боуи (David Bowie) одолел Игги Попа (Iggy Pop), Radiohead, Пи Джей Харви (PJ Harvey) и Bon Iver, а вот в роке Академия по-прежнему ничего не смыслит. Так, в пятерку лучших рок-перформансов угодили Twenty One Pilots, та же Бейонсе и концертные треки Alabama Shakes и Disturbed, а статуэтка за лучший рок-альбом, на которую претендовали лебедь, рак и щука в лице Blink-182, Gojira и Panic! at the Disco, досталась Cage the Elephant (видимо, потому что The Black Keys в минувшем году ничего не выпускали).
9. Лучше поздно?
В двух других рок-категориях первенствовал "Blackstar", и хотя его пять побед из пяти возможных - исход предсказуемый и преимущественно справедливый, относиться к Академии всерьез после него как никогда сложно: когда-то награждавшийся за лучшее видео, музыкант Дэвид Боуи среди триумфаторов "Грэмми" оказался - вдумайтесь - впервые. (Немногим меньшая дичь - победа The Beatles, в свое время проигрывавших - с "Revolver"! - Глену Кэмпбеллу, а теперь выигрывающих - с дежурной документальной лентой - у эпического "Lemonade".)
10. Главное - не премии
А, впрочем, кто сказал, что к "Грэмми" нужно относиться всерьез? В первую, вторую и тридесятую очередь это не музыкальная премия, а гала-концерт, и избранные моменты вчерашнего шоу - Бейонсе с еще одной незабываемой визуализацией "Lemonade", Кэти Перри (Katy Perry) с эффектной премьерой нового сингла "Chained to the Rhythm", Адель с посвящением Джорджу Майклу и Бруно Марс (Bruno Mars) с трибьютом Принсу (Prince) - уверенно напрашиваются на место в истории. Хотя лучше бы, конечно, для этого никто не умирал.
Полный список номинантов и обладателей "Грэмми-2017": https://www.grammy.com/nominees
Earl SCRUGGS (1924)
Doris TROY (1937)
Adriano CELENTANO (1938)
Van MCCOY (1944)
Syd BARRETT (1946)
Shirley BROWN (1947)
Sandy DENNY (1947)
Joey MISKULIN (1949)